Перечень учебников |
Учебники онлайн |
||
---|---|---|---|
Посвящается духовному возрождению России Я верю в силу человеческого разума и духа. К читателюТак уж повелось у нас еще с давних пор, что пророков и гениев отечественной науки чаще всего чтили зарубежные современники, а у нас - только после их смерти. Более того, их не просто не замечали на родине. Они в большинстве своем прошли через непризнание, непонимание, насмешки, обструкцию, а порой и гонения, репрессии. Удивительно ли, что при такой традиции многие достижения российской науки в большей степени являлись своего рода толчком для развития перспективных научных направлений на Западе. В России же новаторские идеи, технологии становились известны спустя много лет, зачастую после смерти или посмертной реабилитации их авторов. Можно много рассуждать об истоках, предпосылках такого чисто российского феномена - экономических, политических, культурологических. Но это предмет особого разговора. Нам представляется важным подчеркнуть, что книга, которую ты, читатель, только что взял в руки, - одна из тех, которые приходят в нашу жизнь спустя много лет после ее написания. В самом деле, ее автор - Р. Ф. Абдеев, кибернетик военно-космического НИИ, занятый созданием информационных моделей и средств управления пилотируемых КЛА, уже в 70-х годах подошел к пониманию того, что многие новые процессы, происходящие в окружающем мире, нуждаются в принципиально новом философском осмыслении вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня всей человеческой цивилизации. По его мнению, на теорию развития следовало взглянуть с точки зрения ее соединения с достижениями информатики, кибернетики, генетики, синергетики, микроэлектроники, экологии, уже тогда позволившими сказать о завтрашнем дне человечества как о цивилизации информационной. Проблемы мировоззренческого анализа нелинейных реальных процессов, выдвижение автором собственной концепции спирали развития способствовали не только новому взгляду на диалектику скачков и макродинамику процессов развития, но и раскрытию механизмов самоорганизации как социума, так и материи. Это позволяло выявить как новую методологию познания механизмов ускорения темпов общественного развития, так и инструментарий, при помощи которого оно может быть интенсифицировано. Казалось бы, в подобном исследовании были заинтересованы прежде всего те, кто громче всех и практически ежедневно возвещал о борьбе за построение нового типа общественных отношении. Но, как оказалось, забота об этом провозглашалась лишь на словах. На деле же догматизм в науке, унификация и крайняя идеологизация духовной, всей общественной жизни, политическая и идейная монополия вели не к прогрессу, а к застою, упадку и регрессу. Надо ли долго говорить о том, что при таком отношении философия информационной цивилизации не была нужна властям. Но не нужна была она и тем, кто в академических мантиях выступал не более как комментатором классиков марксизма и "исторических решений КПСС". Удивительно ли, что вместо "общества светлого будущего" мы оказались в результате у края пропасти, отставшими на много лет от развитых стран, на задворках мирового общественного прогресса. Перед читателем предстает сегодня не просто обитая идея, концепция философии информационной цивилизации, каковой она была у Р. Ф. Авдеева в конце 70-х - начале 80-х годов. Перед нами целостный, полный итог более чем двадцатилетних системных исследований, проведенных автором в области как философии, так и естественных наук, - труд, который впервые увидел свет лишь сейчас. Кто-то может не соглашаться с отдельными положениями этой работы или даже с ее концепцией в целом. Но, извлекая уроки из недавнего прошлого, давайте помнить о главном - истина рождается лишь в творческом поиске, научной дискуссии, сопоставлении различных точек зрения. Одну из них - выстраданную, оригинальную, крайне интересную и перспективную - предлагает Вашему вниманию гуманитарный центр "ВЛАДОС". Д-р ист. наук, проф. А. Данилов ВведениеЛюбая цивилизация сильна культурой труда, умением работать. В основе их лежит научное (не умозрительно-догматическое, а проистекающее из опыта человечества) мировоззрение, непрерывное обновление знаний. Десятилетия тоталитарного единомыслия и застоя, а также невостребованности знаний и уравниловка отучили подавляющую часть советских людей мыслить и работать, а руководителей - принимать компетентные решения. Поэтому экономическая реформа в стране и духовное возрождение общества идут крайне медленно. В то же время человечество в лице множества развитых стран стремительно меняет свой социальный облик. В эпоху НТР этому способствует величайший по глубине процесс бурного развития науки. Происходит пересмотр кардинальных научных концепций, расширяющий границы нашего познания. Кибернетика и синергетика позволили глубже и по-иному осмыслить процессы самоорганизации материи и ее ноосферы. Возрастание динамизма социальных процессов и их эволюция, крушение коммунистической идеологии и выход передовых стран в качественно новую цивилизацию требуют объяснений, философских обобщений и новых мировоззренческих ориентиров. Смену мировоззрения на рубеже третьего тысячелетия подготовила революция в области коммуникаций и информации, достигшая таких масштабов, каких не могли себе даже представить предшествующие поколения. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейшей информационной технологии привести к впечатляющему рывку вперед в сферах образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и социальной жизни. Информация превратилась в глобальный, в принципе неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации - эпоху интенсивного освоения этого информационного ресурса и "неслыханных возможностей" феномена управления. Именно информация, управление и организация , как могучие локомотивы прогресса, умчали развитые страны в новую цивилизацию. Этот переход начался в 60-х н завершился (для этих стран) к середине 80-х годов, совпав по времени с годами "застоя" у нас. Теперь мы оказались уже в глубоком социально-экономическом тупике. И одна из причин этого - догматическое, оторванное от науки и социальной практики заскорузлое мировоззрение. Вспомнив булгаковское "разруха не в клозетах, а в головах", обратим свой взгляд на сегодняшнее состояние нашей философии. Застой в философской науке. Сегодняшнее состояние нашей философской науки можно охарактеризовать одним словом - стагнация. Она является следствием длительной антиинтеллектуальной атмосферы, воцарившейся в обществе в послеленинский период и ярко обрисованной во "Введении в философию" [1]. Уже в середине 20-х годов, особенно после высылки из страны целой группы видных философов, таких, как И. А. Ильин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков и другие, философия лишилась жизненно необходимой для ее развития свободы дискуссий. Философия стала рассматриваться не как область культуры, а как всего лишь форма выражения классовых интересов, как идеология правящего класса. При И. В. Сталине принцип партийность философии был перенесен вообще на науку и превращен в средство политических обвинений и дискредитации не только честных ученых, но и целых научных направлений - кибернетики, генетики и др. В сферу философии пришли недостаточно образованные, а порой и просто малограмотные люди, превратившие философию в -идеологическую дубину, с помощью которой вершился разгром философской мысли, велась борьба с островками независимых теоретических исканий... Черное крыло репрессий, колесница смерти и убийств подмяли под себя философскую мысль" [1]. В целом 20-80-е годы стали годами комментаторства работ классиков (включая Сталина, роль которого все возвеличивалась) и решений партии. Были и позитивные работы по истории философии, отдельные успехи в разработке методологии частых наук, в углублении теории отражения. Однако при этом реализовывался относительно простой уровень интерпретации философии - абстрактно-всеобщий, основанный на понятиях материи вообще и ее развития "от простого к сложному" (без раскрытия внутренних механизмов самоорганизации, ускорения темпов), .законов диалектики вообще и т.п. Марксизм утвердился как парадигма на все времена. Наряду с этим в социальной жизни общества, в экономике, культуре, морали, да и в международном рабочем движении накапливались все более серьезные проблемы и противоречия. Философия была лишена возможности проводить объективный анализ существующей социальной практики, формулировать рекомендации по корректировке курса. И в теоретическом плане за все эти годы "советская философская мысль не выдвинула ни одной крупной идеи, которая сыграла бы революционизирующую роль в развитии естественных, технических и общественных наук" [2]. Остались неразработанными целые пласты проблем, весьма актуальных как в научном, так и практическом планах. А именно: самоорганизации материи и социума; механизм ускорения темпов прогресса; диалектика скачков и макродинамика процессов развития; нелинейность реальных процессов, являющаяся всеобщей закономерностью; и т.д. Кибернетика и синергетика, внесшие наибольший концептуальный вклад в современное миропонимание, еще не вплетены должным образом в ткань материалистической диалектики. В учебниках не излагается сущность важнейших философских и социальных феноменов - управления, организации и информации, не говоря уже об энтропии. Информация до сих пор не признана философской категорией. А ведь информация и энтропия сегодня стали основополагающими понятиями теории самоорганизации и теории развития. И, наконец, новый уровень, которого достигли естествознание и социальный опыт, позволяет выявить не только неадекватность социально-экономических постулатов и прогнозов марксизма, но и принципиальную ошибочность ряда "диаматовских" стереотипов мышления, таких, например, как "раскручивающаяся вверх" спираль развития (это повторено и в Философском словаре, вышедшем в 1991 г.), или утверждение о том, что "каждая из основных форм движения материи развивается исключительно на базе своих внутренних противоречий". Подобные стереотипы и суждения завершаются парадоксальным выводом о том, что "три основных закона диалектики необходимы и достаточны для универсальной теории развития" и что они "замкнули круг процесса познания" [3]. Тиражированные в философских книгах, учебниках и словарях, ошибочные концепции продолжают жить, не подвергаясь серьезному обсуждению, критике и элиминации. Все это показывает, насколько неблагополучным и сложным оказались в целим искажение в нашей философии к началу перестройки, насколько назрела необходимость перестройки в самой философии. Прошло 9 лет, реальных результатов перестройки и а этой области пока не видно. Интегральным результатом десятилетий застоя философской науки в кашей стране явилось то, что огромный научно-технический потенциал современной НТР остался по существу мировоззренчески не освоенным. Он не стал достоянием массового сознания, не трансформировался в методологию деятельности масс, в практику. На рис. 1 показана динамика роста объема информации, которая ныне вздваивается каждые 20 месяцев против 50 лет во времена Маркса. А концептуальный аппарат философии, излагаемый в учебниках (даже изданных в 1988-1989 гг.), зиждется в основном на знаниях, ограниченных областью. Отсюда и наше экономическое мышление на уровне утопий XIX в., и сама экономика, застрявшая где-то в середине "индустриальной эпохи", на экстенсивных технологиях производства. Степень неподготовленности нашего общества для осуществления широкомасштабной информатизации просто удручает. Причин здесь много, и задача скорейшего их устранения должна стать государственной программой, если мы хотим войти в ряд цивилизованных стран. Для этого в первую очередь необходимо понимание значения информации, информационных технологий (ИТ) и новых знаний для ускорения прогресса (нужны новые мировоззренческие ориентиры). Это - одна из задач настоящей публикации. Главная из них - "разбудить" философов, призвать их (в новых условиях полной свободы творчества) к освоению огромного массива новых знаний. Сказанное выше свидетельствует о настоятельной необходимости новой формы (нового уровня) материалистической диалектики, соответствующей новым реалиям XX в. и объективным потребностям развития. Попытка такого "прорыва", предпринятая автором в начале 70-х годов, вылилась в 20-летние системные исследования актуальных проблем "на стыках" между философией и точными нахами, приведшие к выдвижению и обоснованию ряда новых философских концепций. Проводимая в последние годы гуманитаризация системы образования, реализуемая через чтение целого спектра курсов историй - философии, культуры, искусств, религии и т.п., имеет, на наш взгляд, тот недостаток, что ориентирует студентов преимущественно на достижения прошлого. Изучение этих курсов, безусловно, полезно, ибо обогащает тезаурус, формирует интеллект, воспитывает нравственно. Однако если головы повернуты назад и прошлое доминирует над настоящим, то это явно бесперспективно. Знание, например, апорий Зенона, изучение "Критики чистого разума" Канта, "Науки логики" Гегеля или даже трудов Н. А. Бердяева еще не выводят нас на современный уровень мышления, равно как и возврат к религии, восстановление церквей не способствует постижению информационных технологий. Подлинная гуманитаризация образования, высокий уровень культуры мышления и принятие компетентных решений возможны лишь при интегрировании прошлого опыта с достижениями сегодняшнего дня, при овладении огромным потенциалом знаний, накопленных человечеством за последние 40-50 лет. Именно поэтому настоящая книга нацелена на мировоззренческое освоение * массива знаний эпохи НТР (см. рис. 1, обл. II) на популярное изложение результатов исследований по философскому обобщению этих знаний для широкой публики. Следует отметить при этом две доминирующие проблемы, рассмотрение которых проходит красной нитью через всю книгу, - это феномен самоорганизации материи, социума и нелинейность процессов. Процесс глобальной самоорганизации человеческого общества проявляется ныне в следующем. Несмотря на то что отмеченные выше перемены в человеческом обществе проходят в обстановке борьбы между социальными системами и государствами, общественными классами, нациями или соперничающими компаниями за достижение каждой из сторон своих целей и интересов, формируются и пробивают себе дорогу новые прогрессивные тенденции в развитии земной цивилизации:
Философы, особенно отечественные, должны понять, что наука ныне вышла на принципиально новое понимание мира на всех уровнях - физическом, биологическом, экологическом и социально-экономическом. "Утверждением нового понимания фактически заканчивается рожденная европейским Ренессансом эра человека, заявившего свои претензии на роль демиурга, полновластного и ничем не ограниченного творца. Понимаемый таким образом человек оказался утопическим человеком, мир - утопией, зачастую очень горькой и даже (наш в три четверти века страшный опыт) трагической утопией" [4]. Сегодня утверждается понимание мира не как проекта, который можно просчитать по элементарным законам линейной перспективы и предначертать до конца (традиция Платона-Гегеля-Маркса), до конечной "светлой" цели (например, прусское государство у Гегеля, коммунизм у Маркса), а как глобальной самоорганизующейся системы, живущей по нелинейным законам. Такой подход к исследованию мира, наряду с системным подходом и принципом историзма, уже оправдал себя в физике, химии, биологии, технике, показав в бесчисленных примерах, что мир нелинеен . Однако такое миропонимание еще не утвердилось в нашей экономике, не коснулось нашей философии. Обоснованная нами в 1970 г. новая, нелинейная концепция спирали развития (с множеством плодотворных ее следствий для материалистической диалектики) представляется нам первым шагом в философском освоении нелинейности. Таким образом, книга не повторяет, не дублирует известные положения диамата, изложенные и пересказанные в десятках учебников, а делает попытку теоретического "прорыва" вперед на основе творческой переработки новых знаний. Постановка проблем. В работе, опираясь на диалектическое законы и категории, путем системных исследований и обобщения новых данных в области естествознания и техники, а также путем анализа социальной практики последних десятилетий нами сделана попытка ответить на актуальные (дискуссионные или еще не исследованные) в философской науке следующие вопросы.
Все эти вопросы имеют прямой выход в мир сегодняшних проблем экономического и социального развития, являясь отдельными, но взаимосвязанными гранями современного научного мировоззрения. Актуальность их исследования и решения несомненна. В порядке постановки проблем исследований раскроем вкратце современное состояние перечисленных нами вопросов.
Оказывается может, если только станет партийной, если отгородится от переднего края бурно развивающегося естествознания какой-то монопарадигмой, догмами. Но на самом деле философия - наука высокого уровня, и она не должна служить какой-то одной партии, какой бы прогрессивной она ни была. Рассмотрением этих проблем завершается книга. Методологические замечания
И, наконец, последнее - общее - замечание. Несмотря на привлечение к анализу огромного массива информации автор не претендует на "истины в конечной инстанции". Исследование продолжается. Автор с благодарностью примет конструктивные замечания, которые помогут ему скорректировать текст и улучшить иллюстрации при последующем издании. Литература
Глава 1. Генезис механизма управления, его системоорганизующая роль и философский статус[Введение]Мы стоим перед лицом социальной силы, несу щей неслыханные возможности. Слово "г е незис" означает возникновение и становление какого-либо развивающегося явления. Именно к такого рода явлениям относится и феномен отравления. В данной главе говорится о возникновении и этапах становления механизма управления как функциональной системы, развившейся в процессе эволюции и лежащей в основе процессов саморегуляции и саморазвития живой природы, общественных систем и их экономики, всей ноосферы, а также процессов познания. Феномен управления долгое время считался исключительно общественным явлением, результатом сознательной деятельности человека. Успехи биологических наук, а также исследования при создании сложных технических систем на рубеже 40-50-х годов нашего столетия позволили существенно расширить видимую сферу действия управленческих процессов и подойти вплотную к более глубокому пониманию сущности феномена управления. Тем не менее в нашей философской и экономической литературе еще широко бытуют неадекватные определения управления - лишь как воздействия на объект. Так, С.С. Дзарасов в книге "Каждому - об управлении" (изданной тиражом 300 тыс. экз.) утверждает: "... существует единство в признании, что управление чаще всего предстает как способ определенного воздействия на управляемый объект. Против такого тезиса едва ли кто будет возражать" [1]. И свое понимание управления доктор наук доводит до массового читателя иллюстрацией (рис. 2) - единственной в его книге. Идентичное вышеприведенному дает определение управления философ А. А. Крушанов - как об очень (!) специфическом воздействии одного объекта на другой" [2]. Многие авторы, даже спустя 40 лет после становления кибернетики, продолжают игнорировать (или не понимать) значения и определяющей роли обратных связей. Так, обратные связи, по утверждению того же А. А Крушанова, "не являются самым существенным признаком управления" [2]. Более того, и Философский словарь (1991 г.) трактует управление без привлечения понятий обратной связи, адаптации и самоорганизации. Здесь объяснение феномена управления философами лежит не в научной, а в прежней, идеологической, конфронтационной плоскости: "На практике наблюдаются два типа управления; стихийный и сознательный (плановый)". Стихийный - это, разумеется, "у них", где и рынок, как нам представляли обществоведы десятки лет, не более чем зловещая "стихия рынка". Если вникать в значения слов, то стихийно - значит непредсказуемо, что-то совершающееся без участия человека, его сознания и интеллекта. Но тогда не понятно, почему у них хорошо получается? И зачем они разработали даже науку управления - кибернетику? Ради чего еще более 100 лет тому назад открыли школы менеджмента и с тех пор обучение управлению, все более расширяясь, ныне превратилось в подлинную индустрию знаний? Авторы словаря поясняют: "При первом [типе управления. - А.Р. ] воздействие на общество происходит в результате взаимодействия различных социальных сил (рынок, традиции, обычаи и т.п.), второй предполагает наличие специальных органов У., действующих по заданной программе. Из социального У. как его особые отрасли выделяются У. государством, У. производством, У. в технике и др. Новые проблемы, связанные с совершенствованием У. при социализме, возникли в связи с осуществляемой в нашей стране радикальной реформой во всех сферах жизни" [7]. Теперешний хаос во всем - экономике, финансах, социальной сфере - результат сознательного управления? Авторам невдомек, что "радикальную реформу во всех сферах жизни" и не надо было бы проводить, если бы У. осуществлялось хотя бы на уровне здравого смысла, не говоря уже о научном управлении и использовании зарубежного опыта? Если бы познание этого важнейшего философского и социального феномена у нас не пребывало бы на столь низком уровне. Здесь выход из тупика, по-видимому, должен осуществляться двумя параллельными путями: по линии массового ликбеза, а также по линии борьбы с нашим национальным бедствием - невостребованностью новых знаний, сознательным поворотом к ним спиной. Иначе как объяснить тот парадокс, что в десятках книг по экономике великое множество схем без обратных связей названо "схемами управления", тогда как на самом деле они отражают лишь иерархию подчинения по вертикали низших звеньев высшим звеньям командно-административной системы, осуществлявшей "воздействие" и приведшей к сегодняшнему развалу. 1.1. Возникновение и этапы становления механизма управленияПри анализе центральной категории диалектики - категории развития явно недостаточно внимания уделяется раскрытию ее связи с понятиями информации, организации и управления, тогда как в действительности развитие не есть просто изменения вообще, присущие всякому движению, а представляет собой изменения, связанные с процессами отражения (как всеобщего свойства материи), сопровождаемые упорядочением связей, накопления информации, возникновением новых структур, их усложнением и детерминацией. Это - процесс самоорганизации, в котором важнейшее значение имеет генезис механизма управления. Механизм управления не дан нам изначально. Он возник и развивался в ходе эволюции, имеет свои переходы от низшего к высшему (рис. 3). Физическое взаимодействие объектов и элементарные формы отражения (этап 0) здесь явились необходимой предпосылкой. Далее можно выделить три этапа;
Повседневная практика показывает, что процессы развития в человеческом обществе складываются из великого множества контуров управления и (или) самоуправления. Каждый такой контур (будь то управление транспортным средством, заводом или руководство народными массами в социальной борьбе) представляет собой целенаправленный информационно-управленческий процесс, состоящий из управляемого объекта и управляющего субъекта (управляющего эвена), замкнутых прямой и обратной информационными связями. Каковы бы ни были отличия в частностях (многоуровневость, специфика конкретных областей деятельности и т.п.), структура этого механизма едина и может быть представлена в виде обобщенной (до мировоззренческого уровня) модели. Системное исследование исторического процесса возникновения и усложняющегося упорядочения связей во взаимодействиях выявляет, таким образом, значение понятий цели, информации и управления в диалектике объективного мира, способствуя раскрытию самого механизма самоорганизации материи. Именно становление функциональных систем, процессов саморегуляции в живой природе и формирование современного образа человеческой деятельности ознаменовали восхождение материи на следующие уровни развития, составив содержание биологической и социальной форм движения 1.2. Роль отклонения параметров системы от нормыОбъектами нашего рассмотрения являются в основном открытые системы (объекты). Воздействие внешней среды вызывают отклонение параметра объекта от нормы. Возникает информация, обратная связь, что в конечном итоге формирует замкнутые контуры и функциональные системы. Движения системы, направленные на сохранение устойчивости, являются положительными сторонами процесса развития, а отклонения, которые призвана выбирать (уменьшать, исключать) система, можно назвать отрицательными сторонами процесса. Движущей силой развития выступает целенаправленная борьба противоположностей - положительной и отрицательной сторон процесса. В "Диалектике природы" Энгельс отмечает особую роль в этой борьбе отрицательной стороны процесса, учет которой в процессах управления, как мы теперь понимаем, и есть использование отрицательной обратной связи. По существу н базирующаяся на множестве случайных отклонений так называемая стихия рынка * является своего рода механизмом социальной саморегуляции на основе непрерывного учета отклонения спроса от предложения. С большой силой роль отрицательной стороны противоположности в социальной жизни показана К. Марксом в "Нищете философии". Прудон, извращая диалектику Гегеля, видел задачу в том, чтобы, отыскав в каждом явлении положительные и отрицательные стороны, найти способ сохранить "хорошую" сторону и исключить из рассмотрения "дурную". Критикуя Прудона, К. Маркс указывает, что исключить "дурную", т.е. отрицательную, сторону противоположности - это значит сразу положить конец диалектическому движению. "Именно дурная сторона, - пишет К.Маркс, - порождая борьбу, создает движение, которое образует историю [3]. Таким образом, истоки активности системы связаны с исходными моментами любого управленческого процесса - с целевой функцией и отклонением. В силу сказанного, понятие отклонения заслуживает быть включенным в разряд общенаучных понятий. Оно является универсальным элементом взаимодействия, присущим любым системам. Без отклонения нет информации и процесса управления, нет развития. Определяющая роль отклонения отражена и в "золотом правиле" саморегуляции. В формулировке П.К. Анохина оно звучит так: "Само отклонение от нормы служит стимулом возвращения к норме" [8]. Система вне среды не может быть активной, ибо только взаимодействие со средой, возникающие при этом отклонения, противоречия создают необходимое условие активности системы, ее самодвижение в направлении самосохранения. Такой средой явились, в частности, геосфера и атмосферы Нашей Земли, где с возникновением органических соединений начали появляться и усложняться преемственные связи как реализация элементарных форм активности. Любого типа упорядоченность возникает в результате какого-то воздействия окружающей среды на систему, которая, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, накапливает полезную для себя информацию, повышает уровень своей организации. По существу, как считают биологи, вся содержащаяся в организме структурная информация вводится окружающей средой и ее изменение (саморазвитие).обусловлено в основном длительным влиянием среды. В этом плане следует считать ошибочными общеизвестный тезис "внутренние противоречия - источник развития природных и социальных явлений" и утверждения типа "каждая из основных форм движения материи развивается исключительно на базе своих внутренних противоречий" и "внешние воздействия могут приводить только к количественным изменениям процессов" [4]. Категоричность этих суждений, по-видимому, исходит из безоговорочно принятого ленинского тезиса о "ядре диалектики" [19], согласно которому нечто единое, как поясняет новейший учебник, "раздваиваясь в себе самом, выделяет свои противоположные начала, они вступают в борьбу и начинается развитие, активная жизнь этого "единого"" [21]. Дорогой читатель, тебе предлагается вместе с автором подумать, поразмыслить над тем, верно ли это суждение, которое общепринято в качестве "главного тезиса" диалектического метода и в качестве такового преподносится во всех учебниках даже последних лет [22, 23]. Изучать нашу философию порой означает заново учиться мыслить, разбирая завалы неадекватных суждений. Действительно, в данном случае "единое", т.е. объект, рассматривается (в нарушение диалектического закона о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений) изолированно , не во взаимодействии с другими объектами, с внешней средой. Но ведь в замкнутой системе, как уже отмечалось, энтропия может только расти из-за неизбежной диссипации энергии. Следовательно, о прогрессивном развитии в замкнутой системе не может быть и речи. Достаточно вспомнить десятилетия "железного занавеса" в истории нашей страны. Отгородившись от внешнего мира, от потока новой технологии, от воздействия мирового рынка, страна деградировала, отстала в науке и технике, товары стали неконкурентоспособными, рубль - неконвертируемым. А внутренних противоречий и борьбы в стране было хоть отбавляй... Почему мы теперь образуем совместные предприятия (СП), если можем развиваться "исключительно на базе своих внутренних противоречий"? Раздваивай их и запускай в борьбу! Потому вынуждены, что, следуя кибернетическому принципу "внешнего дополнения", объективно нуждаемся в открытости к внешней среде, в приобщении. к технологиям более высокого уровня. Только выход на мировой рынок и конкуренция с лучшими фирмами может вывести нашу промышленность на передовые рубежи (разумеется, если и внутри осуществится переход к рынку со свободной конкуренцией). Развиваться с качественными изменениями, с возрастанием уровня организации способны лишь открытые системы, в которых каждый процесс предстает как противоречивое единство самообусловленности и внешней обусловленности, единство внутренних и внешних противоречий. Соотношение и роль их в контексте "источника развития" должны быть пересмотрены с выходом на концепцию открытых систем. В основе эволюции, которой руководит "мудрость природы", лежит способ "проб и ошибок", реализуемый через учет отклонений. Все те "пробы", которые приводили к уменьшению отклонения способствовали живучести образований и, таким образом, соответствовали требованиям эволюции, закреплялись, развивались дальше приводя к упорядоченному усложнению внутренних связей, к качественным изменениям взаимодействий, к возрастанию активности. Таким образом, отклонение и, в более широком плане, разнообразие являются неотъемлемыми атрибутами прогресса и самосовершенствования функциональных систем. Взять живую природу: даже на уровне "вершины" ее развития - человека - эволюция направленно моделирует разнообразие, несхожесть индивидов как необходимое условие дальнейшего развития сообщества. Индивидуальность каждого человека в биологическом плане обеспечивается различием генетического кода: каждый человек в мире имеет уникальный состав белков. Индивидуальность человека в социальном плане, его творческие способности объясняются полученным им образованием и жизненным опытом, тезаурусом, который у каждого тоже свой. При полном сходстве людей друг с другом теряется смысл взаимного общения, исключается интерес, борьба мнений, творчество. Людская однородность создала бы, отмечает В.И. Говалло, тупиковую ситуацию, ибо нет отклонений, не возникает информация как основа поведенческого акта. Следовательно, нет и целенаправленной деятельности, соревновательности, нет развития [5]. Национальные различия и этническое разнообразие людей в глубинном смысле также являются благом, способствуют взаимному обогащению народов и прогрессу человечества. У каждой нации свои обычаи, жизненный уклад и опыт, талант в ремеслах и самобытное искусство, которые интересны другим нациям возможностью удивления, отбора и заимствования. Межнациональные распри и конфликты возникают как нарушение гармонии жизни (как болезнь общества, как недопустимо большое отклонение от нормы) в основном на почве экономических и территориальных неурядиц, нищеты материальной и духовной. Вспышка национального самосознания и вражды, стремление к суверенитету и вооруженные конфликты в СНГ - следствие недальновидной и неправомочной политики руководства бывшего Союза, притеснявшего малые нации в экономике, культуре, вплоть до депортации их в чужие края. Осуществлявшаяся у нас в последние десятилетия идеология на "сближение" и даже "слияние" наций в "единую историческую общность - советский народ" в своей основе также была ошибочной и усилила центробежные тенденции. Искусственное выравнивание людей (в любой форме) вместо того, чтобы дать простор их разнообразию, тормозит социальный прогресс. Как показала и многолетняя практика (социальный опыт) нашего хозяйствования, уравниловка в оплате труда, в других сторонах социальной жизни, низведение людей до обезличенных "винтиков" закономерно привели к снижению трудовой активности, к спаду темпов нашего развития во многих областях. 1.3. Возникновение и развитие функциональных систем. Перерастание отклонения в обратную связь. Гомеостазис. Роль II контура обратной связиФункциональные системы возникли под воздействием внешней среды благодаря качественному упорядочению связей: информация, как отражение, как сигнал отклонения стала образовывать (в виде отрицательной обратной связи) замкнутые контуры саморегуляции - гомеостазис. При гомеостазисе благодаря процессам обмена веществ, энергии и информации организм находится в состоянии подвижного равновесия с окружающей средой, обеспечивая свою целостность . Этот этап - качественный скачок в поступательном развитии уровней материи, означавший новый, более высокий уровень активности и отражательной способности материальных систем, и обусловивший дальнейший процесс их самоорганизации. Гомеостазис, который можно назвать "остовом" механизма управления, также не возникает сразу, а является продуктом естественного отбора и эволюции. Об этом свидетельствует, согласно У. Кеннону, несовершенство механизма гомеостазиса у тех классов позвоночных, которые предшествуют млекопитающим [6]. К гомеостазису относится и иммунитет как система защиты организма от всего генетически чужеродного (микробов, чужих клеток, тканей) или генетически изменившихся собственных клеток. Иммунитет осуществляет контроль за внутренним постоянством организма. Гомеостазис характеризует, таким образом, I этап становления элемента управления. Для иллюстрации II этапа становления механизма управления можно привести пример из области техники. Вертикально стартующую тяжелую ракету через десяток секунд после старта, когда она уже набрала расчетную скорость, необходимо начинать разворачивать (наклонять) в сторону цели. Включается программный механизм, формирующий команды на разворот объекта (по "жесткой" программе) в нужном направлении, на нужный угол. При этом автомат стабилизации продолжает работать, обеспечивая устойчивость объекта и при этой манипуляции. Формирование механизма управления в основном завершается на этапе III образованием II контура ОС. Этот контур мы назвали контуром отбора и накопления информации, контуром адаптации, самообучения и, следовательно, саморазвития. Остановимся на этом подробнее. Сущность процесса развития заключается в целенаправленном накоплении информации с последующим ее упорядочением, структурализацией. Но в потоке информации, циркулирующей в I контуре ОС, в каждом цикле управления бывает много разнообразной информации (избыточной, повторяющейся), в том числе и "информационного шума". Поэтому на входе во II контур ОС имеется так называемый семантический фильтр, который осуществляет отбор информации с учетом преемственности и ценности новых "порций" информации для целевой функции системы, для ее целостности. Число таких порций информации от цикла к циклу непрерывно растет, и они начинают складываться ("оседать", кристаллизовываться) в определенную структуру (гипотезы, теории, программы, изобретения и т.п.). Вот такие структуры и являются "точками роста" искомого феномена "развитие". Именно целенаправленное собирание, интегрирование информации на основе отражения является предпосылкой, основным условием появления новой организации, новой структуры. Если принять за Бриллюэном, что структуру можно рассматривать как связанную, внутреннюю информацию, то происходящая во II контуре ОС структурализацня и есть процесс возникновения новой (структурной) информации в результате циркуляции в организме оперативной информации. Это - созидание нового в самом процессе взаимодействия живой субстанции со средой в результате избирательного отражения и отбора информации об этом взаимодействии, т.е. процесс саморазвития . 1.4. Обобщенная модель механизма управления и эволюция живой природы. Значение цикличности воздействийОбоснованная выше двухконтурная структура названа обобщенной моделью механизма управления потому, что она задана на уровне его наиболее существенных признаков. Она, во-первых, едина для всех сфер, охватываемых кибернетикой, и, во-вторых, раскрывает системоорганизующую, "негэнтропийную" функцию управления во всех этих сферах. Становление замкнутого контура саморегуляции создало благоприятные условия для дальнейшего прогресса живой субстанции, ибо гомеостазис обеспечил возможность многократных отражений воздействия среды, возможность сохранения и накопления полезных следов этих воздействий в структуре живого и, как следствие, постепенных изменений этой структуры. Здесь определяющее значение имела многократная повторяемость циклов воздействие - отражение, обусловленная пространственно-временным континуумом мира. Действительно, элементарный акт выбора еще не вносит организации, {циничное воздействие на клетку, единичный цикл отражения не могли привести к фиксированию полезных признаков и направленные изменениям в структуре клеток. Организацию мог внести только процесс , как серия актов, т.е. длительное чередование воздействий. Исследования, проведенные П.К. Анохиным, показали, что пространственно-временная структура внешнего макромира через непрерывно повторяющийся ряд воздействий трансформировалась в химический континуум молекулярного микромира живых существ, способствовала превращению химических структур в структуры функциональные. Возвращаясь к упомянутому выше стереотипу о "внутренних противоречиях как источнике развития", следует напомнить, что ошибочность теории происхождения жизни А.И. Опарина, Г.Г. Меллера и заключалась в том, что они трактовали появление жизни как простое продолжение химической эволюции. Примечательно, что зарубежные философы здесь придерживаются диалектико-материалистических позиций. Так, X. Кун связывает возникновение дарвиновского механизма эволюции "с отражением среды, с феноменом суточной периодичности в состоянии среды". При этом "периодичность действует как фактор отбора". В синтезированном виде результаты работ П.К. Анохина, И.И. Шмальгаузена и наша интерпретация концепции о двухконтурной структуре механизма управления:
Возрастание уровня организации живой субстанции повышает ее отражательную способность и приводит к возникновению опережающего отражения. "Благодаря этому протоплазма приобрела способность, - писал П. К. Анохин, - развитием своих молекулярный процессов опережать во времени и пространстве закономерное течение последовательности внешнего мира" [8]. Опережающее отражение как приспособительная реакция и как элемент организации появилось благодаря запоминанию реакций на прошлые воздействия внешнего мира ("прошлого опыта") в генетическом коде с возможностью использования этой информации в процессе текущей (и будущей) жизнедеятельности. В биологии было известно, что куколки некоторых насекомых остаются зимой на открытом воздухе и не погибают, хотя в протоплазме их клеток содержится вода. Анализы показали появление глицерина в протоплазме зимних куколок. Выяснилось, что с первых осенних холодов в протоплазме клеток образуется глицерин, снижающий температуру ее замерзания и тем самым предохраняющий куколку от гибели. Была выдвинута гипотеза о том, что многократное воздействие внешней среды (низкая температура) отражается в протоплазме клеток реакцией, которая способствует определенному (приспособительному) изменению структуры клетки. Под влиянием физических, химических и других воздействий внешней среды на микроуровне живого возникают мутации (случайные сдвиги), являющиеся одной из причин изменчивости в биологии. Мутации редки, чаще всего неудачны, но именно из них (из "удачных") возникают новые побеги, которые закрепляются естественным отбором - решающим фактором эволюции. Естественный отбор выступает как "механизм, ответственный в конечном итоге за усложнение и совершенствование самого хранилища наследственной информации" [9]. Механизм эволюции живой природы, его структура, как видим, также состоит из двух контуров обратной информационной связи. Принцип ОС составляет сущность всех биотических процессов эволюционного в частности. Именно в результате действия механизма обратной связи выделяются и закрепляются полезные мутации, а на уровне организмов выделяются и закрепляются индивиды. поведение которых наилучшим образом обеспечивает их стабильность (выживаемость) при изменении внешних условий. Следует подчеркнуть специфику внешнего воздействия в механизме эволюции живой природы на нашей планете, его цикличность . Пространственно-временной континуум мира, в течение миллионов лет с годичной и суточной цикличностью изменяя параметры среды (температуру, давление, освещенность, влажность н т.д.), выступает как мощный и стабильный генератор воздействий . В результате в ходе эволюции, по существу, выжили только те виды. в основе функционирования которых была заложена цикличность. Из сказанного можно заключить, что многократное воздействие внешней среды в сочетании с естественным отбором (фактором не циклическим, но тоже "подключенным" к механизмам отражения, обратной связи) способствовало формированию механизма управления, объединившего в себе две важнейшие для жизнедеятельности взаимосвязанные функции - саморегуляцню (I контур ОС) и саморазвитие (II контур ОС). Процесс эволюции мог осуществиться только в том случае, если наряду и вместе с эволюцией живых организмов имела место эволюция самих механизмов, обеспечивающих процесс эволюции, механизмов, формирующихся на уровне информационно-структурных отношений, что и подтверждается генезисом механизма управления. Следовательно, механизм управления не придуман людьми, а сформировался в процессе эволюции живой природы. Человек познает его и использует в своих целях. Раскрыв на рубеже второй половины XX в. общность механизма управления, его научные основы и создав специальные технические средства для интенсификации информационных процессов в контуре управления (скоростные системы передачи данных, ЭВМ, дисплеи и т.п.), человек осуществляет оптимизацию управления в конкретных областях своей деятельности. Человек и сам в процессах трудовой деятельности и повседневной жизни непрерывно накапливает опыт на основе ежедневно получаемой разнообразной информации. Он постоянно приобретает что-то в результате предыдущих событий, проб, ошибок и удач, их оценки и отбора. Поэтому он изменяется то в одном, то в другом отношениях и постоянно развивается в социальном плане. Это формирует тезаурус, питает интуицию человека и дает ему возможность ориентироваться в сложной обстановке, принимать нужные решения и при непредвиденных ситуациях. что пока недоступно автоматам, "искусственному интеллекту". В мировоззренческом плане интересно отметить, что цикличность процессов управления перекликается с квантовыми концепциями в физике. Действительно, каждый информационно-управленческий цикл в 1 контур- это квант регулирования, т.е. элементарный, законченный акт регулирования. Совокупность таких актов обеспечивает устойчивость объекта. А каждый цикл во II контуре (формулировка из крупинок информации, опыта новой теоретической концепции и использование последней при принятии очередного решения), как элементарный акт внедрения нового, - это квант развития. Из таких квантов складывается процесс саморазвития. Концепция о двухконтурной структуре механизма управления основана на анализе и обобщении трудов многих ученых-естествоиспытателей. В частности, И.И. Шмальгаузен различал и стабилизирующую форму, и движущую форму "естественного отборы, ведущего к прогрессивным изменениям" [10]. "Устойчивость и научение - две формы коммуниктивного поведения... Живые организмы, в частности высшие виды живых организмов, способны изменять формы своего поведения на основе прошлого опыта", - писал Н. Винер, имея в виду достижения специфических антиэнтропийных целей [11]. Подытоживая все сказанное, можно сформулировать следующее определение механизма управления: "Механизм управления есть закономерно возникшая в процессе эволюции специфически организованная форма движения материи, заключающаяся в целенаправленном многоцикличном преобразовании информации в двух взаимосвязанных, замкнутых обратными связями (ОС) контурах и функционально реализующая как сохранение устойчивости управляемого объекта, системы (I контур ОС), так и развитие, дальнейшее повышение уровня ее организации (или создание новых структур) путем отбора и накопления информации (во II контуре ОС)" [12]. 1.5. Элементы симметрии и асимметрии в механизме управления, их роль и эволюция в процессах развитияПонятия симметрии и асимметрии, развиваемые в последние годы отечественными и зарубежными учеными (в работах В.С. Готта, И.С. Желудева, Ю.А. Урманцева, К. Льюэллин-Смита, А. Салама и др.), тесно связаны с понятиями устойчивости и изменчивости, порядка и беспорядка, организации и дезорганизации. Это способствует более глубокому проникновению в диалектику процессов развития. Физики обсуждают симметрию пространства и времени. Осуществляется дальнейшее обобщение квантовой теории поля и общей теории относительности (теория суперструн). Свойства симметрии проявляются в кристаллофизике, в характеристиках элементарных частиц и их взаимодействий. Идеи симметрии реализуются в новой объединенной теории электромагнитных и слабых взаимодействий (работы А. Салама и др.). При этом установлено, что законы симметрии при определенных условиях могут приводить к асимметрии в физических явлениях [13]. Говоря о связи между симметрией и асимметрией, следует отметить пересмотр первичных представлений о них: симметрии до недавнего времени отводилось ведущее место, а асимметрии - подчиненное, как бы второстепенное [14]. Теперь существенно возрос интерес к явлениям асимметрии. С ними оказались неразрывно связанными неравновесные процессы, объясняющие возникновение диссипативных структур при переходе от неживого к живому (абиогенез). Так, И. Пригожин описал процесс самоорганизации в неравновесных системах через нарушения симметрии в точках бифуркации [15]. В.И. Вернадский за двадцать лет до того, как физики задумывались об отсутствии симметрии в микромире, писал, что пространство-время глубоко неоднородно и что явления симметрии могут в нем проявляться только в ограниченных участках. Крупным вкладом в познание Вселенной является концепция галионной асимметрии Вселенной А.Д. Сахарова. Сама природа - и неживая (вспомним изящество кристаллических решеток), и живая (геометрия пчелиных сот, веер лепестков ромашки и т.п.), - на первый взгляд, предпочитает симметричные законы построения. Однако при более внимательном рассмотрении здесь выявляются и асимметричность, и ее особая роль в процессах организации. В плане мировоззренческого освоения феномена управления представляет интерес выявление элементов симметрии и асимметрии и их роли в механизмах управления и развития. При этом для более полной характеристики развития, как подчеркивает В.С. Готт, необходимо воспользоваться категориями симметрии и асимметрии, взятыми в их диалектическом единстве. Если, следуя этой рекомендации, мы проанализируем механизм управления, то обнаружим элементы симметрии и асимметрии, представленные в таком единстве. Действительно, I контур ОС, выполняющий функцию простого регулирования (гомеостазиса),симметрнчен как по своей структуре, так и по функциональному назначению, удовлетворяя требованиям порядка, однородности, соразмерности, пропорциональности, т.е. важнейшим признакам категории симметрии. Так, малые отклонения требуют малых управляющих воздействий. По I контуру реализуются изменения, направленные на сохранение устойчивости, динамического покоя (функция автопилота). Это "движение" без выраженного "развития", направленное лишь на сохранение жизненных функций (пример из социальной жизни - производство давно известного изделия, его тиражирование без усовершенствования). II контур ОС, напротив, является асимметричным "неоднородным" элементом. Здесь происходят новые формообразования, повышается уровень организации известных структур, обеспечивается направленность развития, движение "вверх". Как указывает В.С. Готт, к развитию можно отнести только те совокупности изменений, в которых существуют "определенная направленность, тенденции к дальнейшим изменениям, в ходе которых проявляются необратимые состояния" [16]. Рассмотрение взаимодействия симметричного и асимметричного элементов еще полнее раскрывает системоорганизующую роль феномена управления. Следовательно, именно информация, ее накопление, функциональные системы и целенаправленная деятельность являются системообразующими факторами, а не время как таковое. Объем данной работы не позволяет полемизировать с А.И. Аверьяновым, утверждающим, что "время как длительность несомненно является системообразующим", и рассматривающим варианты "влияния будущего на системообразование" [17]. Исследование элементов симметрии и асимметрии в методологическом плане ценно еще и тем, что оно наглядно показывает соотношение и взаимодействие парных философских категорий устойчивость-изменчивость, функция-структура, движение-развитие, соответствующих I и II контурам ОС. И, наконец, концепция о подобной взаимосвязи симметричного и асимметричного элементов в механизме управления может явиться определенной методологической основой при исследованиях человеческого мозга, выявление асимметричности которого стало одной из ведущих научных тем конца XX в. Ученые обнаружили в полушариях два не похожих друг на друга, даже полярных, типа мышления. Так, если функционирует лишь левое полушарие, то человек проявляет двигательную активность и много говорит. Он шутит, смеется, быстро реагирует, но его действия и речь бесцветны, лишены живых человеческих интонаций, т.е. не опираются на память прошлых восприятий. Поэтому человек не узнает привычные звуки, мелодии. При функционировании лишь правого полушария человек, напротив, речь понимает с трудом, но зато обладает хорошей памятью, быстро распознает образы, рисунки, легко ориентируется в ситуации. По гипотезе отечественных исследователей Н. Брагиной и Т. Доброхотовой, левое и правое полушария мозга обращены в разные времена. В частности, правое полушарие связано с настоящим и прошлым, обеспечивает накопление и сохранение информации. Здесь, таким образом, просматривается аналогия с асимметричным элементом механизма управления. Изучение мозга продолжается. Сейчас неврологические исследования ведутся уже на клеточном уровне. Позитронные томографы и скоростная видеотехника позволяют осуществлять рентгеновское сканирование мозга с записью в динамичной форме процессов в структуре мозга во всех его частях. Однако здесь многое еще остается неясным, предстоят тончайшие эксперименты наряду с философскими размышлениями и дискуссиями. Пока ясна лишь взаимодополняемость, "сотрудничество" обоих полушарий в процессах управления жизнедеятельностью организма. Таковы взаимосвязь и роль элементов симметрии и асимметрии в механизме управления. А какова их эволюция, например, при переходе от биологического уровня на социальный? Если говорить о симметричном элементе, то здесь на смену (вернее, в дополнение) гомеостазису пришло осознанное регулирование, планирование как части научного управления. В асимметричном элементе опережающее отражение переросло в научное прогнозирование, осуществляемое на основе прошлого опыта. Но самое примечательное изменение произошло с запоминанием и передачей информации: если на уровне "до человека"' вся информация об истории влияния внешней среды и процессах саморазвития видов запечатлевалась только в их генетическом коде и передавалась из поколения в поколение через наследственность, то на уровне "человек и человеческое общество" с появлением письменности и с развитием техники возникает и получает огромное развитие надындивидуальное, внегенетическое накопление информации (библиотеки, архивы данных, вся ноосфера). Это - социальная информация. Как совокупность знаний о природе и обществе она передается последующим поколениям через системы образования и воспитания. Обладая безграничным объемом памяти и возможностями упорядочения, новый способ хранения и накопления информации стал мощным инструментом социального прогресса. 1.6. Сходство процессов управления и познанияИсследуя общие принципы организации в разных сферах, А.А. Богданов еще в первой четверти нашего столетия обнаружил "относительную бедность" организационных форм материи при фантастическом разнообразии явлений и процессов материального мира [18]. Позже кибернетика научно обосновала единство процессов управления и связи в живой природе, технике, обществе и мышлении, подтвердила многие идеи выдающегося отечественного естествоиспытателя, не оцененного современниками. В мировоззренческом плане представляет интерес рассмотрение сходства процессов управления и познания. В основе данных процессов - активное отражение и цикличность. В их структуре по два контура ОС. Процесс познания схематично изображен на рис. 6. I контур ОС - многократные циклы испытаний, наблюдений, сбора информации, т.е. это область эмпирического знания, содержание которого черпается непосредственно из опыта. II контур - отбор и обобщение информации, попытки выявить очередную относительную истину. Здесь может возникнуть научная гипотеза. Если он подтвердится при очередном эксперименте, то может стать основой новой теории, закрепиться в формулах, теоремах. Это уж теоретическая область. Другими словами, в I контуре ОС воспринимается явление, а во II познается его сущность, причем постижение сущности углубляется в ходе осуществления все более целенаправленного воздействия на объект, все более тонких экспериментов. Схема диалектического пути познания раскрывает суть информационного взаимодействия активного познающего субъекта и исследуемого объекта в плане "основного вопроса философии", отражая механизм движения познания от относительной истины к абсолютной. Каждый текущий результат оценивается на фоне все возрастающего уровня знаний. Это и есть диалектический путь, логика познания, которое и есть "вечное, бесконечное приближение мышления к объекту" [19], ко все большему соответствию наших представлений объективной природе вещей. Выявление функционально-структурного сходства процессов эволюции живой природы и процесса познания приводит к следующему тезису: говоря о Диалектической Логике, следует иметь в виду не только теорию познания (к этому мнению склоняются многие философы). Ведь в самих процессах развития природы и общества имеют место четко выраженные логические закономерности, и подлинная диалектическая логика лишь как отражение этого существует в субъективной диалектике, в теории познания. И мыслители давности этот вопрос понимали правильно. Так, Гераклит называл закон, правящий миром, Логосом, а Анаксагор даже Нусом (разумом). Оба они были стихийными материалистам и, говоря о Логосе и Нусе, имели в виду объективную диалектику самой природы. Вернемся к структуре механизма управления, к ее новым peaлиям. Усложнение научных экспериментов в эпоху НТР привело к необходимости автоматизировать сбор и обработку больших массивов информации. Появились измерительно-вычислительные системы (ИВС) (рис. 7) в модульном исполнении и с унифицированной системой сопряжений между модулями (интерфейс). Они выполняются на базе серийно выпускаемых измерительно-вычислительных комплексов (ИВК), в которых процессор ЭВМ осуществляет управление как функционированием измерительных датчиков, так и ходом самого эксперимента в зависимости от получаемых результатов. При этом исследователь имеет свободный доступ к информации (с помощью дисплея ИВК) и может динамично влиять на ход эксперимента. 1.7. Научиться хорошо работать, эффективно управлятьВ заголовок этого подраздела вынесена насущнейшая задача нашего общества, запутавшегося в социальных, политических, финансово-экономических конфликтах и противоречиях. Административно-командная система (АКС), монополизировавшая у нас сферы производства и распределения, декларируя "научное управление", на деле привела страну к неэффективной, несамоорганизующейся экономике, к нищете. У людей, лишенных собственных средств труда, возможности самих себя обеспечивать и управлять своей судьбой, остались лишь потребительский интерес и долг трудиться на благо общества (да еще при уравнительной оплате). Самым тяжелым наследием этого является атрофирование у народа мотивации к производительному труду, потеря личного интереса и умения качественно, вдохновенно работать - первейших общечеловеческих ценностей и основ процветания общества. Без свободы и материального интереса к труду, без конкуренции и рынка невозможно и самообучение управлению . Это второй печальный результат АКС, в которой, к тому же, управленческий аппарат разбухает по закону Паркинсона. В странах СНГ в настоящее время насчитывается до 30 миллионов чиновников разного уровня - компетентность которых в вопросах управления не отвечает современным требованиям. В своей праксеологии Т. Котарбинский стремился найти законы всякой человеческой деятельности и вывести общие правила хорошей работы [24] путем обобщения опыта человечества. В этом плане весьма полезен зарубежный опыт управления, и особенно богатейший американский, так как в Америке изучение всех аспектов управления фирмами, корпорациями, а также массовое обучение управлению в настоящее время стало, повторяем, подлинной индустрией знаний. Новая американская философия управления основана на системном и ситуационном подходах к управлению и не противоречит излагаемым нами концепциям. Деловая организация рассматривается прежде всего как "открытая" система; главные предпосылки успеха деятельности фирмы отыскиваются не внутри, а вне ее, т.е. успех связывается с тем, насколько удачно фирма приспосабливается к своему внешнему окружению - экономическому, научно-техническому, социально-политическому. Вся внутрифирменная структура правления есть не что иное, как ответ фирмы на различные по своей природе воздействия со стороны внешней среды, включая технологию производства и качество человеческих ресурсов. Фирма, по мере усложнения условий конкуренции, вынуждена прежде всего заботиться о гибкости и адаптивности своих внутрифирменных структур. В этих условиях возрастают роль компетентного руководителя (предпринимателя) и значение человеческого потенциала организаций. Важная черта "новой парадигмы" управления - это концепция предприятия как социальной системы. Не только характер стратегий, но и стиль руководства, уровень квалификации и мотивации людей, их социальная защищенность должны постоянно анализироваться и совершенствоваться при сформировании организационных систем управления [25]. 1.8. О философском статусе механизма управленияВ данной работе путем системного исследования, на основе теории отражения и принципа историзма мы показали генезис механизма управления и его системоорганизующую роль в процессах развития. Раскрыта структура механизма управления, состоящая из двух взаимосвязанных контуров циркуляции информации. Анализируя понятие отклонения, мы показали, что в самом факте движения материи заключены истоки ее активности и саморазвития, предпосылки возникновения феномена управления. Анализ исторического развития механизма управления, его генезис показывают, что в объективной противоречивости движения выявляется тенденция к логическому упорядочению связей во взаимодействиях, к детерминации функций и структур. Этапными моментами здесь явились образование в ходе эволюции замкнутых контуров саморегуляции (гомеостазиса) и контура накопления информации (саморазвития). На уровне человека механизм управления становится высокоорганизованной формой движения материи - основы процессов жизнедеятельности, познания природы и созидания ноосферы. Более того, есть все основания утверждать, что механизм управления с его функциональными звеньями и связями лежит в основе структур всех функциональных систем - живых организмов, технических систем, общественных институтов. Всюду, во всех этих системах имеются: чувствительные элементы (датчики) для замера отклонения; средства восприятия, оценки и обработки информации; каналы связи; исполнительные органы. Обобщенная модель управления показывает, что структура функциональной системы характеризуется таким расположением элементов, такой "системной организацией", которая обеспечивает достижение цели, стоящей перед этой системой. Таким образом, механизм управления в живой природе и социальной сфере выступает как Focus for Development (стержень развития). Венцом многовековой эволюции механизма управления стало создание его теории - науки кибернетики, которая установила общность механизма управления для живой природы, техники, общества и мышления, выявила антиэнтропийную сущность управления, неразрывную связь отражения и информации с процессам организации. Изложенный выше материал отражает взаимосвязь фундаментальных положений теории информации и кибернетики с материалистической диалектикой, а следовательно, и несостоятельность имевших место высказываний западных философов о каких-то "серьезных коллизиях между кибернетикой и советской философией". Эти высказывания были естественной реакцией на невосприятие нашей догматической идеологией шедших с Запада новь концепций. В действительности кибернетика, системология, биология и все другие научные направления эпохи НТР всецело "работают" на материалистическую диалектику. А в лице феномена управления диалектика получает важные методологические принципы исследования самоуправляющихся систем, процессов их самоорганизации. На основе рассмотрения генезиса механизма управления, его системоорганизующей роли в прогрессивной эволюции материи, в возникновении биологической, а затем и социальной форм движения, в создании все новых объектов ноосферы, в познании законов природы и, наконец, на основе его общности можно сформулировать нижеследующий философский статус: "Механизм управления, возникший и развившийся в ходе эволюции как процесс усложняющегося упорядочения связей во взаимодействиях, как процесс становления саморегуляции и саморазвития, обусловивших прогрессивную линию развития материи, с появлением "мыслящей материи" (сознания) и целенаправленной человеческой деятельности становится высшей формой движения материи, лежащей в основе познания, сохранения и разумного преобразования окружающего мира" [20]. Это определение дается "в порядке обсуждения", как рабочая гипотеза, и может трактоваться, в частности, как конкретизация (или одна из сторон) известного положения о том, что высшей формой движения материи является его социальная форма. Миропонимание во все времена определялось не деталями знаний, а руководящий идеями. Одной из таких идей, на наш взгляд, является изложенная выше идея о генезисе и системоорганизующей роли механизма управления. Поэтому феномен управления требует системных исследований и мировоззренческого освоения как механизма прогрессивного саморазвития материи и социума. Выводы и рекомендации
Литература
|
|||
|
© uchebnik-online.com |