Перечень учебников |
Учебники онлайн |
|
---|---|---|
1.2. 5. «Поссибилизм» Видаля де да Бланша• В фундаментальной работе «Восточная Франция» (1919 г.) он проанализировал проблему спорных территорий – пограничных с Германией провинций: Эльзаса и Лотарингии. Он выступил за превращение этих земель (в основном, с немецкоязычным населением), перешедших после Первой мировой войны к Франции, в зону взаимного сотрудничества между двумя странами. В сущности, ученый предложил историческую модель развития сначала франко-германского, а затем и европейского геополитического пространства. Де ла Бланш отказался от жесткого географического детерминизма, ассоциированного у него с предназначением судьбы и поставил на первое место не территориально-пространственный фатум-рок, а волю и инициативу людей. Человек, полагал он, как и природа, может рассматриваться в качестве фактора, способного воздействовать на исторические процессы в рамках единого естественно-географического комплекса. Ученый пришел к выводу о локальности очагов цивилизации, находящихся в перманентном взаимодействии с природой. В этих первичных клетках общественного бытия постепенно формируется определенный «образ жизни». В контакте с окружающей средой развивается заложенный в социуме потенциал. Таким образом, ландшафт не что иное, как резервуар с энергией, разбудить которую может только человек. Цивилизации расширяются, охватывая все новые районы, причем зачастую этот процесс носит противоречивый характер. По мере усложнения их структуры наблюдаются как всплески созидательной энергии, так и катастрофический регресс. Что касается внутрисистемных связей, то они варьируются в широком диапазоне: от конструктивного влияния (сотрудничества) элементов - до полной ассимиляции (поглощения) одних другими. По теории де ла Бланша ускоренное и почти непрерывное взаимообогащение сообществ наблюдалось в северном полушарии от Средиземного до Желтого морей. В Западной и Центральной Европе, где соседствовали самые различные географические среды: моря, горы, степи и лесные массивы - политические образования, сменяя друг друга, накладывались на ту или иную конфигурацию национально окрашенных миникультур, что приводило к образованию империй, религий, военных союзов и т.д. При этом важно отметить специфическое понимание политической организации французским исследователем. В отличие от Ф.Ратцеля, де ла Бланш считает государство не столько субъектом территориальной экспансии, сколько вторичным образованием, зависящим от видов и форм взаимодействия между «ячейками» цивилизации. Проблеме коммуникации культур де ла Бланш уделял в своих трудах очень много внимания. С ней он связывал создание мировой державы, в которой каждый будет осознавать себя не просто подданным, но «гражданином мира». В учении французского геополитика безусловно новой является мысль о постепенном преодолении противоречий между континентальными и морскими странами. Эта консолидация, по его мнению, будет происходить путем сближения интересов «земли» и «воды» по мере совершенствования транспортных средств: модернизации дорог, открытия каналов, изобретения новых типов двигателей и проч. По этому поводу он утверждал, что «взаимопроникновение» суши и моря носит универсальный характер, а граница между ими не абсолютна, а относительна |
||
|
© uchebnik-online.com |