Перечень учебников |
Учебники онлайн |
||
---|---|---|---|
Предисловие к дополненному изданию 1968 г.Данное издание не является заново переработанным, а всего лишь дополненным. Переработанное издание 1957 г. остается неизменным, за исключением того, что его короткое вступление значительно рас ширено и представлено здесь как главы 1 и II . Другие изменения не значительны и носят технический характер: исправлены типографс кие ошибки и внесены поправки в предметный и именной указатели. Когда впервые писались статьи, составляющие данную работу, они не были задуманы как последовательные главы одной книги. Поэтому напрасно было бы предполагать, что статьи в их нынешней компоновке представляют собой естественную последовательность, с суровой неизбежностью диктующую переход от одной статьи к дру гой. И все же мне не хотелось бы думать, что книга в целом не отлича ется связностью, единством и четко выраженной позицией. Чтобы сделать связность более наглядной, книга разделена на че тыре основные части, при этом в первой задается теоретическая ориентация, на основе которой в дальнейшем исследуются три комплек са социологических проблем. Цель коротких вступлений к каждому из этих трех самостоятельных разделов — избавить читателя от необ ходимости затрачивать умственные усилия при переходе от одной части к другой. В целях единства статьи собраны таким образом, чтобы отразить постепенное развертывание и развитие двух социологических тем, проходящих через всю книгу и полнее выраженных в перспективных установках, которые можно найти во всех главах, чем в их конкрет ном содержании. Это тема взаимодействия социальной теории и со циального исследования и тема кодификации как фундаментальной теории, так и методик социологического анализа, особенно качествен ного анализа. Разумеется, эти два объекта внимания не отличаются чрезмерной скромностью объема. На самом деле если бы я дал понять, что статьи делают нечто большее, чем просто очерчивают грани этих больших и нечетко обрисованных областей, то сама чрезмерность притязаний лишь подчеркнула бы скромность результатов. Но поскольку объе динение теории и эмпирического исследования и кодификация тео рии и метода проходят красной нитью через все главы книги, вполне уместно сказать несколько слов о теоретической ориентации, изло женной в первой части. В первой главе представлены факты, относящиеся к отличающим ся друг от друга, хотя и взаимодействующим функциям историй со циологической теории, с одной стороны, и к формулировкам ныне используемой теории, с другой стороны. Едва ли нужно лишний раз отмечать, что современная теоретическая социология основывается на наследии прошлого. Но весьма полезно, как мне представляется, изу чить интеллектуальные требования к подлинной истории социологической мысли: чтобы она была не просто хронологически подобранным рядом кратких обзоров социологических доктрин. Точно так же полезно рассмотреть, что именно современная социологическая тео рия черпает из предшествующей. Поскольку за последнее десятилетие много внимания уделялось социологической теории среднего уровня, есть все основания пересмот реть характер и развитие такого рода теории в свете применения и кри тики, которые возникли за это время. Такова цель второй главы. В главе III предлагается система для социальной теории, извес тная как функциональный анализ. В ее основе находится парадигма, кодифицирующая предположения, понятия и методики, неяв но (а иногда и явно) присутствующие в функциональных интерпре тациях, разработанных в областях социологии, социальной психо логии и социальной антропологии. Если отбросить многозначность слова открытие, то можно сказать, что элементы парадигмы в ос новном были открыты, а не изобретены. Они были найдены отчасти в результате критического и тщательного рассмотрения эмпиричес ких исследований и теоретических дискуссий ученых, применяющих функциональную ориентацию при изучении общества, и отчасти в результате пересмотра моих собственных работ по социальной струк туре. В последних двух главах первой части дается краткий обзор видов взаимосвязи теоретических и эмпирических исследований, существу ющих ныне в социологии. В главе IV разграничиваются связанные между собой, но совер шенно особые виды исследования, обозначенные зачастую нечетко использованным термином социологическая теория: методология или операциональная логика, общие ориентации, анализ понятий, ин терпретации ex post facto *, эмпирические обобщения и теория в стро гом смысле слова. Изучая взаимосвязи между ними (а тот факт, что они связаны, подразумевает и их различие), наряду с функциями об щих ориентации в теории я подчеркиваю их недостатки, которыми социология наделена в гораздо большей степени, чем множеством эм пирически подтвержденных и точно определенных закономерностей, выведенных из общей теории. Таким же образом я подчеркиваю и пытаюсь охарактеризовать важность эмпирического обобщения, а не только его половинчатость. В этой главе высказывается мнение, что такие разрозненные обобщения можно сопоставить и свести воеди но путем кодификации. Тогда они становятся отдельными проявле ниями общего правила. В пятой главе изучается вторая сторона этого взаимоотношения между теорией и эмпирическим исследованием: разнообразные виды последствий эмпирического исследования для развития социологи ческой теории. Только те, кто скорее просто читает об эмпирическом исследовании, а не занимается им непосредственно, могут продол жать считать, что его исключительной или даже первейшей функцией является проверка выдвинутой ранее гипотезы. Это представляет собой существенную, но узкую и далеко не единственную функцию эмпирического исследования, которое играет гораздо более активную роль в развитии теории, чем роль пассивного подтверждения. Как под робно описано в этой главе, эмпирическое исследование также закладывает основы социологической теории, заново формулирует, пе реориентирует и уточняет ее. И поскольку оно тем самым обогащает теорию, становится ясно, что социолог-теоретик, далекий от всякого эмпирического обследования, знающий о нем, так сказать, понаслыш ке, рискует отгородиться оттого самого реального опыта, который ско рее всего может подсказать ему, какое направление его поисков явля ется наиболее плодотворным. Его ум не оплодотворен реальным опы том. Он далек от довольно частого опыта неожиданных открытий, сде ланных случайно, не являвшихся предметом целенаправленного поиска, — опыта, которым обладает подготовленный к новым открытиям ум. Отмечая это, я считаю такую непреднамеренность открытия фактом эмпирического исследования, а не его философией. Макс Вебер был прав, присоединяясь к мнению, что не надо быть Цезарем, чтобы понять Цезаря. Но для нас, социологов-теоретиков, существует соблазн иногда поступать так, будто нет необходимости даже изучать Цезаря, чтобы его понять. И все же мы знаем, что взаимодействие теории и эмпирического исследования способствует как пониманию отдельного случая, так и расширению общего правила.
Я глубоко признателен Барбаре Бенген, приложившей свой редак торский талант к первым двум главам, д-ру Хэрриет А. Цукерман — за ее критические замечания по поводу их чернового варианта и миссис Мэри Майлз, превратившей неразборчивый рукописный текст с мно жеством пометок и исправлений в четкий машинописный вариант. Подготовку этих вступительных глав мне помог осуществить грант Национального научного фонда. Р.К.М. Гастингс-он-Гудзон, Нью-Йорк Март, 1968 Предисловие к исправленному изданию 1957 г .Примерно более трети содержания в этом издании — новое. Главное изменение заключается в наличии четырех новых глав и двух биб лиографических дополнений с обзором последних достижений в областях, рассмотренных в главах, к которым они прилагаются. Я также постарался улучшить изложение в различных частях книги, пере писав абзацы, которые были не такими ясными, как следовало бы, и устранил несколько досадных ошибок, которых вообще не следовало допускать. Из четырех глав, добавленных к этому изданию, две взяты из опуб ликованных работ, одна из которых вышла из печати, а вторая скоро будет издана. Книга «Модели влияния: локальные и космополити ческие факторы влияния», впервые вышедшая в «Комьюникейшнз Ри- серч», 1948—1949 (П.Ф. Лазарсфельд и Ф.Н. Стэнтон, издатели), яв ляется частью продолжающегося цикла работ Отдела прикладного социального исследования при Колумбийском университете, посвя щенных роли личностного влияния в обществе. В этой главе мы вво дим понятие «фактор влияния», определяем два самостоятельных типа личности как факторы влияния («локальный» и «космополитичес кий») и соотносим эти типы со структурой влияния в местном сообществе. Вторая из этих глав, «Вклад в теорию референтно-группового поведения», была написана вместе с м-с Алисой С. Росси и снача ла опубликована в работе «Связи в социальных исследованиях» (Р.К. Мертон и П.Ф. Лазарсфельд, издатели). Опираясь на обширные до казательства, представленные «Американским солдатом», автор фор мулирует определенные условия, при которых люди ориентируются на нормы различных групп, в частности тех, в которые они не входят. Две другие главы, добавленные в этом издании, ранее не публико вались. Первая из них, «Связьтеории социальной структуры и аномии», пытается объединить новый эмпирический и теоретический анализ такого нарушения социальных норм, которое известно как аномия. Во второй, «Связь теории референтных групп и социальной структуры», предпринята попытка выявить именно социологические в отли чие от социопсихологических выводы из современного исследования поведения референтных групп. Цель в том, чтобы изучить некоторые теоретические проблемы социальной структуры, которые необходи мо решить, прежде чем можно будет продвинуться вперед в социоло гическом анализе референтных групп. Библиографические дополнения кратко затрагивают функцио нальный анализ в социологии и более подробно — роль пуританства в развитии современной науки. Я выражаю особую признательность д-ру Элинор Барбер и миссис Мэри Клинк за помощь в чтении гранок и миссис Бернис Зелдич — за подготовку указателя. При внесении исправлений в книгу я восполь зовался небольшой субсидией, предоставленной Программой пове денческих наук Фонда Форда, которая является частью его списка грантов, заранее не ограничивающей предоставление субсидий ра ботой над точно определенным проектом. Р.К.М. Гастингс-он-Гудзон, Нью-Йорк День благодарения, 1956 Благодарности Никто в полной мере не знает, что именно сформировало его мышление. Мне трудно проследить в деталях происхождение кон цепций, выдвинутых в этой книге, и докопаться до причин их по степенного изменения в процессе многолетней работы. В их развитие внесли вклад многие социологи, и каждый раз, когда источник известен, на него сделана ссылка в многочисленных примечаниях к отдельным главам. Но среди них есть шесть человек, у которых я в особом долгу, в разной степени и по разным причинам, и именно им я хочу отдать дань уважения. Самая первая и глубочайшая признательность лишь в какой-то мере и слишком поздно отражена в самом факте посвящения этой книги Чарльзу X . Хопкинсу. Благодаря тому, что этот чело век, муж моей сестры, жил на этом свете, у многих людей укрепи лось чувство собственного достоинства. И тюка живы те, кто со прикасался с ним, будет жив и он. С любовью, уважением и благо дарностью я посвящаю эту книгу Хопу, который обнаружил, что может научить других. Своему хорошему другу Джорджу Итону Симпсону, ныне работа ющему в Оберлинском колледже, я признателен за то, что он взялся за самонадеянного второкурсника, чтобы тот понял, как будоражит интеллект изучение работы систем социальных отношений. Более благоприятного знакомства с социологией я не мог бы для себя и пред ставить. Еще до того, как Питирим Сорокин погрузился в изучение все мирных исторических процессов (что представлено в его «Социаль ной и культурной динамике»), он помог мне избавиться от узости кругозора, разрушив представление о том, что эффективное изучение об щества ограничивается территорией Америки, и от подсказанного тру щобами представления, что основная тема социологии заключается в изучении таких периферийных проблем общественной жизни, как развод и преступность несовершеннолетних. Я с радостью и честно признаю свой долг перед ним, который я еще не отдал. Джорджу Сартону, пользующемуся огромным уважением среди историков науки, я благодарен, помимо консультаций, за дружеское расположение и за предоставленное мне право почти два года рабо тать в его знаменитой комнате 189 в Гарвардской библиотеке. Малую толику его влияния можно обнаружить в первой главе этой книги, посвященной требованиям к истории социологической теории, и в части IV , посвященной работам по социологии науки. Те, кто будет читать следующие страницы, вскоре осознают, как я обязан своему учителю и другу Толкотту Парсонсу, который еще в начале своей педагогической карьеры столь многих заразил своей увлеченностью аналитической теорией. Масштаб его личности как учи теля проявился в том, что он развивал пытливость ума, а не плодил послушных учеников. Интеллектуальная близость, к которой распо лагало небольшое аспирантское отделение социологии в Гарварде в начале 30-х годов, позволяло аспирантам вроде меня поддерживать тесную и непрерывную связь с преподавателем уровня д-ра Парсон- са. Это был, по сути, узкий круг единомышленников. Такой в наши дни трудно найти на факультетах, где десятки аспирантов и неболь шая группа перегруженных профессоров. В последние годы, работая в одной упряжке в Отделе приклад ных социальных исследований Колумбийского университета, я мно гому научился у Поля Ф. Лазарсфельда. Поскольку из наших бес численных разговоров очевидно, что он не представляет, до какой степени я ему обязан интеллектуально, я особенно рад представив шемуся случаю привлечь его внимание к этому публично. Далеко не последнюю роль сыграла его скептическая любознательность, вы нудившая меня еще яснее сформулировать причины, по которым функциональный анализ представляется мне в настоящее время са мым перспективным, хотя и не единственным, теоретическим под ходом к широкому кругу проблем в человеческом обществе. Более того, на своем собственном примере он укрепил во мне убежденность, что огромная разница между социологией как наукой и со циологическим дилетантизмом заключается в систематическом и се рьезном, то есть интеллектуально ответственном и строгом, изучении того, что поначалу кажется лишь интересной идеей. Это, как м не представляется, также имеет в виду и Уайтхед в заключитель ных строках эпиграфа к данной книге. Другие четыре человека мало нуждаются в выражении моей при знательности; одна — поскольку всем, кто меня знает, известно, насколько я ей обязан; трое других — поскольку, когда придет время, обнаружат сами, что именно вызывает у меня чувство огромной при знательности к ним. Часть 1 О теоретической социологииI . Об истории и систематике социологической теории«Наука, которая не торопится забыть своих основателей, об речена». «Для науки на ранней стадии характерна как честолюбивая глубина поставленных задач, так и дилетантство в обращении с деталями». «Но близко подойти к подлинной теории и осознать ее точное применение — две совершенно разные вещи, как учит нас история науки. Все истинно значимое уже было сказано раньше кем-то, кто этого просто не осознал сам». Алфред Норт Уайтхед «Организация мышления» Хотя в этой книге я во многом опираюсь на труды социологов прошлого, в ней речь идет не об истории социологической теории, а о систематической сути определенных теорий, с которыми сейчас имеют дело социологи. Разница между ними весьма существенная. И все же их часто смешивают в учебных программах и публикациях. Фактически социальные науки вообще, за все большим исключением психологии и экономики, склонны объединять современную теорию с ее историей в гораздо большей степени, чем такие науки, как биология, химия или физика 1 .
Упрощенное понимание единства истории и систематикиВесьма знаменательно, что социологи склонны объединять историю с систематикой теории. Ведь Огюста Конта, часто называе мого отцом социологии, они также считают и отцом истории на уки 2 . Однако при этом заманчивом, но фатальном слиянии совре менной социологической теории с историей социологических идей игнорируются их существенно разные функции. Столь необходимое признание разницы между историей и систематикой социологии могло бы привести к написанию реальных историй. В них бы были составные части и формальные характеристики лучших историй других наук. В них рассматривались бы такие вопросы, как комп лексное происхождение социологических идей, пути их развития, связи теории с меняющимся социальным происхождением и, сле довательно, социальным статусом ее представителей, взаимодействие теории с изменяющейся социальной организацией социоло гии, распространение теории от центров социологической мысли и ее модификация в процессе распространения, и то, каким образом на нее влияли изменения в окружающей культуре и социальной структуре. Осуществленное на практике разграничение способство вало бы, короче говоря, созданию социологической истории социо логической теории.
Однако у социологов сохраняется весьма ограниченное, упрощен ное представление об истории социологической теории как о собрании критических обзоров прошлых теорий с добавленными для пикантности краткими биографиями главных теоретиков. И тогда ста новится понятно, почему почти все социологи считают, что они вправе преподавать и писать «историю» социологической теории — в конце концов, они же знакомы с классическими работами прошлого. Но такое представление об истории теории не является фактически ни историей, ни систематикой, а лишь неудачным гибридом. В действительности эта концепция — аномалия в современной интеллектуальной работе, говорящая о том, что социологи и историки все чаще меняются ролями. Так, социологи придерживаются своей узкой и поверхностной концепции истории идей в то самое время, когда новое поколение специалистов по истории науки вглубь и вширь пропахивает поле социологии, психологии и политологии в поисках теоретических ориентиров для своих интерпретаций раз вития науки 3 . Специализированная история науки включает разумные, но ошибочные концепции, убедительные на момент их формулировки, но позднее не выдержавшие эмпирических проверок или заме ненные концепциями, более соответствующими дополнительным данным по этому вопросу. В нее также входят неудачные начальные попытки, ныне архаические доктрины и как бесполезные, так и полезные ошибки прошлого. Логическое обоснование истории науки заключается в том, чтобы понять, почему все произошло именно так в той или иной науке или комплексе наук, а не в том, чтобы привес ти краткие обзоры научной теории в хронологический порядок. Бо лее того, такого рода история не ставит своей целью обучить совре менного ученого ныне практикуемой теории, методологии или ме тодам в его науке. Историю и систематику научной теории можно соотносить друг с другом именно потому, что сначала признается различие между ними.
Социологи и историки науки кардинально поменялись ролями и в другом, тесно связанном с этим отношении. Историки энергично составляют «устную историю» 4 недавнего прошлого науки, записы вая на пленку проведенные методом фокус-групп интервью с глав ными участниками этой истории; социологи до сих пор ограничива ются обращением к опубликованным документам. Это еще один при мер того, как переместившиеся на чужую территорию историки об гоняют коренных жителей-социологов, которым они явно обязаны своими методами интервью. Короче говоря, историки физических и биологических наук начинают писать аналитические истории, осно ванные на социологии науки 5 , тогда как социологи продолжают рас сматривать историю социологической теории как ряд критических кратких обзоров следующих друг за другом теоретических систем. Когда социологи исходят из этой ограниченной концепции, впол не естественно, что главными источниками для них являются опуб ликованные труды, описывающие эти теоретические системы: напри мер, труды Маркса, Вебера, Дюркгейма, Зиммеля, Парето, Самнера, Кули и других, менее внушительных фигур. Но этот вроде бы очевид ный выбор источников разбивается о подводный камень — различие между законченными вариантами научной работы в том виде, в котором они появляются в печати, и действительным ходом проводимого ученым исследования. Оно слегка напоминает различие между учеб никами по «научному методу» и тем, что на самом деле думают, чув ствуют и делают ученые, когда занимаются своей работой. Книги, посвященные методам, выдают идеальные модели: как ученые долж ны думать, воспринимать и поступать, но эти искусные нормативные модели, как известно всякому, кто занимается исследованием, не воcпроизводят те типичные отступления от нормы, которые они делают в ходе исследований. Чаще всего научная статья или монография предстает в безупречном виде, совсем или почти не отражающем интуитивные догадки, неудачные предпосылки, ошибки, несоответствия и счастливые случайности, которые на самом деле сопутствовали исследованию. Таким образом, научные публикации не предоставляют множество источников, необходимых для реконструкции действительного хода научных разработок.
В качестве примера: Американский институт физики составляет под руковод ством Чарльза Уэйпера «устную» и документальную историю ядерной физики; с его методами вполне могли бы соревноваться социологи, занимающиеся недавней исто рией своей собственной дисциплины. — Примеч. автора.
Концепция истории социологической мысли как ряда критических обзоров опубликованных идей очень сильно отстает от общепризнанной реальности. Даже до того, как три столетия назад был изобретен жанр научной статьи, было известно, что беспристрастный, гладкий и условный язык науки может передать голую суть новых вкладов в науку, но не может воспроизвести действительный ход исследования. Другими словами, даже тогда признавали, что история и систематика научной теории требуют совершенно разных исходных материалов. В самом начале семнадцатого века Бэкон отмечал с недовольством, что никогда никакое научное знание не было представлено в том же порядке, в каком было получено, в том числе и в математике, хотя следо вало бы принять во внимание, что в утверждениях, идущих в конце, дей ствительно используются для доказательства и наглядности утверждения или допущения, идущие в начале 6 . С тех самых пор мыслители с присущей им наблюдательностью периодический, по всей видимости, независимо друг от друга отмечали то же самое. Так, спустя век Лейбниц высказал во многом похожее замечание в своем неофициальном письме, которое к настоящему времени стало историческим документом: Декарт хотел нас уверить, что почти ничего не читал. Это было слиш ком. И все же хорошо изучать открытия других ученых так, чтобы нам становился ясен источник открытий и они становились в некотором роде нашими. Хорошо, если бы авторы давали нам историю своих открытий и этапы на пути к открытию. Если они себя этим не утруждают, нам надо постараться угадать эти этапы, для того чтобы извлечь большую пользу из их работ. Если бы критики сделали это для нас при обзоре книг [здесь, конечно, закономерен вопрос к великому математику и философу: как?], они бы оказали публике огромную услугу 7 .
По сути, и Бэкон, и Лейбниц говорят о том, что исходные материалы, необходимые для истории и для систематики науки, отлича ются существенным образом. Но поскольку ученые обычно публи куют свои идеи и находки не для того, чтобы помочь историкам вос становить их методы, а чтобы сообщить современникам и, как они надеются, потомкам о своем вкладе в науку, они по большей части продолжают публиковать свои работы скорее в логически обоснованном виде, чем в исторически описательной манере. Эта практика продолжает вызывать такого же рода замечания, как у Бэкона и Лейбница. Почти через два века после Лейбница Мах отметил, что, на его взгляд, положение дел не улучшилось за тысячелетия после по явления евклидовой геометрии. Научные и математические описания все еще тяготели скорее к логической софистике, чем к отображению путей исследования: «Евклидова система восхищала философов сво ей логической безупречностью, и, очарованные ею, они не разгляде ли ее недостатков. Великие исследователи, даже в недавние времена, были сбиты с толку и представляли результаты своих исследований, следуя примеру Евклида; тем самым они фактически скрыли свои методы исследования, что нанесло науке огромный ущерб» 8 . И все же в некотором отношении наблюдение Маха возвращает нас вспять. Он не смог понять того, что так ясно осознал Бэкон не сколько веков назад: научные отчеты и протокольные записи будут неизбежно различаться в зависимости от того, имеют ли они своей целью внести определенный вклад в современную систему знаний или улучшить понимание того, как исторически развивается научная ра бота. Но Мах подобно Бэкону и Лейбницу все-таки дает понять, что нельзя надеяться восстановить подлинную историю научного поиска, уделяя внимание лишь конвенционализированным опубликованным сообщениям. Это же недавно подчеркнул физик А.А. Моулз, сказав ший, что ученые «профессионально подготовлены скрывать от себя свои самые глубокие мысли» и «невольно преувеличивать рациональ ный аспект» работы, проделанной в прошлом 9 . Здесь необходимо под черкнуть, что эта привычка сглаживать недостатки реального хода исследования в основном вызвана сложившимися правилами научных публикаций, предусматривающими безликость языка и формы сообщения. Из-за этого создается впечатление, что идеи развивают ся без участия человеческого ума, а исследования проводятся без привлечения рук человека. Это наблюдение обобщил ботаник Агнес Арбер, заметивший, что «манера представления научной работы... формируется идейными пристрастиями этого периода». Но хотя сти ли научного изложения разнятся в зависимости от преобладающих интеллектуальных предпочтений конкретного отрезка времени, все они представляют собой скорее стилизованное. Это наблюдение обоб щила ботаник Агнес Арбер, заметившая, что «способ представления научной работы... формируется идейными пристрастиями того перио да, когда она создается». Но хотя стили научного изложения разнятся в зависимости от преобладающих интеллектуальных предпочтений кон кретного отрезка времени, все они представляют собой скорее сти лизованное воссоздание исследования, чем точное описание его фак тического развития. Так, Арбер отмечает, что во времена Евклида, когда высоко ценилась дедукция, действительный ход исследования был скрыт за «искусственным методом нанизывания утверждений на произвольно выбранную нить дедукции», что делало неясным его эм пирический аспект. Сегодня у ученого «из-за господства индуктив ного метода, даже если он на самом деле пришел к гипотезе по анало гии, возникает инстинктивное желание замести следы и представить всю свою работу — а не просто доказательство — в индуктивной фор ме, как будто фактически все выводы получены благодаря именно это му методу» 10 .
Агнес Арбер отмечает, что лишь в художественной литературе можно обнаружить попытки передать переплетающийся ход мысли: Лоренс Стерн и некоторые современные авторы, на чью манеру пись ма он повлиял [довольно явная аллюзия на таких импрессионистов, как Джеймс Джойс и Вирджиния Вульф], отчетливо представили себе и по пытались передать посредством языка сложное, нелинейное поведение человеческого ума, как он мечется, пренебрегая оковами временной пос ледовательности; но немногие [ученые] отважились бы на такой экспе римент»". Тем не менее есть основания надеяться, и далеко не в силу наи вного оптимизма, что социологам в конечном счете удастся преодолеть свое неумение отличить историю от систематики теории. Прежде всего некоторые из них осознали, что обычные публикации пред ставляют собой недостаточную основу для того, чтобы докопаться до истинной истории социологической теории и исследования. Они восполняют этот пробел, обращаясь к другим источникам: научным дневникам и журналам (например, Кули),'переписке (например, Маркса — Энгельса, Росса — Уорда), автобиографиям и биографиям (например, Маркса, Спенсера, Вебера и многих других). Современные социологи начинают издавать беспристрастные хронологи ческие записи того, как практически проходили их социологические исследования, подробно описывая, какие интеллектуальные и соци альные влияния они испытывали, как случайно натолкнулись на те или иные факты и идеи, отмечая свои ошибки и оплошности, откло нения от первоначального замысла исследования и всякого рода дру гие эпизоды, которые возникают при работе, но редко попадают в опубликованные сообщения 12 . Хотя это только начало, хроники та кого рода значительно расширяют практику, введенную Лестером Ф. Уордом в шеститомных «Зарисовках космоса» 13 , когда каждое эссе он предварял «историческим наброском о том, когда, где и почему имен но оно было написано» 133 .
Другой многообещающий знак — это появление в 1965 г. «Журнала истории поведенческих наук», первого журнала, полностью по священного истории этих наук (тогда как истории естественных и биологических наук посвящены несколько десятков основных и сотни второстепенных журналов). Третий признак — растущий интерес к истории социального исследования. Именно на этот путь указал, на пример, Натан Глейзер в своем подлинно историческом эссе о «Происхождении социального исследования в Европе», а Поль Ф. Лазарс- фельд основал программу специальных монографий, посвященных раннему этапу развития эмпирического исследования в Германии, франции, Англии, Италии, Нидерландах и Скандинавии 14 . А Олвин Гоулднер своей недавней работой о социальной теории Платона со здает явный прецедент для монографий, связывающих окружающую социальную структуру и культуру с развитием социальной теории 15 . Таковы лишь некоторые признаки того, что социологи обращаются к явно историческому и социологическому анализу развития теории.
Преемственность и прерывность в социологической теорииКак и прочие мастера своего дела, историки идей подвержены разнообразному профессиональному риску. Самая интересная его разновидность появляется каждый раз, когда они пытаются иденти фицировать историческую преемственность и прерывность появле ния идей. Заниматься этим — все равно что ходить по проволоке, так как часто достаточно немного отклониться от вертикального положения, чтобы потерять равновесие. Для историка идей это чревато или тем, что он будет утверждать, что обнаружил преемственность мысли там, где ее фактически не существовало, или тем, что ему не удастся выявить ее там, где она действительно была 16 . Когда наблюдаешь за поведением историков науки, то складывается четкое впе чатление, что их ошибки чаще всего, если не всегда, сводятся к первому из этих заблуждений. Они, недолго думая, указывают на нали чие ровного потока предвестников, предвидений и предвосхищений во многих случаях, где более тщательное исследование выявляет их как плоды воображения.
Вполне понятно, что для социологов это характерно не в мень шей степени, чем для историков науки. Ибо и те и другие принимают модель исторического развития науки как приращение знаний; с этой точки зрения редкие паузы случаются только из-за неудачной попыт ки восстановить полную информацию из трудов прошлого. Не зная предыдущих работ, ученые других поколений делают открытия, ока зывающиеся переоткрытиями (то есть концепциями и сведениями, уже изложенными раньше в каждом функционально существенном отношении). Для историка, имеющего доступ и к ранним, и к более поздним вариантам открытия, это является показателем интеллектуальной, хотя и не исторической преемственности идей, о которой не подозревал более поздний автор открытия. Это предположение о пре емственности подтверждается тем фактом, что в науках имеют место многократные независимые открытия, о чем свидетельствуют мно гочисленные примеры 17 . Отсюда, конечно, не следует, что поскольку некоторые научные идеи были полностью предвосхищены, то так было во всех случаях. В действительности историческая преемствен ность знаний включает в себя новые дополнения к предыдущим зна ниям, которые не были предугаданы; в какой-то мере также имеет место настоящая прерывность в форме квантовых скачков в форму лировке идей и открытии эмпирических закономерностей. Фактичес ки одна из мер по развитию социологии науки как раз и состоит в решении проблемы определения условий и процессов, вызывающих преемственность и прерывность в науке. Эти проблемы воссоздания степени преемственности и прерыв ности присущи всей истории науки. Но они приобретают особый ха рактер в истории таких наук, как социология: здесь она в основном ограничивается кратким обзором идей, расположенных в хронологическом порядке. В трудах, исключающих серьезное изучение взаимодействия идей и социальной структуры, на авансцену выдвигается утверждаемая связь между ранее и позднее высказанными идеями. Историк идей, признает он это или нет, в этом случае ограничивается различением степени сходства между такими идеями, причем спектр различий описывается терминами «переоткрытие», «повторное открытие», «предвидение», «предвосхищение» и, что уже крайность, «выискивание предвосхищений».
1. Повторное открытие и предоткрытие. Строго говоря, многократ ные независимые открытия в науке относятся к сущностно идентичным или функционально эквивалентным идеям и эмпирическим данным, изложенным двумя или более учеными, не подозревающими о работе других исследователей. Когда это происходит примерно в одно и то же время, их называют «одновременно сделанными» независимы ми открытиями. Ученые не разработали общепринятых критериев «од новременности», но на практике многократные открытия описывают как одновременные, когда они происходят в пределах нескольких лет. Когда между функционально взаимозаменяемыми открытиями более длинный промежуток времени, более позднее называют повторным. По скольку у историков науки нет устоявшегося обозначения для более раннего, мы будем применять термин предоткрытие. Не так-то легко определить степень сходства между независимо выдвинутыми идеями. Даже в таких более точных дисциплинах, как математика, решительно оспариваются претензии на независимые многократные открытия. Вопрос в том, при какой степени совпаде ния можно говорить об «идентичности»? При тщательном сравнении неевклидовых геометрий, созданных Больяй* и Лобачевским, напри мер, выясняется, что Лобачевский разработал пять из девяти основных компонентов их совпадающих концепций более систематически, плодотворнее и более детально 18 . Точно так же было отмечено, что среди тех двенадцати ученых, кто «сам выявил важнейшие компоненты понятия энергии и ее сохранения», не было даже двух с абсолютно одинаковой концепцией 19 . Тем не менее, немного ослабив критерии, их в целом описывают как многократные независимые открытия. А для характерно менее точных формулировок в большин стве социальных наук становится еще труднее установить сущностное сходство или функциональную эквивалентность независимо раз работанных концепций.
Вместо радикального сравнения ранних и поздних вариантов «од ного и того же» открытия подтверждение другого рода может служить предположительным, если не определяющим доказательством идентичности или эквивалентности: это сообщение более позднего авто ра, что другой пришел к открытию раньше его. По всей видимости, все эти сообщения правдивы. Поскольку нынешний век науки по ощряет оригинальность (в отличие от прежних времен, когда новые идеи преднамеренно относили к авторитетам древности), маловеро ятно, чтобы авторы открытий отрекались от оригинальности своей собственной работы. Во всех науках мы находим свидетельства того, что авторы более позднего открытия сами сообщают о предоткрыти- ях. Например, автор многих открытий в физике Томас Юнг сообщал: «Я потом обнаружил, что несколько неизвестных английским матема тикам положений, которые, как мне казалось, я открыл первым, были уже открыты и доказаны зарубежными математиками». Перед Юнгом, в свою очередь, извинился Френель, узнавший, что невольно воспро извел работу Юнга по волновой теории света 20 . Так и Бертран Рассел отмечал, говоря о своем вкладе в книгу « Principia Mathematica », на писанную им и Уайтхедом, что «большая часть работы уже была сде лана Фреге, но мы тогда этого не знали» 21 . В каждой области общественных и гуманитарных наук тоже есть свой ряд случаев, когда более поздние авторы заявляют, что их опере дили, давая тем самым красноречивое подтверждение факту много кратных открытий в этих дисциплинах. Рассмотрим хотя бы некото рые примеры: Павлов настойчиво утверждал, что «честь проделать пер вые шаги на этом пути [нового метода исследования Павлова] принадлежит И.Л. Торндайку» 22 . Фрейд, который более 150 раз подтвердил в печати свою заинтересованность в приоритете своего открытия, сооб щает, что позже «нашел существенные характеристики и наиболее зна чительную часть своей теории сновидений — сведение искажения сновидения к внутреннему конфликту, своего рода внутренней нечес тности — у автора, знакомого с философией, но не с медициной, у инже нера Дж. Поппера, опубликовавшего свои « Phantasien eines Realisten » под именем Линкеуса» 23 . Р.Г. Эллен и Дж.Р. Хикс, которые самостоя тельно довели современную экономическую теорию стоимости до выс шей точки развития в 1934 году, специально постарались привлечь внимание публики к тому, что позднее узнали о предоткрытии рус ского экономиста Евгения Слуцкого, опубликовавшего ее в итальян ском журнале в 1915 году — в такое время, когда война вышла на пер вый план, оттеснив свободное распространение идей. Эллен посвятил статью ранней теории Слуцкого, а Хикс в честь него назвал фундамен тальное уравнение в теории стоимости «уравнением Слуцкого» 24 .
Такую же картину можно наблюдать среди философов. В работе Мура «Принципы этики», возможно, самой влиятельной книге по этической теории в двадцатом веке, встречается теперь уже хорошо знакомый нам тип описания достигнутых результатов: «Когда эта книга была закончена, я обнаружил у Ф. Брентано в «Происхожде нии нравственного познания» идеи, более созвучные моим собствен ным, чем у какого-либо другого известного мне автора». И затем Мур кратко излагает четыре главные концепции, о которых пишет со сдер жанным юмором: «Брентано, по-видимому, полностью со мной со гласен» 25 . В сообщениях о предшествующих формулировках указывают даже на такие второстепенные детали, как вновь созданные ри торические фигуры. Так, Дэвид Рисмен вводит понятие «психоло гического гироскопа», а затем сообщает, что, «написав это, потом обнаружил применение той же метафоры у Гарднера Мерфи в его книге «Личность» 26 .
Когда наталкиваешься на предоткрытие своей собственной идеи, это может привести в такое же замешательство, как неожиданное стол кновение в толпе со своим двойником. Экономист Эдит Пенроуз, безусловно, говорит о переживаниях множества ученых, когда заяв ляет, что, «тщательно разработав самостоятельно то, что считала важ ной и «оригинальной» идеей, я часто приходила в замешательство, обнаружив впоследствии, что какой-нибудь другой автор выразил ее гораздо лучше» 27 . Есть и другого рода подтверждения подлинных предоткрытий — это когда ученые прерывают исследования, обнаружив, что их уже опередили. У более поздних авторов, наверное, был бы стимул раз глядеть хотя бы малейшие различия между более ранними работами и своими собственными; если же они прекращают поиск в опреде ленном направлении, это говорит о том, что, по их мнению, еще до них там были получены важные результаты. Карл Спеарман, напри мер, рассказывает, что не успел он создать тщательно разработанную теорию «коэффициентов корреляции» для измерения степени кор реляции, как обнаружил, что «большую часть моей теории корреля ции уже разработали — и намного лучше — другие авторы, особенно Гэлтон и Адни Юл. И опять-таки, значит, огромная работа была впу стую, а оригинальное открытие, в которое так верилось, было, к со жалению, как таковое выброшено за ненадобностью» 28 . Говорить об опережении в исследовании можно также в отношении к отдельным деталям научной работы. Например, историк Дж.Х. Хекстер сообща ет со всей прямолинейностью, присущей ему вначале, что почти закончил приложение, где подвергал сомнению «тезис, что в Утопии Мор отмежевывается от взглядов на частную собственность, выска занных Хитлодеем, когда мой коллега проф. Джордж Парке обратил мое внимание на отличную статью Эдварда Л. Сурца, в которой это уже доказано. ...Статья делает такое приложение излишним» 29 . Доля таких обнародованных примеров опережения повторных открытий, безусловно, ничтожно мала по сравнению с огромным числом незарегистрированных случаев. Многие ученые не могут заставить себя сообщить в печати, что их опередили, поэтому эти случаи известны лишь ограниченному кругу близких им сотрудников 30 .
2. Предвидения и предвосхищения. В своей новой книге 31 историк науки Томас С. Кун проводит различие между «нормальной наукой» и «научными революциями» как фазами эволюции науки. В большин стве опубликованных откликов на эту книгу внимание сосредоточено точно так же, как у самого Куна, на этих редких бросках вперед, знаменующих собой научную революцию. Но хотя эти революции — самые впечатляющие моменты в развитии науки, большинство ученых большую часть времени'занимаются «нормальной наукой», со вокупными дополнениями расширяя знания, основанные на принятых ими парадигмах (более или менее согласованных множествах предположений и обозначений). Таким образом, Кун не отвергает устоявшуюся концепцию, согласно которой наука в основном растет за счет дополнений, хотя его главная задача — показать, что это дале ко не полная картина. Но из его работы не следует, что накопление знаний, сертифицированных сообществом ученых, — это всего лишь миф; такое толкование находилось бы в вопиющем несоответствии с историческими данными. При той точке зрения, что в основном наука развивается за счет аккумуляции знаний — хотя она может иногда свернуть в неправиль ном направлении, пойти по проторенному пути или временно повер нуть вспять, — подразумевается, что большинство новых идей и данных было предугадано или предвосхищено. В истории есть множество при меров, когда ученый вплотную подходил к какой-то идее, которой в скором времени суждено было получить более полное развитие. Нужна соответствующая терминология для обозначения различных степе ней сходства между более ранними и поздними формулировками на учных идей и данных. Одну крайность мы уже исследовали: предотк- рытия и повторные открытия, для которых характерно сущностное сходство или функциональная равноценность. В случае предвидения речь идет о меньшей степени сходства, когда более ранние формулировки частично совпадают с более поздними, но не сосредоточены на том же комплексе заключений и не приходят к нему. Для предвосхи щения характерно еще меньшее сходство: более ранние формулировки буквально только предвещают более поздние, т.е. лишь отдаленно и неявно соответствуют последующим идеям, и практически ни один из присущих им выводов не был взят на вооружение в дальнейшем.
Основное различие между предоткрытием и предвидением или предвосхищением передано в кратком изречении Уайтхеда, помещен ном под заголовком данной главы: «Но близко подойти к подлинной теории и осознать ее точное применение — две совершенно разные вещи, как учит нас история науки. Все истинно значимое было рань ше сказано кем-то, кто этого просто не осознал сам». Уайтхед первым бы оценил насмешку истории, что в этом замечании его предвосхитили, хотя и не опередили. Математик, логик и историк идей Огастес де Морган, к примеру, отмечал еще тридцать лет назад: «Едва ли было хоть одно великое открытие в науке, чтобы при этом не оказалось, что в зачаточном состоянии оно находится в трудах несколь ких современников или предшественников того человека, который собственно его и сделал» 32 . И наконец, еще один умелый теоретик, используя типично фрейдистские риторические фигуры, дал точное объяснение определяющему различию между предоткрытием и пред видением: первое в отличие от второго заключается в разработке идеи или в достаточно серьезных наработках, делающих выводы из нее очевидными 33 . Но историки идей часто пренебрегают этими глубинными разли чиями. Большая частота подлинных переоткрытий иногда приводит их к занижению стандартов сущностной идентичности или функциональной равноценности и к тому, что они объявляют «повторными открытиями» формулировки, лишь смутно обозначенные в прошлом; в крайнем случае историки вообще обходятся без таких стандартов и тешатся игрой в повсеместное обнаружение «предвидений» и «предоткрытий». Эта склонность преувеличивать сходство и игнорировать пазтичия между более ранними и более поздними формулировками является профессиональной болезнью, которой подвержены многие историки идей.
Нынешние историки идей, глубоко разочарованные склонностью своих предшественников выдумывать предвидения и предвосхище ния в более точных науках, могут гневно отвергать поставленный им аналогичный диагноз, но фактически эта болезнь, по-видимому, еще шире и в более острой форме распространена среди историков соци альных наук. Причины этого найти нетрудно. Возьмем историю со циологии — пример, который, понятным образом, нас здесь интере сует в первую очередь. В течение многих поколений большинство социологических трудов (включая это вступление) было написано в стиле научного очерка. В отличие от естественных и биологических наук, где статьям уже давно придают четко определенную форму, в социоло гии лишь недавно установилась практика излагать в статьях сжатую формулировку проблемы, методику и средства исследования, эмпири ческие данные, их обсуждение и теоретические выводы из найденного 34 . В прошлом при написании социологических статей и особенно книг авторы редко давали точное определение основных понятий, а логика метода и связи между переменными и непосредственно разра батываемой теорией оставались, как правило, скрытыми в соответ ствии с общепринятой гуманитарной традицией. Такая практика привела к двум обстоятельствам. Первое: основополагающие поня тия и идеи легко ускользают от внимания, так как ясно не обозначе ны и не определены, поэтому фактически некоторые из них позже открывают заново. Второе: туманность прежних формулировок по зволяет историку идей поддаться соблазну и усмотреть предоткрытия в тех случаях, когда более тщательный анализ выявляет лишь смутное и несущественное сходство. Такие неточности возлагают на историков идей тяжелую обязан ность: различить подлинные предвидения и псевдопредвидения, в которых сходство обычно сводится к случайному употреблению некоторых слов, таких же, что и в более позднем тексте, которым историк приписывает определенные значения, исходя из более поздних данных. Разница между подлинным и псевдопредвидением далеко не ясна. И все же если историк ленится и позволяет любой степени сход ства между старыми и новыми формулировками сойти за предвиде ние, то он фактически пишет мифологию идей, а не их историю.
Как и в случае предоткрытий, предположительное подтвержде ние подлинного предвидения получают тогда, когда более поздний автор сам утверждает, что некоторые аспекты его идеи были до него изложены другими. Так, Гордон Оллпорт убедительно сформулировал принцип функциональной автономии: что формы поведения ста новятся при точно определяемых условиях целями и задачами сами по себе, хотя были вызваны другими причинами. Существенно важным моментом является то, что поведение может сохраняться, даже если не подкреплено первоначальным стимулом или мотивом. Когда Оллпорт впервые сформулировал эту важную и в некоторых отношениях противоречивую концепцию 35 , он не замедлил указать на более ранние сообщения об этом: замечание Вудворта, что психологичес кие механизмы могут трансформироваться в побуждения; замечание Стерна, что феномотивы могут трансформироваться в геномотивы; замечание Толмана, что «средства-цели» могут «установиться как полноправные». Они расцениваются скорее как предвидения, чем предоткрытия, поскольку более ранние варианты совпали с более поздним лишь отчасти и, что более важно, в них нет многих логичес ких заключений и эмпирических проявлений, четко сформулирован ных Оллпортом. Вот почему формулировка Оллпорта перевернула весь ход истории функциональной автономии, тогда как им это не уда лось. Такого рода различие упускают в историях идей, в которых глав ная задача — распределить «заслуги» за вклад, поскольку они склонны смешивать предоткрытия и предвидения в одно бесформенное це лое. В противоположность этому в историях идей, ставящих своей главной задачей восстановить действительный ход научного разви тия, отмечается кардинальное различие между ранними приближе ниями к идее и более поздними формулировками, оставляющими след в развитии этой идеи, побуждая их авторов или других ученых систе матически их разрабатывать. Когда ученый наталкивается на раннюю и забытую формулировку, останавливается, сочтя ее содержательной, а потом сам ее дово дит до конца, мы имеем дело с подлинным случаем исторической ппеемственности идей, несмотря на временной промежуток в не сколько лет. Но в отличие от надуманной версии научного исследо вания такая модель встречается нечасто. Обычно же идея бывает на столько определенно и выразительно сформулирована, что современникам трудно ее не заметить, а затем становится легко найти ее пред видения и предвосхищения. Но решающим для теории истории идей является тот факт, что эти ранние наброски остаются преданными забвению и никем систематически не разрабатываются, пока их не вер нет на авансцену новая и на данный момент окончательная формули ровка.
Идентификация предоткрытий, предвидений и предвосхищений может быть незамедлительной или отсроченной. Незамедлительные открытия происходят благодаря чистой наблюдательности, характер ной для социальной системы ученых. Стоит только опубликовать вновь сформулированную идею или эмпирические данные, как может найтись небольшая группа ученых, уже сталкивавшихся с более ранней версией идеи, хотя и не использовавших ее в своей работе. Когда но вая формулировка оживляет в их памяти прежний вариант, они сооб щают о предоткрытий, предвидении или предвосхищении другим уче ным в этой области. (Страницы журнала «Сайенс» пестрят письмами научному сообществу, что подтверждает эту картину.) Отсрочка в идентификации имеет место тогда, когда ранняя вер сия быстро была предана забвению. Она могла быть опубликована в неизвестном журнале, затеряться в статье на другую тему или скры ваться в неопубликованных лабораторных записках, журнале или письме. Какое-то время современники считают открытие совершен но новым. Но как только они хорошо ознакомились с этой новой иде ей, некоторые из них узнают формулировки, напоминающие новую, когда впоследствии перечитывают ранние работы. Именно в этом смысле прошлая история науки постоянно переделывается ее после дующей историей. Формулировка Оллпортом функциональной автономии как психологического принципа является примером второй модели открытия. Раз Оллпорт внедрил в наше сознание этот принцип, мы теперь подготовлены к любому его варианту при чтении трудов прошлого. Так, благодаря Оллпорту я могу сообщить, перечитав Дж.С. Милля, что он мельком упоминал тот же принцип еще в 1865 году: «Лишь тог да, когда наши цели становятся независимыми от чувства боли или Удовольствия, породившего их, считается, что у нас сложившийся характер» 36 . Дело в том, однако, что я не задумался над наблюдением Милля, встретившись с ним впервые, поскольку тогда мое восприятие не было обострено знакомством с формулировкой Оллпорта. Также я могу сообщить, что в 1908 году Зиммель предугадал принцип Оллпорта в социологическом плане:
Огромное социологическое значение имеет тот факт, что бесчисленные взаимосвязи сохраняют свою социологическую структуру неизменной даже после того, как уходит ощущение практической ситуации, по родившей их. ...Для возникновения взаимосвязи, безусловно, требуется определенное число положительных и отрицательных условий, и отсут ствие хотя бы одного из них может тут же помешать их развитию. Но ког да связи установились, они не обязательно всегда разрушаются из-за пос ледующего исчезновения этого условия, которое ранее они не могли бы преодолеть. То, что было сказано о [политических] структурах — что их сохранность обеспечивается лишь теми средствами, которыми они были созданы, — всего лишь неполная истина и все, что угодно, только не все объемлющий принцип создания социальных форм в целом. Социологическая связность, независимо от ее происхождения, обеспечивает само сохранение и автономное существование социативной формы, которые не зависят от первоначальных связывающих мотивов 37 . Как формулировка Милля, так и высказывание Зиммеля представляют собой подлинное предвидение принципа Оллпорта. Они четко излагают часть той же идеи, но не применяют ее в той мере, чтобы она отложилась в памяти современников (несмотря на то, что Зиммель характеризует ее как «факт огромной социологической важности»), и главное, их прежние формулировки не были подхвачены и разработаны в промежутке между их появлением и формулировкой Оллпортом принципа функциональной автономии. Действительно, если бы в этом промежутке у них нашлись последователи, то у Оллпорта не было бы шанса сформулировать этот закон (в лучшем случае он бы его просто расширил). Этот случай в иносказательной форме отражает правильный подход к предвидениям в истории идей. Обнаружив предвидение идеи у Милля и Зиммеля после того, как его к этому подготовила формулировка Оллпорта, настоящий историк идей сразу бы распознал главнейшую историческую проблему: почему эти прежние сообщения были проигнорированы авторами, их современниками и непосредственными преемниками? Он бы отметил, что не было мгновенного и неуклонного развития этой идеи, точно так же, как отметил бы ее повторное появление в конечном счете в качестве центрального объекта эмпирического исследования. Такой историк попытался бы определить интеллектуальные и социальные контексты, в которых эта идея появилась в своей ранней форме, и изменения в этих контекстах, придавшие ей больший вес в более поздней и развитой форме. Короче говоря, он бы уделил внимание как сходству, так и различию (1) между несколькими формулировками идеи, (2) той степени, в которой она вписывалась в другие теоретические построения того времени, и (3) контекстам, повлиявшим на ее историческую судьбу.
Но, как известно, историки социологии обычно совершенно не удовлетворяют этим строгим требованиям анализа предвидений и предвосхищений. Нередко создается впечатление, что им доставляет удовольствие — а иногда, поскольку они тоже люди, это удовольствие бывает нездоровым — откапывать реальные или вымышленные предвидения недавно сформулированных концепций. Поставить перед собой такую четкую задачу нетрудно, как видно из нескольких примеров: Первичная группа. Как известно, формулировка первичной группы, сделанная Кули в 1909 г., наложила отпечаток на современный ему и последующий социологический анализ групповой жизни. Несколько лет спу стя один историк социологии привлек внимание общественности к появ лению в том же году книги Элен Босанке, где речь шла о взаимодействии между членами семьи как о социальном процессе, влияющем наличность каждого члена. Далее историк отмечает, что Смолл и Винсент еще в 1894 г. назвали одну из глав своей работы Введение в изучение общества «Первич ная социальная группа: семья». Позднее, однако, биограф Кули тщательно рассмотрел этот вопрос и пришел к важному выводу, что «ярлыки — это одно, а их общепринятое содержание — это другое. Кули дал этому понятию значимое содержание; вот что важно». А еще существенней его дополнительное замечание, что именно формулировка Кули, а не других авторов, вызвала к жизни огромное количество работ по изучению пер вичной группы. Подготовленные важной формулировкой Кули, мы теперь можем отметить, что термин «первичная группа» (« primare Masse ») был самостоятельно и быстро введен в 1921 г. Фрейдом, который, судя по име ющимся данным, не подозревал о существовании Кули 38 . Но концепция 38 Как теперь известно из собственного признания Кули, обсуждение первичной группы в его «Социальной организации» было включено лишь потом и в первоначальный вариант не входило вообще. Историком, отметившим одновременное и не зависимое обсуждение этого понятия, и предвосхищение термина, является Флойд Н. Хаус. См.: Floyd N. House , The Range of Social theory ( New York : Holt , 1929), 140- Hl . Биограф Кули, который, отстаивая его права, очень точно отмечает значение предвидения для истории мысли, это Эдвард С. Джанди. См .: Edward С . Jandy, Charles Horton Cooley: His Life and His Social Theory (New York: The Dryden Press, 1942), 171- 181. Использование термина Фрейдом и частичное совпадение его концепции с кон цепцией Кули можно обнаружить в его работе Massenpsychologie und Ich-Analyse (Leipzig, Wien, Zurich: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1921), 76, в следую щем виде : «Eine solche primare masse ist eine Ansahl von Individuen, die ein und dasselbe Кули явилась гораздо более плодотворной для социологической теории и практики, чем понятие «первичной группы» Фрейда. Зеркальное «я». Классическая формулировка этого понятия, сделанная Кули, обозначает социальный процесс, при котором наши образы «я» формируются через восприятие нас другими людьми. Всем известно, поскольку Кули сам об этом говорит, что эта формулировка расширила прежние концепции, выдвинутые психологами Уильямом Джеймсом и Джеймсом Марком Болдуином. Здесь перед нами четкий пример кумулятивных дополнений к теории, вносимых и поныне. Менее известен тот факт, что недавние исследования в Советском Союзе по развитию «я» и социализации исходят из замечания Маркса, что при понимании своего «я» каждый человек смотрит на другого, как в зеркало. Но ни киевские исследователи, ни Энн Арбор явно не знали, что еще Адам Смит употребил метафору с зеркалом, созданным из мнений других людей о нас, которое позволяет нам быть свидетелями своего собственного поведения. Смит говорит: «Это единственно зеркало, с помощью которого мы в какой-то мере глазами других людей можем внимательно изучить правильность нашего поведения». Расширяя метафору почти в духе Уильяма Джеймса, Лесли Стивен пишет в конце прошлого столетия: «Необходимо учесть не только первичное, но и вторичное отражение; и фактически надо представить два противоположных зеркала, отражающих образы до бесконечности». Тут по внешним признакам мы имеем множественные независимые формулировки данной идеи в совершенно разных теоретических традициях. Но эти эпизоды — лишь сырье для анализа эволюции идеи, а не конечный пункт, в котором разнообразные и частично совпадающие варианты идеи просто имели место 39 . Предлагаю ряд наскоро собранных, неразвернутых аллюзий на предоткрытия, предвидения, предвосхищения и псевдопредвидения в социологии и психологии для того, чтобы доказать, что: (1) на них легко натолкнуться и (2) они легко перерождаются в коллекционирование антиквариата, которое совершенно не продвигает историю социологической теории, а лишь дублирует битву между любителями древности (назовем их «антикварами») и сторонниками всего современного (назовем их «модернистами»), на которую ушло столько интеллектуальных сил в семнадцатом и восемнадцатом веках: Objekt an die Stelle ihres Ichideals gesetzt und sich infolgedessen in ihrem miteinander identifizeirt haben » (в печати все это набрано вразбивку для усиления эффекта). А поскольку в английском переводе Джеймса Стречи во всем тексте несколько более об ширное немецкое слово « Masse » заменено «группой», то этот отрывок, без всякого намерения подражать Кули, выглядит так: «Первичная группа такого рода — это ряд индивидов, заместивших свое эго одним и тем же объектом и, как следствие, отожде ствляющих себя друг с другом в своем эго». Термин «первичная группа» принадлежит Кули, а характерная теоретическая формулировка, безусловно, дана Фрейдом. — Примеч. автора.
Шекспир явным образом предвосхитил Фрейда в вопросе об осозна нии и рационализации желаний в пьесе «Генрих IV »: «Твое желанье, Гар ри, отцом явилось этой мысли». Эпиктет, не говоря уже о Шопенгауэре и многих других, по всей ви димости, предвосхитил то, что я назвал теоремой Томаса: определения, даваемые людьми ситуациям, влияют на последствия: «Человека тревожат и беспокоят не вещи, а его мнения и представления о вещах» 40 . Самнер явно предугадал понятие Липпмана о стереотипах, когда писал в Нравах, что нравы «стереотипны». Спенсер пишет, что «притя жение городов прямо пропорционально массе и обратно пропорциональ но расстоянию», тем самым явно предугадывая теорию Стауффера об имеющихся возможностях — еще одно скорее полностью вербальное, чем сущностное сходство. Понятие Веблена «неспособность, приобретенная благодаря обуче нию» (подхваченное, развитое и примененное другими социологами), которое явно предугадал Филип Хамертон в своей давно забытой книге, опубликованной в 1873 г., написав, что «умственные отказы» [торможе ния] не указывают «ни на какую врожденную неспособность, а [лишь] на то, что ум стал непригодным из-за приобретенных привычек и обычных для него занятий», таким образом породив «приобретенную непригод ность» («Интеллектуальная жизнь»). Джон Стюарт Милль предугадал в общем правиле частный случай воздействия Хоторна, определенного веком позже: в экспериментах «воз действие могло быть оказано не изменением, а средствами, использован ными для введения изменения. Однако возможность этого последнего предположения в целом допускает убедительную проверку с помощью других экспериментов». У Аристотеля есть предвосхищение понятия «значимых других» Дж.Х. Мида, когда он пишет в «Риторике», что «люди, перед которыми нам стыдно, это те, чьим мнением мы дорожим... и т.д.».
Особый пример сбывшегося пророчества французского философа и ученого семнадцатого века Пьера Гассенди, утверждавшего, что астро логические предсказания о судьбе отдельных людей способствуют их са моосуществлению в силу стимулирующего или подавляющего воздей ствия этих предсказаний на этих людей. Широко распространенным примером данной точки зрения служит утверждение, что пословицы полностью передают общепринятые соци ологические идеи; так, стоит человеку усвоить отраженный в пословице девиантный образ, и его поведение станет девиантным: «Назовите чело века вором, и он начнет воровать». Этот быстро подобранный список примеров, который при жела нии мог бы пополнить любой грамотный социолог, показывает, с ка кой легкостью можно взять и указать на настоящие или мнимые пред видения и предвосхищения сразу после обнародования теоретичес кой идеи или эмпирических данных. Такое приписывание теоретических заслуг не способствует пониманию исторического развития мысли. И при исследовании многократных открытий в естественных и биологических науках, и для плодотворных исторических изысканий требуется детальный анализ как теоретической сути более ран них и поздних вариантов, так и условий, способствующих в каждом конкретном случае преемственности или прерывности идей. Прекрас ным примером такого изыскания является тщательное изучение Дж. Дж. Шпенглером утверждения Лавджоя, что в Басне о пчелах Манде- виля (1714) полностью предугаданы все основные идеи Веблена, раз витые в его «Теории праздного класса» 41 . Не принимая поверхност ное сходство за достаточное доказательство, Шпенглер подвергает эти два комплекса идей скрупулезному анализу, выявляя таким образом глубинные различия, помимо случайного сходства между ними. При этом он показывает, как первоначально малые, но функционально существенные различия в формулировках приводят к разным теоретическим заключениям, которые потом подхватывают и развивают последователи. 3. Предвосхищения. Идентификация предвидений и предвосхище ний, которая обсуждалась в предыдущем разделе, встроена в инфор мационные каналы социальной системы науки; ради их обнаруже ния не прикладывают больших усилий. Однако постоянное выискива ние предвосхищений означает преднамеренный, целенаправленный поиск разного рода предшествующих вариантов научных идей. Впадая в крайность, искатель предвосхищений описывает малейший оттенок сходства между более ранними и поздними идеями как фактичес кую идентичность.
Истоки этого мотивированного поиска самые различные. В некоторых случаях он, по-видимому, продиктован стра стным стремлением доказать, что ничего нового в этом мире нет. По иск тогда представляет собой настоящую «человеческую комедию», в то время как каждый усердно старается сделать новые открытия, чтобы способствовать развитию своей дисциплины, ученые утверждают, что все важное, наверное, было открыто раньше 42 . В других случаях на поиск воодушевляют шовинистические пристрастия. Когда новую форму лировку выдвигает ученый чуждой национальности или чуждой школы мышления или, если обобщить, членлюбой внешней группы, у искате ля предвосхищений появляется стимул найти какое-то мнимое пред видение или предугадывание у интеллектуально близкого предка ради того, чтобы восстановить соответствующее его взглядам распределе ние заслуг внутри системы. В остальных случаях поиск, похоже, обус ловлен враждебностью к открывателю-современнику, с которого, наверно, удастся сбить спесь, если выложить ему предвосхищения его объявленного им нового открытия. Но это выискивание предвосхищений становится особенно заметным, когда оно воплощается в це ленаправленное развенчание «модернистов» в пользу «антикваров», то есть когда отбирают у живых и отдают мертвым 41 . Каковы бы ни были мотивы искателя предвосхищений, которые в лучшем случае можно лишь очень осторожно вывести из его произведений, наблю даемая модель остается во многом такой же. Фактически целенаправ ленный поиск предвосхищений можно выразить в виде кредо: Открытие не подлинное, Если подлинное, то не новое; Если же и новое и подлинное, то несущественное. На такого рода критерии указывают как жертвы искателя пред восхищений, так и беспристрастные наблюдатели. Часто страдавший от упреков искателя предвосхищений Уильям Джеймс нашел в себе силы описать «классические стадии судьбы теории»: снача ла «она подвергается нападкам как абсурдная; потом признают, что она истинная, но очевидная и несущественная; и наконец, ее считают настолько важной, что ее противники утверждают, будто сами ее открыли» 44 . Кроме того, спровоцированный «неправильно толкующими» его прагматическое изложение истины, Джеймс горестно жалуется на неискренность оппозиции, «которая уже стала выражаться шаблонной фразой: что ново — то не истинное, а что истинное — то не ново... Если мы не сказали ничего нового, почему так трудно было уловить, что имелось в виду? (А затем следует мастерски сформулированное сдержанное высказывание.) Едва ли дело лишь в туманности наших высказываний, ведь по другим вопросам нам удалось довести свою мысль до читателя» 45 .
В то время как жертвы бурно протестуют против выискивания предвосхищений, историки науки взирают на него с полной бесстрастностью. Так, Джордж Сартон, на данный момент старейшина среди историков науки во всем мире, отметил, что яростные возражения против открытия, особенно против того, ко торое в той же мере нарушает душевное равновесие, в какой и является великим, обычно проходят две стадии. Первая — это отрицание, лучшим примером которого являются парижские противники концепции крово обращения: теория Гарвея неверна, это абсолютная чушь и т.д. Когда эта точка зрения оказывается непригодной, наступает вторая стадия. С от крытием-то все в порядке, но сделал его не Гарвей, а многие другие за долго до него. Первоначально именно Ван Дер Линден как главный пос ледователь Гиппократа того времени утверждал, что... «не может быть и тени сомнения, что Гиппократ знал о кровообращении!». Это хороший пример того, как рассуждают люди с филологическим складом ума, при нимая слова за реальность 46 . Искатель предвосхищений неутомим и в области гуманитарных наук, где ему присвоили грубовато звучащий титул Quellenforscher (охотник за источниками). Сейнсбери выявил подходящего представителя этой когорты: Жерара Лангбена, довольно известного автора «Очерка об английских поэтах-драматургах». У английского критика нет даже намека на бесстрастность при создании портрета французс кого искателя предвосхищений:
Обладая некоторой начитанностью и хорошей памятью, он обнару живает, что поэты, как правило, не являются родоначальниками избран ной темы, и ему кажется, что он одерживает над ними своеобразную по беду, указывая, где они ее взяли. С чисто исторической точки зрения против этого, конечно, ничего не возразишь: иногда это интересно и никогда не должно быть оскорбительным. Однако на самом деле чаще всего выглядит именно так, а у Лангбена только так... «Если бы м-р У. водрузил на нос очки, он бы увидел, что это напечатано было таким об разом», и т.д. и т.п. ... Боюсь, что Данте, знай он Лангбена, организовал бы для него особые bolgia *; да и в дальнейшем он бы не испытывал недо статка в обитателях 47 . У преднамеренного поиска предвосхищений в биологических и естественных науках есть мощный аналог в социальных науках. Например, в социологии это явление также имеет свои корни. Хотя нам недостает сравнительных монографических исследований по этому вопросу, современная социология на ранних стадиях своего развития, по-видимому, не носила такого кумулятивного характера, как физические и биологические науки 48 . Пристрастие социологов в де вятнадцатом веке, а у некоторых и поныне, к развитию своих соб ственных «систем социологии» означает, что в них, как привило, изначально видят соперничающие мыслительные системы, а не консо лидированный кумулятивный продукт. Из-за этого исторический анализ развития теории сосредоточивается на том, чтобы показать, что предполагаемая новая система совсем не нова. История идей в этом случае превращается в выяснение претензий и контрпретензий на такую оригинальность, которая нетипична для прогресса науки. Чем меньше внимания уделяется различным уровням аккумуляции идей, тем сильнее тенденция к поиску сходств между прежней и современной идеей, а от этого недалеко и до выискивания предвосхи щений.
Историки социологии то вступают на эту зыбкую почву, то дви жутся в противоположном направлении. В разной степени 49 они колеблются между двумя описанными нами основными предположени ями относительно развития социологии: с одной стороны, они зани маются выискиванием предвосхищений; сдругой — они полагают, что социология развивается благодаря появляющимся время от времени новым ориентациям и благодаря включению в знания новых допол нений, полученных на основе исследований, проведенных в свете этих ориентации, — иногда здесь имеют место подтвержденные документа ми предоткрытия, предвидения и предвосхищения. Наверное, никто из историков социологической теории не зани мался столь тщательно вопросом предоткрытий, предвидений и пред восхищений, как Питирим Сорокин в своем солидном труде «Совре менные социологические теории» 50 , пользующемся большой популяр ностью и сейчас, через сорок лет после первой публикации. В книге, построенной на анализе школ социологической мысли и задуманной «для соединения современной социологии с ее прошлым», перед ана литическим обзором каждой школы дается список предшественни ков. Вероятно, из-за того, что в книге приводятся ссылки на более чем тысячу авторов, в ней применяются весьма различные критерии идентичности прежних и последующих идей. Одна крайность заключается в утверждении, что древние труды — Священные книги Востока, Конфуций, даосизм и т.д. — содержат «все основные» идеи современных социологических или психологических школ; последние описываются как «всего лишь повторения» или «про стые повторения» (например, стр. 5п, 26п, 309, 436—437). В каких-то случаях сходство состоит в ссылках прежних классиков на определенные «факторы» в общественной жизни, которые также обсуждаются в более поздних работах: например, в Священных книгах «подчеркивается роль», которую играют «факторы расы, отбора и наследственности» i td 219); «тот факт, что мыслители с незапамятных времен осознава ли важность роли «экономических факторов» в поведении человека, организации общества, социальных процессах...» (стр. 514) и т.д. В ка ких-то случаях замечание, что некая школа мысли является очень ста рой, оскорбляет своей несправедливостью. Так, формальная школа (Зиммель, Теннис, фон Визе), считающая себя новой, охарактеризо вана как «очень старая, возможно, даже самая старая среди школ соци ологии» (стр. 495); об экономической школе, главным образом об от вергнутых взглядах Маркса и Энгельса, говорится, что она «стара, как сама человеческая мысль» (стр. 523); тогда как психосоциологическая «теория о том, что вера, особенно магическая или религиозная, — это самый действенный фактор в человеческой судьбе, является, наверное, старейшей формой социальной теории» (стр. 662).
С другой стороны, в книге Сорокина четко выражена концепция, согласно которой эти древние идеи были существенным образом раз работаны в более поздних работах, не являющихся «простыми повто рениями». Это выражено в следующем противоречивом замечании: «...ни Конт, ни Виниарский, ни кто-либо другой из социологов кон ца девятнадцатого века не может претендовать на то, что является ро доначальником вышеизложенной или практически любой другой тео рии. Они лишь развивали то, что было известно много веков и даже тысячелетий назад» (стр. 368, курсив мой). Или опять: социологичес кая школа, «как почти все современные социологические системы, зародилась в далеком прошлом. С тех пор с различными вариациями принципы этой школы можно обнаружить во всей истории социаль ной мысли» (стр. 437; курсив мой). Эта промежуточная формулировка допускает возможность важных новых отправных точек в истории социологической мысли. Так, И. Де Роберти назван «одним из первых пионеров в социологии» (стр. 438); Ковалевский «разработал свою [демографическую] теорию не зависимо от Лориа на три года раньше» (стр. 390п); блистательный Тард «оставил много оригинальных планов, идей и теорий» (стр. 637); недавние изучения общественного мнения «значительно прояснили наше представление об этих явлениях» (стр. 706); Гиддингс — «пио нер американской и мировой социологии» (стр. 727п); и как последний пример развития за счет постоянных дополнений к имеющим ся знаниям: «социальная физиология... таким образом, шаг за шагом... была расширена, и в настоящий момент мы наблюдаем первые по пытки построить общую, но основанную на фактах теорию социаль ной мобильности» (стр. 748). Это стремление распознать степени сходства между более стары ми и более современными теориями становится намного более заметной в парном томе Сорокина «Социологические теории сегодня» 51 , опубликованном тридцать лет спустя. Какая-то часть того, что в прежней работе описывалось как предоткрытия, теперь фактически трактуется как предвидения, а названное ранее предвидениями — как предвосхищения. Новая работа остается такой же непримиримо критической, как и прежняя, но тем не менее, за редкими исключениями, передает ощущение роста и развития в теории. Два примера, выделенных курсивом, отражают этот сдвиг во взглядах автора. Шпенглер и Данилевский: от предоткрытия до предвидения Так, теории О. Шпенглера были предугаданы полвека назад. Фактически по всем своим существенным характеристикам работа Шпенг лера — простое повторение социальных рассуждений Леонтьева и Да нилевского [а поскольку Данилевский опередил Леонтьева на четыре года, работа Леонтьева, надо думать, тоже «простое повторение»]. (Со временные социологические теории, стр. 26п, курсив мой.) Как «простое повторение» работа Шпенглера казалась бы излишней, поскольку ее ничто не отличает от работы предшественников. Но более позднее и более разборчивое суждение Сорокина указывает на обратное: Книга Шпенглера «Закат Европы», опубликованная в 1918 г., оказа лась одним из самых значительных, противоречивых и долговечных шедевров первой половины двадцатого века в областях социологии культу ры, философии истории и немецкой философии. Хотя в целом по своему характеру «Закат Европы» полностью отличается от работы Данилевско го, тем не менее ее основная концептуальная структура напоминает труд Данилевского во всех важных моментах... Многие страницы, посвящен ные Шпенглером детальному анализу этих трансформаций [в цикле социальных форм или систем], отличаются новизной, проницательностью и являются классическими... Несмотря на недостатки, «Закат Европы» вполне может остаться одной из наиболее важных работ первой половины двад цатого столетия. («Социологические теории сегодня», стр. 187,196—197.) Маркс — Энгельс и их предшественники: от выискивания предвосхищений к предвидению Что касается оригинальности и теоретического содержания Марк- совой материалистической концепции истории (но не практического влияния Маркса) в настоящий момент... видимо, нет возможности утверждать, что Маркс привнес хоть одну новую идею в эту область или дал новый и лучший в научном отношении синтез идей, существовавших до него (ССТ, 520п, курсив мой).
В своей прежней работе Сорокин продолжает повторять, что ни в конкретных идеях, ни в теоретическом синтезе Маркса и Энгельса нет ни толики оригинальности; заканчивает он классическим кредо искателя предвосхищений: Первое: с чисто научной точки зрения, что касается ее здравых эле ментов, в их теории нет ничего, что не было бы сказано более ранними авторами; второе: действительно оригинальные идеи являются совершен но ненаучными; третье: единственное достоинство их теории в том, что в ней в несколько более сильном и расширенном виде обобщены идеи, вы сказанные до Маркса... Нет никаких оснований считать их научный вклад более чем средним (ССТ, 545). В своей более поздней работе Сорокин, продолжая сильно критиковать теорию Маркса 52 и обоснованно утверждать, что она не возникла ex nihilo *, готов признать за ней особую интеллектуальную (а не просто политическую) роль. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, разделив социокультурные отно шения на два класса — «производственные отношения, [которые] составляют экономическую структуру общества», и «идеологическую надстрой ку, «...дали новую жизнь и полное развитие экономической разновидноети дихотомических теорий. Почти все недавние теории такого рода пред ставляют собой разновидности и разработки этого различия, проводимо го Марксом и Энгельсом... Теория Маркса, по сути, является прототи пом всех рассмотренных мною более поздних теорий (СТС, 289, 296; кур сив мой).
Если более позднюю работу Сорокина взять за образец, то мы, возможно, наблюдаем сдвиг в сторону более дифференцированного подхода к развитию социологических идей. Это только идет на пользу. Если отказаться от выискивания предвосхищений, то социологи смо гут непредвзято сосредоточиться на выяснении того, в каком именно отношении более новые разработки идей построены на прежних, что бы проанализировать характер и условия преемственности в социо логической науке.
|
|||
|
© uchebnik-online.com |