Перечень учебников

Учебники онлайн

3.7. «Ресурсный вопрос» на стыке проблем обеспечения безопасности и развития

В рамках углубленной проработки проблем национальной безопасности следует затронуть еще один аспект «ресурсного вопроса». Представляется, что соображения о ресурсах и «ресурсных системах деятельности» помогают прояснить очень важный момент соотношения и связи между обеспечением национальной безопасности и обеспечением развития России – двумя задачами, совместное решение которых, как уже отмечалось выше, есть настоятельная необходимость в сегодняшней ситуации в России. Сначала поясним вкратце, о каком «стыке проблем» здесь идет речь.

Изначально, на уровне «здравого смысла», установки некоторого управленца на обеспечение безопасности и на развитие подведомственной системы представляются противоречащими друг другу. В чисто методологическом плане эта противоречивость вроде бы подтверждается тем, что принципиальные методологические схемы ОНБ и развития базируются на взаимоисключающих элементах. Обеспечение безопасности следует мыслить в рамках т. н. «схемы воспроизводства деятельности»: в каждой новой ситуации реализуется одна и та же норма деятельности; «обеспечение безопасности» лишь добавляет в эту норму некоторые дополнительные «меры безопасности» или слегка корректирует эту норму (чтобы устранить известные из опыта «негативные явления»), не затрагивая ее в целом. При этом в рамке воспроизводства управленец трактует каждую новую свою ситуацию как «типовую», точнее, однотипную с прошлыми ситуациями – в том смысле, что в этой новой ситуации осуществление данной деятельности будет не менее актуальным и адекватным, чем прежде. С другой стороны, для развития одной из принципиальнейших является т. н. «схема шага развития», в рамках которой управленец трактует свою будущую ситуацию как в корне отличающуюся от прошлой – в частности, тем, что в ней осуществлявшаяся ранее деятельность уже не будет его удовлетворять, станет неадекватной; следовательно, для работы в этой ситуации он должен создать новую норму деятельности.

Если перейти из методологического плана в проблематику обеспечения национальной безопасности и национального развития (в первую очередь на примере сегодняшней России), то нетрудно видеть, что основные «развивающие» меры, принимавшиеся реформаторским руководством страны в направлении кардинального изменения существовавшего положения дел – введение свободы предпринимательства, открытие России внешнему миру и т.д., – понятным образом оказывались «рискованными», чреватыми разнообразными «негативными явлениями» (и фактически ими сопровождавшимися). Если мы хотим сохранить развитие России в качестве ценности нашей жизни и профессиональной ценности управления, то должны не только показать совместимость установок на ОНБ и на развитие для управленца, но и сформулировать способы взаимосвязи, взаимообеспечения двух соответствующих аспектов управленческой деятельности.

Что касается совместимости двух упомянутых установок, то здесь, на наш взгляд, можно наметить следующее рассуждение (вначале опять же в чисто методологическом плане). Управленцу в принципе необходимо представлять подведомственную систему деятельности как полисистему, т.е. порожденную множеством взаимосвязанных процессов. Строя и анализируя будущую ситуацию такой (полисистемно представленной) деятельности, управленец может использовать в качестве «рамочных» обе упомянутые схемы – и воспроизводства, и развития, – варьируя их применение к «решению судьбы» системы в целом и различных ее подсистем в отдельности. В частности, удерживая рамку развития для системы в целом, он может и должен установить, какие из порождающих ее деятельностных процессов адекватны новой ситуации и, следовательно, подлежат воспроизводству. Среди таковых оказываются и многие важнейшие процессы, как бы выражающие «суть» подведомственной полисистемы, позволяющие ответить на вопрос: а что, собственно, этот управленец собирается развивать? Именно для таких – воспроизводящихся процессов управленец и должен держать рамку ОНБ, т.е. рамку профилактики «негативных явлений», чреватых их прерыванием.

Если же теперь мы в качестве такой «подведомственной полисистемы» будем рассматривать «Россию как страну», то придем к формулировке некой общей задачи управления (которую, конечно, гораздо легче сформулировать, чем детально прописать и, тем более, решить): в общей рамке развития России следует выделить «жизненно важные» процессы, адекватные нашим представлениям о ее (России) будущем, выражающие ее «суть», сохраняемые нормы ее жизни. Именно о таких процессах мы говорили ранее, когда обсуждали «предмет обеспечения национальной безопасности».

Чем же могут нам здесь помочь введенные выше представления о «ресурсах»? Приведем два соображения, в которых идея ресурсов помогает усмотреть взаимосвязь процессов обеспечения безопасности и управления развитием.

Первое соображение – наиболее принципиальное. «Развитие России» есть деятельностный процесс, который, как и все другие деятельностные процессы, для своего осуществления нуждается в ресурсах. Те «ресурсные» (по отношению к развитию) системы деятельности, за счет которых оно должно осуществляться, должны уже функционировать и воспроизводиться; следовательно, необходимо обеспечивать их безопасность – предотвращать негативные явления, мешающие их функционированию. Таким образом, для системы ОНБ важнейшим направлением деятельности оказывается именно эта функция обеспечения развития – фигурально выражаясь, «обеспечение безопасности ресурсов развития».

Второе соображение несколько парадоксально, но оно позволяет усмотреть и другую, в известном смысле «обратную связь» между развитием и ОНБ. Дело в том, что всем системам ОНБ присуща некоторая внутренняя противоречивость, своего рода «самоедство»: чем лучше они работают, чем эффективнее предотвращают негативные явления, тем меньше у них остается работы! (Иногда это даже приводит к ненормальным явлениям в системах ОНБ. Например, известны случаи, когда лесные пожарные сами поджигали небольшие участки тайги, чтобы их послали на вертолетах «попрыгать в огонь»: эта работа хорошо оплачивается.) Если же система ОНБ ориентирована на «обеспечение безопасности ресурсов развития», то она одновременно как бы заботится о собственном будущем: ведь развитие, как мы уже упоминали, связано с риском, а значит, оно «обеспечивает» систему ОНБ постоянной работой – заниматься профилактикой все новых и новых негативных явлений!

Итак, принцип «обеспечения безопасности ресурсов развития» позволяет рассматривать изначально противоречивые аспекты деятельности управленца – обеспечение безопасности и управление развитием – не только как совместимые, но и как взаимообеспечивающие. Думается, что применяя этот принцип, мы можем получать очень веские, а иногда и неожиданные аргументы при выборе основных направлений политики ОНБ и разработке механизмов их реализации.

Рассмотрим, например вопрос о ресурсном обеспечении первоочередных действий направленных на развитие России. Обычно считается, что мы располагаем тремя основными источниками доходов бюджета: это (1) фискальная система (которая, однако, становится неэффективной, если приводит к удушению производства), (2) займы всякого рода – как внутренние, так и внешние (которые, однако, означают перекладывание наших трудностей на плечи детей), и, наконец, (3) экспорт, основную долю которого составляют «природные ресурсы», сдача в концессии месторождений полезных ископаемых, привлечение иностранных инвестиций и т.п. На наш взгляд, этот третий источник следует считать базовым источником возрождения России, резервом, который уже давно пора использовать, за счет которого можно, во-первых, решить самые неотложные задачи (возврат долгов, здравоохранение, социальная защита беднейших слоев населения, военная реформа), а во-вторых, воссоздать и расширить интеллектуальный потенциал страны (что требует немалого времени). Использование этого резерва указанным образом в противоположность господствующему пока растранжириванию позволит в дальнейшем обходиться без «природных ресурсов», как обходится без них Япония. Учитывая, что многие сегодняшние «природные ресурсы» завтра могут потерять цену, их надо использовать вовремя, и чем дольше мы будем прятать голову в кусты, чем дальше откладывать решение этих вопросов, тем дороже это решение обойдется нам в итоге.

Но из этого следует (при условии, что данная точка зрения будет принята руководством страны), что перечисленные выше виды деятельности, приумножающие национальный доход, должны стать важнейшим предметом обеспечения национальной безопасности. Подчеркнем, что речь идет вовсе не о «сохранении природных богатств», а о бесперебойном функционировании тех систем деятельности – экспорта, управления собственностью и пр., – которые выполняют в данном случае функции ресурсных по отношению к развитию России.

Из вышесказанного следует, что важнейшей, долговременной «ресурсопорождающей» деятельностью, направленной на развитие России, является образование, понимаемое предельно широко – включая воспитание, обучение, формирование личности, профессиональную подготовку. Следовательно, обеспечение воспроизводства систем образования (а в этом широком понимании в их число входят, скажем, детские ясли и сады) есть также важнейшее направление обеспечения национальной безопасности. Причем это вовсе не голая декларация (у нас любой руководитель ведомства склонен объявлять провал в подведомственных отраслях «вопросами национальной безопасности»), а органичное следствие принципа «обеспечения безопасности ресурсов развития».

В качестве примера возьмем вопрос о призыве на срочную военную службу студентов и выпускников вузов. Совершенно очевидно, что эта мера продиктована интересами национальной безопасности (необходимостью пополнения кадров Вооруженных Сил для решения стоящих перед ними задач по обороне страны). Но если эта мера наносит вред системе образования и, следовательно, подрывает важнейшие ресурсы развития России, то оно оказывается направленным также и против интересов национальной безопасности.

Представляется, что к таким прямо противоположным результатам, с точки зрения обеспечения национальной безопасности могут привести и многие другие традиционные, внешне очевидные, решения и меры в области ОНБ, если четко проводить в жизнь принцип обеспечения безопасности в рамках развития. И правильное понимание проблемы «ресурсов», а еще точнее – осмысленная ресурсная политика (которая должна быть еще разработана) оказывается здесь мощным подспорьем.



***

Результаты рассмотрения «ресурсного вопроса» применительно к проблемам обеспечения политики безопасности России можно суммировать в нижеследующих трех пунктах.

1. Отвечая на вопрос о ресурсах обеспечения безопасности России, необходимо ответить на вопрос: за счет чего осуществляется эта деятельность? По-разному трактуя этот вопрос, мы можем сказать, что деятельность ОНБ осуществляется:

• за счет части госбюджета, т.е. части финансовых средств, получаемых от рационального использования национальных богатств России;

• за счет интеллектуального потенциала, позволяющего переводить разнообразные материалы анализа ситуаций, обобщения опыта и т.п. в продуманные решения по ОНБ; важнейшими средствами задействования этого потенциала должны стать программно-целевой подход к выработке мер ОНБ и специализированная прикладная наука (управленческого типа), формирующая особые «знания об опасностях»;

• за счет специальной организации технических (исполнительских) подсистем ОНБ – «реализационных механизмов», в силу которых эти исполнительские подсистемы смогут использовать в своих практических действиях выработанные решения.

При этом ресурсы и средства ОНБ связаны теснейшим образом, являются как бы двумя сторонами одной медали – обеспечения мышления и деятельности профессионалов сферы ОНБ: ресурсом ОНБ становится все то, для чего в системе ОНБ появляются средства (способы) целесообразного употребления.

2. Важнейшей стратегической установкой для системы ОНБ следует считать «превращение опасностей в ресурсы», а именно: создание таких новых систем хозяйственной, общественной и иной деятельности (или кардинальное обновление существующих систем), для которых нынешние «факторы опасности» становились бы источником полезного материала.

Следование этой установке создает возможность в известной мере превращать деятельность по ОНБ из «ресурсопоглощающей» в «ресурсопорождающую».

3. Важнейшим направлением деятельности по ОНБ следует считать «обеспечение безопасности ресурсов развития России», а именно: выбор в качестве приоритетных систем деятельности (для профилактики прерывания их воспроизводства и нарушений в их функционировании) таких, которые являются ресурсными по отношению к процессам развития России (в соответствии с концепциями и программами развития).

Удержание рамки «развития» в качестве объемлющей для деятельности по ОНБ должно заставить критически пересмотреть многие традиционные (кажущиеся очевидными) направления работ и отдельные меры национальной безопасности с точки зрения их соответствия интересам развития

< Назад   Вперед >

Содержание


 
© uchebnik-online.com