Перечень учебников |
Учебники онлайн |
|
---|---|---|
Развитие либерализма в современном КитаеСвою нишу нашли и различные либеральные идеи, пользующиеся весьма разной степенью влияния. Некоторые либеральные концепции были с самого начала восприняты китайскими правящими кругами и использованы при проведении реформ, в особенности экономической реформы, а затем и в процессе установления правого государства. К концу 90-х либерализм наконец стал официально признанным политическим течением. С политической точки зрения, поднятие знамени либерализма имеет большее значение, чем фактическое распространение его идей, так как оно означает не только окончательное оформление либерализма в современном Китае, но и знаменует теоретическую веху на пути к правовому обществу, основанному на власти закона. Для большей части западных людей Китай — совершенно неизвестная, отличная от других страна древних традиций. Есть многое, что не укладывается в понимание западного человека: третье место по золотым медалям на Олимпиаде; самые высокие темпы экономического роста в мире; общество, лишенное свободы, где недостаточно уважаются права человека, например, подавляется “Фалуньгун”[1]; плохая работа транспорта, множество дорожных происшествий; повсеместное разложение чиновничества. С точки зрения людей бывшего коммунистического Советского Союза, как и многих сохранившихся компартий запада, китайский коммунизм никогда не был подлинным коммунизмом, а был смесью коммунизма, национализма и своеобразных народных верований. Точно так же и сейчас, китайская рыночная экономика не похожа на настоящую рыночную экономику или на один из типов регулируемого правительством примитивного капитализма. Удивляет и то, что коммунистические партия и государство неожиданно провозглашают либерализм. Чтобы понять это явление, нужно понять связь между провозглашаемой либеральной теорией, с одной стороны, и политической линией и стратегией практической политики, с другой. В современном Китае либерализм не только уже принят открыто, но и начал предъявлять определенные политические требования. Идеи либерализма заняли свое место во многих газетах и журналах (но не в партийных и официальных) и приобрели достаточную силу влияния, чтобы вызвать противление со стороны приверженцев националистических воззрений, в том числе левых националистов, — прежде всего в отношении вступления Китая в ВТО безо всяких условий. Более того, либерализм стал воззрением части ученых—специалистов по гуманитарным наукам, интеллигенции и простого народа — в отличие от консервативных взглядов правящих кругов. Это отнюдь не означает, что интеллигенция выступает против реальной политики, проводимой правительством. По вопросам проведения масштабных реформ и политики открытости по отношению к внешнему миру, развития образования и экономики и в том, что касается установления основ рыночной экономики и правового общества, боґльшая часть интеллигенции не расходится во мнениях с правительством. Однако это единодушие принципиально и абстрактно, поэтому конкретные политические шаги, способы и средства могут вызывать разногласия с интеллигенцией, в том числе народной, и по некоторым вопросам эти разногласия могут быть столь сильными, что не поддаются урегулированию. Например, интеллигенция и простой народ выступают за либеральную демократию, а правящие круги за демократию без либерализма, считая последний по меньшей мере формально неприемлемым. Конечно, это не означает полного неприятия либерализма правящими кругами, в противном случае китайские реформы не были бы возможны. С точки зрения принципов либерализма, китайские реформы не являются чудом. Более того — в Китае издревле присутствуют совпадающие с современным либерализмом принципы и даже основы современного справедливого общества, построенного на современном понимании права, которое зиждется на свободе личности. Мы исходим из того, что принцип либерализма состоит в поддержании свобод личности в качестве основы всего общества. Ядро этого мировоззрения выражено в двух принципах Ролза — которые можно также называть “свободами” (liberties). Они включают в себя право производителя на произведенное, право на равенство, на самовыражение и вытекающие из них другие свободы. “Первый принцип: каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными свободами для других. Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: (а) от них можно было бы разумно ожидать преимущества для всех, и (б) доступ к положениям (positions) и должностям был бы открыт всем.” [2] Основные права (или свободы) — понятие развивающееся. Сегодня либерализм, по сравнению со временем своего зарождения в XVII столетии, значительно обогатился, соотношения между основными свободами сильно усложнились. Толкование прав и многогранность их развития — это одна из сложностей, с которой сталкиваются сторонники и противники либерализма в Китае. Относительно развития либерализма в Китае существует концепция двух основных этапов. Первый этап — это либерализм до 1949, а второй — либерализм в сегодняшнем Китае, начиная с его официального признания в 1998 году. Очевидно, что эта периодизация не имеет никакого отношения к развитию самой теории либерализма. Глядя с точки зрения последней, перед отмеченным выше вторым периодом нам нужно добавить еще один небольшой этап, когда либерализм как таковой хотя еще и не пользовался открытым общественным признанием, но его основные требования уже стали выдвигаться людьми — например, право на имущество, свобода идей, свобода слова и т.д. Этот этап начинается с 1978 года, вместе с политикой реформ и открытости. Таким образом, развитие либерализма в Китае можно разделить на до- и посткоммунистические этапы, причем второй в свою очередь разбивается на два периода. |
||
|
© uchebnik-online.com |