Перечень учебников |
Учебники онлайн |
|
---|---|---|
1.1. Понятие и сущность феномена политической социализацииПроцесс усвоения индивидом или группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы, называется политической социализацией. Среди множества факторов, способствующих сохранению политической системы, социализация индивида занимает важное место, так как ни одна система не сможет достигнуть достаточного уровня интеграции и стабильности, если ей не удастся выработать у своих членов определенной суммы общепринятых в обществе политических знаний, ценностей, установок. Термин «политическая социализация» является производным от более общего понятия «социализация». 1 См.: Современная западная социология. Словарь. - М., 1990. - С. 462. Социализация (от лат. socialis - общественный) - это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.1 Фактически социализация как явление обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию или инте-риоризацию индивида, что означает приспособление его к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам различных уровней жизнедеятельности общества, к социальным группам, социальным организациям и социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его "я", обусловливаемое структурой каждой конкретной личности. Под социализацией понимается, с одной стороны, освоение системы социальных норм, ценностей, элементов культуры и выработку на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей и т.д., а с другой стороны, реальное включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами. Социализация в целом означает процесс «цивилизации» членов общества. Термин «социализация» заимствован из политэкономии; применительно к развитию человека стал использоваться в последней трети XIX в., когда американский социолог Ф.Г. Гиддингс в книге «Теория социализации» (1887) употребил его в значении, близком к современному. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества. Рассматривая социализацию как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества, можно представить процесс социализации в виде совокупности четырех составляющих: I. Стихийной социализации человека во взаимодействии и под влия- нием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокуль- турными реалиями; II. Относительно направленной социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организа- ционные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на из- менение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных и / или социально-профессиональных групп населения (оп- ределенный обязательный минимум образования, возраст получения избира- тельного права, возраст и сроки службы в армии, возраст выхода на пенсию и т.д.); III. Относительно социально контролируемой социализации - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека; IV. Более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальной, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.1 В 50 - 60-е годы понятие «социализация» прочно вошло в обиход политологов. Оно стало широко использоваться в работах Г.Алмонда, С.Вербы, Р.Зигель, Д.Истона, Р.Гесса, П.Шарана, Г.Хаймена (в работе которого «Политическая социализация», вышедшей в 1959 г., был введен этот термин, в дальнейшем получивший устойчивое распространение в политической науке). В 1969 г. Е.Даусон и К.Приуитт опубликовали книгу под тем же названием «Политическая социализация».2 В конце 60-х - начале 70-х годов в нашей стране также появились крупные исследования по вопросу социализации. Так, издательство Ленинградского университета в 1971 году выпустило в свет книгу «Человек и общество. Проблемы социализации индивида»3, в которой рассматриваются социологические проблемы социализации и психологические эффекты социализации. 1См.: Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 26 - 27. 2 Easton D., Dennis J. Children and the political system. - N.Y., 1969, Gordon A. Bennett and Ronald N. Montaperto, Red Guard: The Political Biography of Dai Hsiao-ai. - Garden Citi, NY: Doudleday. 1991, Grenstein F. A note on the ambiguity of political socialization: definitions, criticism and strategies of inquiry // The civil culture revisited. Ed. Almond and Verba, Boston, 1980. - р.190 - 191. 3 Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Ученые записки ЛГУ. Вып. IX. - Л., 1971. - С.34-35. Политическая социализация является чрезвычайно сложным и разнонаправленным политико-культурным процессом постепенного освоения личностью норм политической культуры, видов возможностей политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике. Ее роль и место в политической системе общества и в жизни каждого его члена трудно переоценить. Благодаря политической социализации человек последовательно становится не только личностью, но и гражданином; не только объектом, но и субъектом политики, а во многом творцом. В политологии имеется несколько трактовок политической социализации. Рубчевский К.В. определяет политическую социализацию как процесс усвоения личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, в групповых и коллективных ценностях, нормах и статусного, и ролевого поведения»1. Ковалева И.А. предлагает следующее определение «Политическая социализация - процесс включения индивида в политическую систему»2. «Политическая социализация - процесс интегрирования и освоения отдельным человеком как членом определенного общества и государства основных элементов соответствующей политической культуры» . Анализируя данные понятия, можно сделать вывод о том, что политическая социализация является сложным процессом становления гражданина в обществе, которому присуща определенная последовательность: 1) усвоение и восприятие общественно-политического опыта, накопленного предыдущими поколениями, а также современного опыта; 2) превращение знаний об обществе, политике государства во внутренние убеждения; 3) выработка способности отстаивать свои политические взгляды и интересы; 1 Рубчевский К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. - 2003. - № 3. - С. 149. Ковалева И.А. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализацион-ная траектория // Социс. - 2003. - № 1. - С.54. Политическая культура. Теория и национальные модели. - М., 1994. - С. 52. 4) приобретение необходимых навыков общественно-политической деятельности, освоение ее основных принципов и норм; 5) реализация знаний и убеждений в практической политической деятельности и в области других сфер общественных отношений.1 Американский политолог Ф. Гринштейн утверждает, что использование понятия «политическая социализация» возможно в следующих ситуациях: 1. При изучении политических ориентаций у детей; 2. При изучении норм и правил, преобладающих в обществе; 3. При изучении влияния различных политических теорий на граждан в любой стадии их жизненного цикла; 4. В ходе наблюдений за деятельностью институтов социализации, которые являются своеобразными каналами воздействия общества на человека.2 В политической науке понятие социализации исследуется главным образом в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения теории политической социализации, которая описывает и объясняет, как происходит социализация индивидов в политической среде. Это специфическая область общей теории социализации. И, во-вторых, с точки зрения политической теории политической социализации, менее всего разработанной в политической науке. Ее предметом является изучение возможностей применения категорий общей теории социализации к анализу политических систем. См.: Хакимова Т.Р., Валеева А.Б. Политическая социализация молодежи в период трансформации Российского общества. - М., 2002. -162-163. 2 См.: Grenstein F. A note on the ambiguity of political socialization: definitions, criticism and strategies of inquiry // The civil culture revisited. Ed. Almond and Verba, Boston, 1980. - С.190 - 191. Большинство политологов придерживается первого подхода, обозначая термином «политическая социализация», либо процесс передачи политических взглядов, идей, представлений и норм от одного поколения к другому, либо процесс политического созревания индивида, формирования его политического «Я», развития собственного взгляда на политический мир, собственных политических ориентаций (позиция Р.Зигель). Другие авторы (Д. Истон и Р. Гесс) рассматривают политическую социализацию как средство, с помощью которого члены политической системы приобретают три вида основных жизненных ориентаций: 1) определенную сумму общепринятых политических знаний, совместно разделяемых представлений о природе политического процесса, деятельности политических лидеров; 2) политические ценности, рассматриваемые как наиболее общие цели, к которым, по мнению индивидов, должна стремиться система; 3) установки, с которыми индивид подходит к политическим объектам (доверие, согласие, симпатии, почтительность или апатия, недоверие, враждебность). Исследования показывают, что согласие в системе достигается в том случае, если члены системы имеют совпадающие основания ориентации. Социализация индивида в этом случае должна происходить на всех уровнях политической системы. Главными объектами основных политических ориента-ций могут быть различные элементы политической системы, формы правления и т.д. Некоторые авторы выделяют правительство, политический режим и политическую общность, т.е. уровни политической системы.1 Изменения на всех, или на одном уровне, означают изменение системы, причем, наиболее важно совпадение ориентаций на политический режим. Вследствие этого Д. Истон и Р.Гесс предлагают изучать ориентацию на всех уровнях политической системы с точки зрения их преемственности, считая это главной проблемой социализации личности. Следует подчеркнуть, что Д. Истон, исследуя политическую социализацию, делает упор на социально-психологоческий аспект анализа социализации. 1 См.: Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. -М., 1997. - С. 715. Ряд политологов (особенно США) изучение политической социализации чаще всего сосредоточивали на проблеме голосования, партийной принадлежности и симпатии к правительству. Известна, например, работа Д. Рисмана «Лица в толпе», в которой определяются детерминанты и способности личности принимать участие в политике, а также оказывать поддержку тем или иным лидерам. Д. Рисман вводит в употребление термины «политическая апатия» и «политическая заинтересованность» и исследует взаимоотношения между типом характера и способом внутренней ориентации на активную политическую деятельность. В зависимости от ориентированности индивида на себя или на других, он определил два типа политического поведения - «негодование» и «заглядывание за кулисы». Из этих предпосылок Д. Рисман определял степень политического интереса1. В результате социализации формируются различные типы политической ориентации граждан. В современной политологии обнаруживается несовпадение мнений ученых относительно определения тех или иных типичных моделей политического мышления и поведения. Так некоторые исследователи выделяют в качестве основных два типа политических ориентаций, складывающихся в ходе социализации: негативные и позитивные. Согласно такому подходу негативные политические ориентации проявляются в подчинении личных интересов интересам административных и политических лидеров или в уходе личности от политики. Ориентации позитивного характера отличаются стремлением человека к взаимосвязи и политическому взаимодействию с другими людьми на основе общих интересов и задач, а так же побуждением к самостоятельному развитию и самоактуализации.2 См.: Шварцман К. А. Философия и воспитание. - М., 1985. - С.223 См.: Макеев А.В. Политология. - М., 2000. - С. 149. Политическая социализация личности происходит в процессе взаимодействия ее с обществом. Характер такого взаимодействия обусловлен, прежде всего, соотношением экономических, политических и других интересов человека и общества, гражданина и государства. Различная комбинация интересов обусловливает конкретные типы или модели политической социализации личности. Под типом политической социализации имеется в виду совокупность устоявшихся ценностных образцов взаимодействия личности и политических институтов общества. На него оказывает влияние совокупность ряда факторов: уровень исторического развития общества, экономические условия, политическая культура, социальная структура общества, доминирующие агенты политической социализации и др. В общем плане тип политической социализации определяется теми стандартами политической жизни общества, которые диктуют личности определенный способ ее политического поведения, соответствующий политической культуре данного общества. В результате обеспечиваются политическая стабильность и преемственность в развитии общества. С большой степенью вероятности можно сказать, какой тип политической социализации личности господствует в обществе, таково и состояние самого общества, и наоборот, каково общество, таков и доминирующий тип политической социализации личности. В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения и характера взаимодействия политической системы и индивида современная политология выделяет различные типы политической социализации личности.1 1 См.: Political Psychology: Contemporary Problems and Issues. Vol 19. San Francisco, 1986. • Гармонический тип характеризуется не только принятием личностью существующих политического порядка и власти, но и уважительным отношением к государству, политической системе в целом. Личность рассматривается как сознательный и добровольный участник политической жизни, активный субъект политики. Здесь наблюдается гармония между властью и личностью, предполагается обоюдоответственное выполнение правил, норм и обязанностей: личности перед властью и власти перед личностью. Понятно, что этот тип возможен только в условиях достаточной социальной однородности, гражданского общества и правового государства. По существу это идеальный тип политической социализации, обеспечивающий бесконфликтное развитие политической системы и личности как субъекта политики. Гармоничный тип социализации характерен для британо-американской гомогенной политической культуры. • Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых признаются равноправными. Данный тип политической социализации личности преобладает в странах политического либерализма, основанного на принципах частной собственности, правах человека и демократическом устройстве общества. Личность рассматривается здесь как суверен, равноправный и независимый гражданин. Основное условие функционирования данного типа политической социализации — защищенность прав и свобод человека и всеобщая ответственность гражданина перед законом, т.е. право, выступает как основание и как реальность свободы личности. Это является гарантом, что плюрализм не превратится в анархизм и не перерастет в гегемонизм. Плюралистический тип социализации преобладает в странах Западной Европы. • Гегемонистский тип характерен для общества закрытого типа. Его сущностью является установка на резко отрицательные отношение личности к любым политическим системам и организациям, кроме той, с которой она себя идентифицирует. Политическая социализация возможна здесь лишь на ценностях и нормах своей группы, класса, общности. Девиз политического поведения человека: «партия (нация, государство и т.д.) выше всего». Так осуществлялась политическая социализация в СССР, в фашистской Германии, в некоторых странах Азии (Иран) и Африки. • Конфликтный тип характеризуется борьбой между разными политическими группировками общества, в основе которой лежат различные, но вместе с тем взаимосвязанные интересы. В этих условиях, чтобы иметь возможность проявить себя в качестве субъекта политики, личность вынуждена присоединяться к какой-либо группе, классу, касте, клану и т.д. Другого пути у нее не существует. Данная модель политической социализации формируется при недостаточном уровне экономического развития страны, закрытости общества, его большой социально-экономической и культурной дифференциации. Главой принцип политического взаимодействия здесь — лозунг «кто не с нами, тот против нас». Сегодня эта модель политической социализации сохранилась в странах, где еще сильны социально-политические элементы традиционного общества, деление людей на кланы и касты, сохраняются агрессивные религиозные объединения - в обществах незападной цивилиза-1 ции. В современной политологии утвердилась точка зрения, что политическая социализация личности — это непрерывный процесс ее развития, продолжающийся в течение всей жизни человека и в разных социальных группах и общностях. Можно выделить в нем разные стадии, играющие неодинаковую роль в политическом развитии личности. Однако при объяснении специфики этих стадий сегодня нет единой точки зрения, Это обусловлено, на наш взгляд, двумя причинами. Первая связана с тем, что концепция политической социализации начала формироваться после создания теории общей социализации личности и на ее основе. Однако существует несколько теорий общей социализации личности, наличие которых и затрудняет создание концепции политической социализации. Назовем лишь некоторые из теорий общей социализации личности. I. Теория социализации личности Ч. Кули и Дж. Мида. Согласно этой теории, процесс развития личности включает три стадии, связанные с принятием на себя роли других людей: 1) имитация — дети копируют поведение взрослых, пока не понимая его; 2) игровая стадия — дети осознают свое поведение как исполнение определенных ролей взрослых (клерка, бизнесмена, космонавта и т. д.); 1 См.: Политология / Науч. ред. А.А. Радугин. - М., 2001. - С. 121 - 122. 3) стадия коллективных игр — дети учатся осознавать ожидания не только близкого человека, но и всей группы, оценивают свое поведение по нормам и стандартам других людей. II. Теория Э. Эриксона, одного из первых предложившего теорию со- циализации личности на протяжении всей жизни человека. Ядро концепции Э. Эриксона составляет модель человеческого развития, разбитого на восемь стадий, каждая из которых связана с преодолением кризисов индивидуально- го развития. Каждая стадия состоит из психологических, биологических и социальных компонентов и основана на предшествующих стадиях. Эриксоновская схема человеческого развития имеет два исходных допущения: 1. Человеческая личность развивается в соответствии с принципом постепенного нарастания готовности человека к тому, чтобы его вели вперед, и в зависимости от готовности общаться и взаимодействовать с расширяющимся социальным кругом. 2. Общество стремится к такому устройству, чтобы предоставлять людям целый ряд все новых и новых возможностей для взаимодействия, и при этом пытается сохранять и поощрять надлежащую скорость и надлежащую последовательность появления этих возможностей. Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития, или кризисом, который должен разрешиться для того, чтобы человек перешел к следующей стадии. Силы и способности, развивающиеся в процессе его успешного разрешения, влияют на личность в целом. События до или после кризиса также могут отразиться на них. Однако, как правило, эти психологические способности сильнее всего бывают задействованы на стадии возникновения. Каждая стадия системно связана с остальными, и все стадии должны проходить в заданной последовательности.1 См.: Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб., 2001. - С. 226 - 227. III. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже, исследовавшего про- цесс развития познания человека, обучение его мышлению. Согласно теории на каждой стадии развития личности возникают новые познавательные на- выки. Таких стадий Ж. Пиаже выделяет четыре: 1) сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет) — характеризуется тем, что у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира; 2) предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет) — связана с различением детьми символов и значений. В конце ее дети понимают разницу между символами предметов и самими предметами; 3) стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) — ребенок учится совершать мыслительные операции, переносить в идеальный план те действия, которые он ранее выполнял только руками; 4) стадия формальных операций (от 12 до 15 лет) — характеризуется тем, что подростки могут решать абстрактные задачи, осмысливать нравственные вопросы, строить планы на будущее. IV. Теория социализации Т. Парсонса. Согласно этой теории в процессе социализации происходит обучение человека социальным ролям, через которые он и включается в ту или иную социальную систему. Личность аккумулирует в себе общие ценностные образцы поведения в процессе ее общения со значимыми для нее субъектами. Основной общностью первичной социализации является семья, хотя на уровне семьи социализация не заканчивается. Она представляет собой постоянный процесс приспособления человека к существующим в обществе ценностным образцам поведения. Вторая причина трудностей в создании единой концепции политической социализации личности носит социокультурный характер. На политическую социализацию большое влияние оказывает конкретный социокультурный контекст развития личности, прежде всего та политическая культура, в рамках которой происходит политическая социализация. Кроме того, на политическую социализацию личности влияют разнообразные и разнокачественные факторы: характер социальной стратификации общества, система образования и воспитания, национально-этнические особенности, религиозные верования и т. д. Поэтому и не представляется возможным создание хорошо сбалансированной общей для всех стран теории политической социализации личности, по крайней мере, на сегодняшний день. Достаточно отметить, что концепции современных политологов по рассматриваемому вопросу расходятся уже на подступах к созданию концепции политической социализации. Так, одни полагают, что в ее основе должна лежать позиция, согласно которой личность подчинена целому и в процессе своего развития сознательно и добровольно усваивает существующие ценности и нормы политической культуры общества. Согласно другой точке зрения личность должна рассматриваться в качестве субъекта власти, поэтому процесс ее социализации реализуется во взаимодействии с существующей политической системой. Нам представляется, что правы те, кто рассматривают политическую социализацию личности как двуединый процесс, в котором она одновременно выступает и как субъект и как объект власти, политической деятельности и политических отношений. В процессе политической социализации личность одновременно и приспосабливается к ним, и изменяет их в соответствии со своими интересами, ценностями и установками. Несмотря на имеющиеся расхождения, политологи согласны в том, что основными качественными этапами политической социализации являются первичная и вторичная стадии. В основе их различия лежат такие основания, как возраст, наличие политического опыта и уровень политической идентификации личности. Первичная политическая социализация характерна для детского возраста. Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис полагают, что она начинается уже с 3 лет. При этом базовые детские впечатления играют важную роль в рассматриваемом процессе. Они связаны с началом социальной идентификации ребенка и удерживаются наиболее прочно. Выделяются четыре фазы политической социализации личности с 3 до 13 лет. • Политизация — характеризуется непосредственным восприятием политической жизни, осуществляемым в процессе взаимодействия с родителями и близкими людьми. Ребенок формирует свое восприятие на основе их суждений и чувств по вопросам политической жизни. • Персонализация — ребенок персонифицирует политическую власть. Политическая система осознается и олицетворяется для ребенка через определенные политические «лица» и фигуры, принадлежащие к власти, например, президента страны, полицейского, которых он часто видит на экране телевизора или на улице. В результате социализации на этой стадии у ребенка складывается определенное представление о том, как следует вести себя по отношению к представителям власти. • Идеализация — тем фигурам, которые наиболее важны и заметны в политической жизни, приписываются только позитивные качества и свойства, т. е. они идеализируются. Поэтому личность готова к добровольной политической поддержке представителей власти. • Институционализация — по мере накопления политического опыта и представлений, по мере усложнения образа политической картины мира осуществляется переход от персонифицированного представления о власти и политики к надличностному, институциональному уровню. Формируется осознание политической системы как сложного образования, включающего государство, партии, органы правосудия, полицию и т.д. Представленная модель политической социализации личности относится к направлению, которое получило название политической поддержки власти и которое призвано обеспечить стабильность политической системы. В этой модели политическая социализация ребенка происходит таким образом, что развивающаяся личность без особых проблем «вписывается» в имеющуюся политическую систему. Однако более или менее сносно такая модель может функционировать лишь в стабильной и достаточно однородной социокультурной среде. В действительности политическая социализация осуществляется не только посредством сознательного и добровольного принятия и поддержки существующего политического строя, но и путем его критики, в конфликтной форме. В таком случае особая роль принадлежит семье и ближайшему окружению личности в опосредовании отношения между ребенком и официальной властью. Причины такой конфликтной формы политической социализации могут носить экономический, социальный, расовый, этнический, религиозный и другой характер. Семья вообще является самым первичным условием политической социализации. Именно здесь формируется основа политических установок и взглядов личности. Семейный уклад, социальный статус семьи, ее нравственные характеристики играют важнейшую роль в способах и направленности политической социализации личности. Помимо семьи в стадии первичной социализации большое влияние на личность оказывают подростковые референтные группы, т.е. группы, на которые человек ориентирует свое поведение. Прежде всего, это сверстники и ближайшее окружение, которые пользуются авторитетом у личности и с которых она берет пример. Если в начальный период развития ребенка первостепенное влияние на его политическую социализацию оказывает семья, то по мере взросления человека значение референтных подростковых групп, как правило, возрастает. Среди других институтов и групп политической социализации следует назвать дошкольные учреждения, школу, вуз, группы по интересам и другие. Роль этих институтов в процессе политической социализации будет подробно рассмотрена нами в разделе 2.1. диссертационного исследования. Вторичная политическая социализация начинается с того времени, когда заканчивается базовая политическая идентификация личности. К этому периоду у человека уже складываются основные социально-политические ценности, установки, представления и нормы, которые дают ему возможность самостоятельно и конструктивно выполнять свои политические роли. Личность уже вполне способна выступать сознательным субъектом политики, способна независимо от группового мнения и давления сформулировать собственную точку зрения и действовать в соответствии со своей политической позицией. Вторичный этап политической социализации личности продолжается на протяжении всей сознательной жизни человека, охватывает не только социальную зрелость индивида, но и время завершения активного участия в общественно-политической жизни. Политическая социализация носит, таким образом, динамический характер в силу постоянного изменения всей совокупности социокультурных, в том числе и политических, факторов, которое влечет за собой возникновение новых политических ценностей и установок личности. Непрерывность и динамичность процесса политической социализации личности — характеристики объективные и необходимые для ее развития. Для того, чтобы жить нормальной политической жизнью, человек должен постоянно социализироваться. Личность, живущая во всех отношениях и в полной мере образами, чувствами и ценностями прошлой жизни, — это личность невротика. Хотя это вовсе не означает, что нормальная личность каждый день должна менять свои ценностные ориентации в политике или вообще отказываться от своих стержневых политических убеждений. Другими словами, политическая социализация личности на вторичной стадии характеризуется динамическим равновесием. Оно выражается в том, что личность, адаптируясь к новым политическим условиям, вместе с тем активно воздействует на них, не теряя своей политической самоидентификации. Б. Д. Иванников, А.В. Панкратов, В.В. Сергеев1 считают, что системное осмысление процесса политической социализации личности как в его общих чертах, так и в специфических условиях современного российского общества невозможно осуществить безотносительно понимания его социальных функций. В современных социально-политических теориях функции политической социализации определяются довольно широко. В интерпретации М.А. См.: Иванников Б.Д., Панкратов А.В., Сергеев В.В. Личность в политической сфере: социализация в контексте проблем безопасности современного российского общества. -Ставрополь, 2003. - С.11 - 12. Василькова1 они сопоставляются с задачами политической социализации, обусловленными её основными этапами и соответственно выделяются, такие функции как: • определение политических целей и ценностей; • формирование представления о приемлемых способах политического поведения; • выработка отношения индивида к окружающей среде и политической системе; • формирование отношения к политической символике; • формирование способности к познанию окружающего мира, а также убеждений и отношений являющихся «кодом» политической жизни. М.Н. Марченко выделяет такие функции политической социализации, как: • ценностно-ориентировочная, • установочно-нормативная, • поведенческо-деятельностная. Институциональный подход к определению функций политической социализации обусловлен тем, что политическая социализация - такая система отношений, которая имеет существенное значение для поддержания стабильной жизнедеятельности социума. Поэтому у его сторонников есть основания отнести политическую социализацию к социальным институтам, общими функциональными задачами которых являются: • закрепление и воспроизводство общественных отношений; • регулирование общественных отношений; • интегрирование разного рода общественных отношений; См.: Политология / Под ред. М.А. Василькова. - М., 1999. - С. 379. См.: Политология / Под. ред. М.Н. Марченко. - М., 1993. - С. 145. • транслирование общественных отношений от одного поколения к другому.1 Постижение функциональной сущности политической социализации личности представляет собой особую системную задачу современного социально-политического знания, которая во многом будет способствовать формированию наиболее целостного представления не только о политическом процессе, но и о социальном процессе в целом. Таким образом, политическая социализация понимается рядом отечественных исследователей с точки зрения преобладания культурно-нормативного начала, функциональный подход лежит в основе формулирования понятия политической социализации другими авторами. Кроме того, специфическое социально-репродуктивное начало в подходе к трактовке политической социализации представлено как воспроизводство политических структур существующего общества, характерных для него общественно-политических отношений, направленности их дальнейшего развития, а также воспроизводство специфических качеств субъектов этих отношений -личностей, фактически воссоздающих, поддерживающих и реализующих эти отношения в процессе своей жизнедеятельности.2 На политическую социализацию личности оказывают влияние разнообразные факторы. В качестве основных среди них можно выделить следующие: • усилия политической системы по политическому просвещению и вовлечению граждан в политическую жизнь; это - социализирующее воздействие образовательных учреждений, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, влияние средств массовой информации; См.: Фролов С.С. Социология. - М., 1998. - С.173 - 175. См.: Политология / Под. ред. М.Н. Марченко. - М., 1993. - С. 139. • стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне - международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий; • влияние микросреды - семьи, школы, круга формального и неформального общения, отдельных личностей; в молодежной среде существенное значение имеют неформальные группы и молодежная субкультура в целом; • личное участие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальный опыт. В процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом. Политическая социализация осуществляется двумя основными путями. Первый - это передача новым поколениям политического опыта предшествующих поколений, опыта, воплощенного в нормах политической культуры. Такая передача происходит в процессе семейного воспитания, обучения в школе, через средства массовой информации и другие каналы. Второй путь — это приобретение личностью новых, ранее неизвестных политических знаний, усвоение ранее неизвестного политического опыта. В реальной жизни и то и другое направление переплетаются и взаимно дополняются. Подводя итог вышесказанному, отметим, что становление личности в качестве субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания человека, в процессе его политической социализации, то есть политическая социализация — это, прежде всего вступление, врастание личности в мир политики: формирование политических представлений, ориентации и установок, приобретение навыков политического участия. Начинаясь с раннего детства, политическая социализация продолжается всю сознательную жизнь, поскольку первоначально приобретенные представления, ориентации, установки и навыки не остаются навсегда неизменными; они могут корректироваться, меняться и в зрелом, и даже в преклонном возрасте в зависимости от различных факторов, и в первую очередь под воздействием личного общественно-политического опыта |
||
|
© uchebnik-online.com |