Перечень учебников |
Учебники онлайн |
|
---|---|---|
Причины обострения национально-этнических отношений на территории бывшего СССРВ основе обострения межэтнических проблем на территории бывшего СССР лежат как объективные, так и субъективные причины. В качестве объективных причин можно выделить факторы исторического характера, влияние которых на межэтнические отношения сказывается и сейчас. Во-первых, это пестрая мозаика этнического состава бывшей Российской империи (а затем и СССР) с разительными географическими условиями проживания этносов, большими различиями их культур, религий, языков, контрастностью в экономическом и социальном развитии. Все это в совокупности создавало условия для противоречий в межэтнических взаимоотношениях. Во-вторых, жесткий характер национального гнета и политика царизма по принципу "разделяй и властвуй", сохранение национального неравноправия в годы советской власти — все это способствовало накоплению национальной предубежденности в течение многих веков, а то и вражды, проявление которых сдерживалось страхом перед жестоким наказанием со стороны властей. В-третьих, отсутствие традиций устранения возникающих межэтнических противоречий с участием представителей всех заинтересованных в их разрешении сторон и применением лишь переговорных методов. Наиболее мощная мина замедленного действия была заложена субъективной, волевой деятельностью руководства Советской страны, особенно Сталиным, его окружением и последователями. Среди субъективных факторов, ~ действие которых выразительно проявляется в современной этнической ситуации на территории бывшего СССР, можно выделить следующие. 1. Последствия сталинской политики "автономизация" национального государственного строительства. Первоначально в основе этой политики лежала сталинская идея включения образовавшихся после Октябрьской революции 1917 г. республик в состав РСФСР на правах автономий, что лишало народы возможности иметь свою государственность, а их суверенитет определялся законами, принимавшимися законодательными органами Российской Федерации. После критики этой идеи Лениным, формально согласившись с ней, Сталин стал реализовывать политику "автономизация", используя ленинское положение о приоритетности классовых, интернациональных интересов рабочего класса над интересами наций. В результате такого подхода к национальным отношениям вместо провозглашенного принципа федеративного государственного строительства СССР на его территории было сформировано унитарное государство с жесткой командно-административной системой, которая игнорировала право республик (в том числе и РСФСР) самостоятельно решать свои экономические, социальные и культурные проблемы. Пути, способы и средства их решения определялись московской партийной и государственной бюрократией. Таким образом, не сумев реализовать политику автономизации в рамках РСФСР, Сталин осуществил ее в рамках СССР. 2. Внедрение сталинским режимом в сознание населения страны идеи русской самодержавности, выражающейся в формуле "старшего брата", которым провозглашался русский народ, а всем другим народам отводилась роль младших братьев. Это, естественно, предполагало их неравноправие и вызывало антирусские настроения. "Отцом всех народов", как известно, Сталин считал себя. 3. Произвольное определение власть имущими национальной структуры страны. Это, в частности, проявилось в игнорировании реального существования многих народов. В период между двумя переписями населения (1926 — 1939) из официальной статистики исчезло 130 этносов. Их число было уменьшено со 192 до 62 (Коммунист Белоруссии. 1989. # 11. С. 35 — 36). Такое отношение ко многим народам вызывало у них чувство ущербности и обиды. 4. Игнорирование этнических и исторических факторов при определении государственно-административных границ. В результате этого часть народов оказалась разделенной, в разных национально-государственных образованиях. Так, Нагорный Карабах, 90 % населения которого составляли армяне, был отдан Азербайджанской республике. На Южную и Северную разделена Осетия, Абхазская республика была включена в состав Грузии. Такая политика коснулась и Беларуси, часть районов которой была отдана Польше и Литве. Попытки же восстановить историческую справедливость превращаются в межэтнические конфликты, а иногда и в кровопролитные войны. 5. Несправедливое объявление ряда народов — чеченцев, ингушей, крымских татар и др. — "преступными" и выселение их с исконных территорий проживания из-за того, что отдельные их представители или группы встали на сторону фашистских захватчиков в годы второй мировой войны. Возвращение депортированных народов на свои территории вызывает напряжение и конфликты с людьми, переселившимися сюда из других регионов страны. 6. Пренебрежительное отношение командно-административной системы к национальным языкам, культурам, религиям, традициям, репрессии против национальной интеллигенции, разрушение исторических, культурных (в том числе и культовых) памятников, политика культурной и языковой русификации вызывали у части патриотические настроенных людей негативное отношение не только к политической системе, но и к русским, которые в обыденном сознании нередко считались носителями этой политики. 7. Значительная утеря этносами норм народной морали и этикета (милосердие, почитание старших, гостеприимство и др.), что не могло не сказаться отрицательно на культуре межэтнических взаимоотношений. 8. Недостаточный учет в кадровой политике национального фактора, ограничение представительства в государственных органах и учреждениях коренных этносов или доминирование в них представителей одной нации. 9. Чрезмерная миграция русскоязычного населения, которая привела к значительным этническим диспропорциям в составе населения ряда союзных республик и автономных образований. В результате такой миграции коренные этносы приблизились к переходу или перешли в разряд национальных меньшинств. Национальная политика, проводимая в СССР, имела мощное идеологическое прикрытие. Главной задачей идеологических органов в сфере межнациональных отношения было теоретически и пропагандистские обосновать развитие тенденции сближения и слияния наций, а в последние годы и существование в СССР новой исторической интернациональной общности "советский народ". Как показывает современное состояние межэтнических отношений на территории бывшего Советского Союза, многое в науке и идеологии было не столько действительным, сколько желаемым. В период перестройки в СССР общность "советский народ" не выдержала проверки на прочность. Вместе с тем, анализируя межнациональные отношения в годы советской власти, можно найти в их формировании и положительный опыт налаживания межэтнических контактов и взаимосвязей, который было бы неправильно, неразумно отбрасывать. Это касается как производственной, так и бытовой сферы. В частности, к такому опыту можно отнести существовавшие сотрудничество и взаимопомощь в военные и послевоенные годы, производственную кооперацию, создание межнациональных браков, налаживание дружеских взаимоотношений на личностном уровне, взаимообогащение культур, спортивные взаимосвязи и т.д. На уровне личных, семейных и соседских контактов они продолжают существовать в Беларуси, несмотря на различные политические и идеологические коллизии, связанные с суверенизацией республик, утверждением идейного плюрализма. В обострении межэтнических противоречий роль катализатора играют и факторы, имеющие современное происхождение, связанные с национальной политикой пришедших к власти новых политических элит. Говоря об этой политике, следует отметить ее радикализм в ряде бывших союзных республик или нежелание использовать мирные, дипломатические методы разрешения межэтнических противоречий. Применение же силовых способов их устранения приводит к углублению этих противоречий, к кровопролитным войнам. Яркие примеры дает кавказский регион. К тому же следует добавить, что межнациональные проблемы в сочетании с религиозным экстремизмом используются некоторыми амбициозными политиками в борьбе за власть, позволяют им накопить политический капитал для достижения власти. Поэтому даже там, где с межэтническими отношениями все благополучно, они стремятся "найти" проблемы (чаще всего в истории), обострить их, чтобы впоследствии выступить в качестве "радетелей" за национальные интересы. С этой целью создается образ врага в лице определенного этноса, активно эксплуатируется ухудшение материального положения людей. Межэтнические противоречия используются в корыстных целях не только теми, кто борется за власть, но и власть имущими для удержания ее в своих руках. Последние нередко стремятся прикрыть этими проблемами некомпетентную политику, коррумпированность или другие неблаговидные деяния. В обострении межэтнических противоречий заинтересованы уголовно-мафиозные кланы и группировки. Под прикрытием националистических лозунгов они получают возможность грабить, насиловать, расправляться с неугодными и т.п. На уровне рядового гражданина в основе националистических взглядов и поступков чаще всего лежат невысокий уровень образованности и культуры, стремление компенсировать комплекс неполноценности обвинениями в своих неудачах представителей других наций. В основе современной политической стратегии решения национально-этнических проблем лежит признание права каждого народа на самоопределение. Это право предполагает свободный выбор народами государственного устройства вплоть до государственного отделения и образования самостоятельного государства, свободный выбор институтов и символов государственности, право каждого народа самостоятельно решать экономические, политические, социальные и культурные вопросы своего раз вития. При национальном самоопределении необходимо учитывать не только историческое прошлое, как это часто бывает, но и современные реалии, в которых находятся этносы. Во-первых, национальное самоутверждение должно сообразовываться с таким же стремлением других этносов, с желанием сохранить государственно-территориальное и демографическое статус-кво. Во-вторых, при стремлении к автономии или отделению, при попытках возвратить территорию, ранее принадлежавшую тому или иному государству, необходимо предусмотреть последствия принимаемых политических решений и предпринимаемых действий в этих направлениях. Возможно, ради мира, сохранения человеческих жизней следовало бы в некоторых случаях отказаться от немедленного возвращения территорий и радикальной суверенизации, направить усилия на улучшение жизни этносов, сохранение национальной культуры, языка, традиций в условиях существующих государственных образований. Решение территориальных проблем должно осуществляться только посредством переговоров, ибо, как показывает практика, военный путь приводит к человеческим жертвам и страданиям, тупиковым ситуациям. При решении национальных проблем в первую очередь необходимо учитывать права человека: право на жизнь, достойное существование, выбор местожительства, гражданство и другие права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека. На этой основе можно решить национально-этнические проблемы не только на микро, но и на макроуровне (нации, этнические группы). Реализация народом права на самоопределение не должна исключать их права на объединение в федерации, конфедерации и другие государственные общности. Более того, в современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, особенно среди развитых стран Запада, четко проявляется тенденция к интеграции в экономической и политической жизни. Выражением этой тенденции является стремление и практические действия по созданию единой валюты, органов управления и других интеграционных институтов. |
||
|
© uchebnik-online.com |