Перечень учебников |
Учебники онлайн |
|
---|---|---|
2.1. Экономическая мысль дорыночной экономикиОсновные источники экономической мысли Древнего Востока: - Вавилон – кодекс царя Хаммурапи – создан около 1760г. до н.э.; - Китай – Конфуций (6-5 вв. до н.э.) – заложил основы конфуцианства – этико - политического учения, которое оказывало огромное влияние на все стороны жизни страны в течение более чем двух тысяч лет; - Индия – трактат «Артхашастра» (3-4 вв. до н.э.) («Наука о пользе») – собрание наставлений по вопросам управления государством. Для экономической мысли Древнего Востока характерны следующие черты: ведущая роль в экономике отводится государству как верховному собственнику ирригационных систем и орошаемых земель, неприкосновенность частной собственности. Экономическая мысль Древней Греции (античное, классическое производственное рабство) связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Ксенофонт (430-350гг. до н.э.) – его важнейшие труды «О домашнем хозяйстве», «О доходах». Ведущие идеи его работ: деление людей на свободных и рабов естественно, так же как и деление труда на физический (удел рабов) и умственный, любой товар обладает полезными свойствами (потребительская стоимость) и способностью обмениваться на другой товар (меновая стоимость). Платон (420-347гг. до н.э.) – основатель Академии – знаменитой школы вблизи Афин, просуществовавшей почти 1000 лет. В ряде своих работ - «Республика», «Законы», «Государство», он описывает модель идеального государства. Во главе государства стоят философы, способные познать мир, и следовательно, управлять им, они должны отрекаться от личных интересов и действовать во благо общества, поэтому им запрещено обладать частной собственностью. Обязанность воинов – защита народа и завоевание новых рабов, им тоже запрещено быть собственниками. Только земледельцы, ремесленники, занятые физическим трудом, имеют право частной собственности. Такое четкое разделение функций – основа процветания государства. Аристотель (384-322гг. до н.э.) – ученик, а затем учитель Академии Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей ключевой работе «Политика» высказал ряд суждений по поводу причины экономических явлений. Он был убежденным сторонником частной собственности, считал рабство явлением, основанным на природе вещей (люди от природы неравны), а не на приходящих факторах (война, …). Аристотель предупреждал об огромной опасности любых крайностей – в обществе не должно быть очень бедных и очень богатых, у власти в государстве должен стоять «средний класс» - только такой порядок может быть справедливым. Все виды деятельности Аристотель разделил на 2 группы: экономика – виды деятельности, связанные с производством потребительных стоимостей (реального богатства), и хрематистика - это противоестественные виды деятельности, связанные с накоплением денег (ростовщичество, крупная торговля). Он всячески поощрял экономику и порицал хрематистику. Экономическая мысль Средневековья. Основными источниками экономической мысли Средневековья являются труды членов церкви, значительная часть которых трактовалась с точки зрения религиозной морали. Основные источники экономической мысли Средневековья: - в арабских странах: «Коран» чтение (610-632гг.) и учение Ибн-Хальдуна (1332-1406гг.). «Коран» - собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, положил начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Он осветил складывающееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Основной труд Ибн-Хальдуна «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живущих с ними на земле», в ней он выделяет концепцию «социальной физики», которая провозглашала: осознанное отношение к труду, борьбу с жадностью и расточительством, имущественное и социальное неравенство как следствие естественной природы вещей. Источником западноевропейской экономической мысли средневековья были следующие труды: 1. Августин Блаженный (354-430гг. период раннего феодализма) – его работы «О граде Божием», «Исповедь» - предполагали существование двух противоположных видов человеческой общности: «град Земной» - это государственность, основанная на любви к себе, доведенная до презрения к Богу, и «град Божий» - духовная общность, основанная на «любви к Богу», доведенной до презрения к себе. Экономические идеи Августина можно охарактеризовать как весьма прогрессивные для того времени: - равноценность физического и умственного труда как равнополезного для развития общества, т.е. вид деятельности человека не должен влиять на его положение в обществе; - осуждение как греха нетрудового накопления золота и серебра (ростовщичество, торговля); - идея «справедливой цены» также как соответствующей затратам на производство товара. 2. Позднему феодализму соответствуют труды Фомы Аквинского (1225-1274гг.) – монаха-доминиканца, с 1257г. - доктора Парижского университета. Его основные работы - трактат «О правлении царей», «Сумма теологий», дают представление о его экономических воззрениях, ключевые догмы которых заключаются в следующем: сословное деление общества естественно, признание необходимости частной собственности, богатство делится на естественное (натуральные продукты) и искусственное (золото и серебро), «справедливая цена» - эта та, которая не только сообразна издержкам, но и та, которая обеспечивает людям блага в соответствии с их сословием. Меркантилизм («мерканте» - купец - итал.) Меркантилизм – первая концепция рыночной экономики, возникшая в XIV в. в рамках в основном натурального хозяйства. Он возникает как направление государственной политики, а теорией становится позже, когда возникает необходимость сформулировать правила хозяйственной деятельности купцов и экономической политики государства. Исторические условия возникновения меркантилизма – великие географические открытия и связанная с ними «революция цен», а также становление и развитие колониальной торговли - источника многовекового обогащения ряда европейских стран. В развитии меркантилизма выделяют 2 этапа: ранний и поздний (зрелый). Общее для них – трактовка богатства как запасов драгоценных металлов – золота и серебра. Рост этого богатства должен быть обеспечен благодаря целенаправленной внешнеторговой политике государства. Но если для раннего меркантилизма накопление золота и серебра – самоцель, то для позднего – металлы – скорее отражение богатства. Ранний меркантилизм («теория монетарного баланса») характеризуется следующими чертами: - ограничение импорта товаров, прежде всего предметов роскоши; - запрет вывоза золота и серебра (вплоть до смертной казни); - статус «истрачения» (деньги, вырученные иностранными купцами, должны быть истрачены на приобретение местных товаров). Но политика раннего меркантилизма серьезно ограничивала развитие внешней торговли, и следовательно – развитие страны, в результате, прежде всего, в Англии был осуществлен переход к политике позднего меркантилизма – система «активного внешнеторгового баланса»: только при превышении экспорта над импортом денежная масса в стране будет возрастать, таким образом государство должно проводить протекционистскую экономическую политику в отношении отечественных производителей и торговцев, поощрять экспорт готовой продукции и ограничивать (вплоть до запрета) вывоз сырья, контролировать качество продукции. Наиболее известные последователи меркантилизма в Англии: - У. Стаффорд (1554 – 1612гг.) – его основной труд «Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных нищих соотечественников» - решение экономических проблем страны он видел в запрете вывоза золота и серебра, в регламентации торговли с целью ограничения импорта. - Т. Ман (1571 – 1641гг.) – в своей знаменитой работе «Богатство Англии во внешней торговле» (1630г.) рекомендует расширять сырьевую базу промышленности в сельском хозяйстве, политику протекционизма, т.е. политику защиты национального рынка, активизировать конкуренцию с иностранными купцами, не останавливаясь перед временным снижением цен, чтобы удержать рынки. Представители меркантилизма во Франции: - А. Монкретьен (1575 – 1621гг.), его главный труд «Трактат политической экономии» (1615г.) дал первое название экономической науке. Он выступал за расширение торговли, требовал ограничивать деятельность иностранных купцов, которые, по его мнению, выкачивают богатство из Франции. - Ж. Кольбер (1619 – 1693гг.) – будучи крупным государственным деятелем, добивался роста государственных доходов, прежде всего, за счет активного внешнеторгового баланса, создания мануфактур, поощрения промышленности, роста экспорта промышленных изделий и импорта сырья, сокращения ввоза готовых иностранных товаров. |
||
|
© uchebnik-online.com |