|
7.10. РОЛЬ БЕСЕДЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ДРУЖНОГО И РАБОТОСПОСОБНОГО КОЛЛЕКТИВА
Беспристрастные беседы, имеющие личностную направленность, являются одним из лучших средств повышения эффективности и качества работы, самосовершенствования работника, увеличения его вклада в общую результативность, создания дружного и работоспособного коллектива. Ведите индивидуальные целенаправленные беседы в соответствии с вышеизложенными рекомендациями с тем, чтобы каждый из вас и вы сами четко определяли свое место в коллективе, возможные перспективы и т. п. Создавайте атмосферу доброжелательности, доверия, взаимопонимания, товарищества, уважительного отношения друг к другу, искренней расположенности друг к другу, дружбы, взаимопомощи, работоспособности, принципиальности и ответственности, сочетающуюся с высокой внутренней дисциплиной, улучшением всей коллективной деятельности. Решающим фактором успешной жизнедеятельности коллектива является здоровый психологический климат. Учитывайте и направляйте духовную атмосферу коллектива, проявляющуюся как в стиле и тоне отношений людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу. Не абсолютизируйте, но и не игнорируйте межличностные, неофициальные, неделовые отношения, отношения симпатии и антипатии. Направляйте взаимоотношения коллег таким образом, чтобы соблюдалась четкая субординация, не внешняя, формальная, а основанная на заслуженном авторитете руководителя, его высоких нравственных качествах. Формируйте дружелюбие, честность, правдивость, способность к критике и самокритике. Однако учитывайте, что эгоизм, как и самопожертвование, при определенных обстоятельствах — необходимая форма самоутверждения индивидов. Руководствуйтесь в своих действиях и добивайтесь того, чтобы все больше раскрывался социальный и умственный потенциал коллектива, росли его активность и инициатива, его сознательное, ответственное отношение к труду, к положению дел в стране в целом. Стремитесь к нахождению гармоничного сочетания интересов и прав каждого человека с интересами и правами коллектива, общества, государства, учитывайте, что это, возможно, одна из самых сложных задач, но ее надо решать для того, чтобы каждый человек с наибольшей полнотой и пользой (для себя и других) смог бы раскрыть себя, проявив все доброе, заложенное в нем природой. Доводите до сознания ваших сотрудников, что успех каждого на своем рабочем месте обеспечивает в конечном счете успех коллектива. Развивайте у них подлинно гармоничные отношения, добивайтесь тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Напоминайте им, что «благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам». Наряду с этим не забывайте и о «борющемся человеке» Томаса Гоббса, который считал, что «не нужно приписывать массе единое действие, в чем бы оно ни состояло. Поэтому масса не может давать обещаний, вступать в соглашения, приобретать права, переносить их на других, создавать и иметь их, владеть ими иначе, чем поименно или поголовно, т. е. таким способом, при котором существует столько же обещаний, соглашений, прав, действий, сколько и людей». Так же, как декартово «мыслю, значит существую» (cogito ergo sum) всюду известно гоббсово «человек человеку волк» (homo homini lupus). Ради точности заметим, что эту мысль Гоббс (1588-1679) перенял у Плавта (254-184 до н. э.), который сформулировал ее в «Ослах». Но для автора «Левиафана», который исповедовал взгляд, что все борются со всеми, что действительность — это не что иное, как неустанная война всех со всеми (bellum omnium contra omnes), констатация волчьего характера у людей была результатом этого общего тезиса. Почему люди борются между собой? По мнению Гоббса, выраженному в «Элементах философии», «...наиболее частая причина, в силу которой люди желают вреда друг другу, состоит в том, что многие одновременно хотят обладать одной и той же вещью, которой, однако, они чаще всего не могут пользоваться сообща и которую невозможно поделить между ними. Отсюда следует, что ее нужно отдать сильнейшему, а кто сильнейший, решит борьба», Цель борьбы может быть определена следующим образом. Люди борются для того, чтобы уничтожить, убрать, подчинить себе своего противника, или же, добавим от себя, чаще заменить одного на другого. Всегда ли нам необходимо применять все наши силы и средства для победы над противником? Гоббс, как праксеолог, утверждает, что необходимо ориентироваться в ситуации, а та иногда позволяет применить угрозу, показать, что можно победить, что можно уничтожить, но в том нет смысла. Лучше, когда противник, увидев, что может случиться, обратится к своему разуму и сдастся без ненужной боли и потери средств. В праксеологии замену определенных трудных действий более легкими, а именно демонстрацией возможности выполнения этих трудных дел, Тадеуш Котарбинский называл потенциализацией. Гоббс является сторонником рациональных, а не вызванных аффектом действий. Чувство для него — это попросту расстройство мышления. Рациональным является предвидеть будущее и действовать, опираясь на опыт, накопленный в прошлом. И именно опыт составляет необыкновенное богатство человека, в котором он не всегда отдает себе полностью отчет. Никакие способности, блеск ума, «естественная ориентировочная способность», положенные на одну чашу весов, не перевесят другой, на которой мы разместили бы опыт. Но, как утверждает Гоббс, есть лишь четыре власти человеческой природы — телесная сила, чувство, разум и опыт. Разум и опыт создают коалицию и управляют силой, которой у человека мыслящего руководит исключительно чувство. Очень современные взгляды демонстрирует Гоббс, рассуждая в «Основах философии» об исчислении. Он полагает, что складывать (или вычитать) можно не только числа, но и действия, движения и т. п.
< Назад
Вперед >
Содержание
|