Перечень учебников |
Учебники онлайн |
|
---|---|---|
2.3. Ассирийское царствоАссирийские правители подражали Вавилону, положив в основу государственного строя деспотическое правление последней шумерской династии. Однако, наблюдая изъяны во взаимоотношениях вавилонских царей и жречества, ассирийские владыки подчинили себе все стороны жизни государства. Ассирийский царь был не только светским правителем, осуществлявшим политическое и экономическое руководство, но и верховным жрецом, то есть реальным и единственным наместником бога в государстве. К тому же царь был и постоянным главнокомандующим, даже в тех немногочисленных случаях, когда армию принимал туртан – верховный военачальник. Следовательно, ассирийская деспотия была доведена до совершенства. На начальном этапе существования Ассирии родовая знать племён имела доступ к региональному управлению, так как это облегчало царям руководство большой территорией. Однако впоследствии крупные области были раздроблены. Во главе каждой из них уже был поставлен царский наместник, белпахати. Некоторые из городов, наиболее важные в экономическом отношении, становились самостоятельными административными единицами, но также под руководством царского наместника. Высшие должности при ассирийском царском дворе занимали представители крупнейших знатных семей страны. Они часто имели большую власть и даже могли влиять на правителя. Существовало около 150 наименований различных чиновничьих должностей всех рангов. Большинство из них занималось различными статьями налоговых сборов. От налогов освобождались только представители высшей знати страны и некоторые города, например, Вавилон, Ниппур и Ашшур. Аристократические семейства получали от царя в дар земли и рабов, а также иногда освобождение от податей. Как мы видим, на государственном уровне правление демоса было крайне незначительным и представлялся локальным управлением царских наместников и аристократической знати. Однако арабские учёные считают, что даже такая форма участия населения в управлении государством может считаться зачатками квазидемократии с позиции современного мусульманского Востока. Если рассматривать современное положение демократии в странах Аравийского полуострова и принять монархию за некую ступень или слабую форму демократии, то Ассирия может претендовать на право называться царством с зачатками квазидемократии. Хотя ближе к такому термину подошли именно вавилоняне. Теперь для формирования более реальной картины социального состояния Ассирии вновь обратимся к жизненному укладу государства и законодательству. Ассирийская семья была полностью патриархальной. Главе принадлежала неограниченная власть над всеми членами семьи, что являлось миниатюрой государства. Женщина была лишена всех последних прав, что сохранялись в Вавилонии. На улице они должны были появляться только с закрытым лицом, что в ряде государств процветает до сих пор, и в сопровождении одного из членов семьи. Одинокая женщина могла быть легко обвинена в блудничестве. Если же она подавала в суд за оскорбления мужчины, то на её семью возлагался крупный штраф. Законы Ассирии допускали кровную месть, если семья убитого не соглашалась на финансовое возмещение урона или компенсацию рабыней. Иногда отдавались жена или сын. За причинённое свободному человеку увечье виновный, согласно закону «талиона», подвергался подобному же наказанию. Раб практически приравнивался к имуществу, что принуждало убийцу или изуверу уплатить за него, как за повреждённую вещь. Всё население Ассирии делилось на три больших класса: ? рабы; ? свободные люди; ? аристократия. О положении рабов мы уже сказали выше. Можно лишь добавить, что ни о каком отпуске на волю или вольной для них не существовало. Это были пленники и потомки рабов. Рабов-ремесленников хозяева часто посылали «на заработки». Раб трудился в мастерской, платил хозяину ежемесячно определённое количество серебра, чтобы выкупиться. Однако выкуп в 99% случаев не мог состояться из-за большой суммы, наложенной на раба, или нежелания хозяина отпускать его. В этом случае хозяин освобождал его лишь в преклонном возрасте, одного. Свободный ассириец-бедняк также мог стать рабом. Невольников продавали поодиночке или целыми семьями. Часто бедняцкая семья продавалась вместе со всем имуществом – землёй и рабами, если таковые были. Однако свободный ассириец мог избежать таких проблем, вступив в регулярную армию пехотинцем, лучником или метателем дротиков. В дальнейшем он мог обучиться верховой езде. В этом случае гражданин мог обогатиться или погибнуть на поле брани. Аристократическая прослойка населения, которая включала в себя менее 5% всего населения государства, также подразделялась на уровни по благосостоянию и возможности участия в управлении государством. Это были: ? торговцы и купцы; ? ростовщики и банкиры; ? вельможи; ? жрецы. Первая группа – негоцианты – крайне мало касалась государственных дел, платила налоги за коммерческую деятельность и участвовала лишь в рассмотрении локальных вопросов экономической политики в данном городе, установлении цен и территории влияния, но и то, с ведома и одобрения царского наместника. Вторая группа социально обеспеченных граждан уже рассматривала финансовые вопросы, как торговли, так и ассигнований населения и армии. Некоторые банкиры имели большой вес в обществе города и могли негласно влиять на решения наместника. Считается, что именно в Ассирии впервые зародилась финансовая олигархия, которая имела пути влияния на отдельные государственные и чиновничьи позиции. Среди них иногда выделялись особо одарённые граждане, которые допускались до казначейства или налоговой системы. Вельможи были реально правящей прослойкой населения. Они занимали достаточно высокие государственные должности, вели дела и политику в казначействе и налоговой сфере, приводили в жизнь указы царя и занимались аналитической деятельностью внутренней и внешней политики, облегчая царю правление. Единственное препятствие своему влиянию на правителя они видели в жречестве. Жрецы, кроме вавилонских, уже не имели былой власти. Однако они не упускали случая вмешиваться в государственные дела. Таким образом, на примере Ассирии, как и двух других месопотамских цивилизаций мы наблюдаем лишь отдельные элементы процессов, которые можно отнести к демократическим, крайне необходимые для эволюции данного процесса, но ещё находящиеся в зачаточном состоянии. Как уже говорилось в предыдущем разделе, такие процессы можно назвать лишь квазидемократическими, потому что они несли в себе скорее не желание привлечь к управлению достаточно широкие слои населения или расширить круг тех, кто может заниматься государственными делами, а укрепление личной власти над всеми слоями населения, стремление контролировать волю народа за счёт небольших либеральных уступок. Однако данная ситуация была типичной для древнейших цивилизаций. В следующем разделе мы рассмотрим особенности социального устройства, возможно, самой могущественной цивилизации древнейшего мира – Египта – и попытаемся доказать квазидемократичность первых социальных преобразований |
||
|
© uchebnik-online.com |