Перечень учебников |
Учебники онлайн |
|
---|---|---|
ТЕМА 12. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ИДЕОЛОГИЯТак как общественное разделение труда ведёт к возникновению классов, а значит, и к резким различиям в условиях их жизни и деятельности, то появляется необходимость поддерживать сложившуюся классовую структуру через государственную власть, которая чаще всего, естественно, выражает интересы господствующего класса. Таким образом, политическое сознание является отражением производственно-экономических и общественных отношений классов в их совокупном отношении к государственной власти. Политическое сознание - одна из центральных категорий политологии, входящая в систему её понятийных координат обозначающая восприятие субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также связанные с ней действия и состояния. В содержательном отношении большинство исследователей рассматривает политическое сознание как многогранное, неоднородное, «пульсирующее», внутренне противоречивое, многоуровневое образование в обобщённой форме отражающее степень знакомства субъекта с политикой и рационального к ней отношения. В гносеологическом плане политическое сознание тесно связано с другими основополагающими политологическими понятиями и категориями: с политической культурой - генетически политическое сознание является её производным, высшим уровнем и одновременно, в развитых формах политической культуры, её стержневым компонентом; с политическим поведением - политическое сознание выступает в качестве рациональной основы субъективных механизмов такого поведения; с политической системой общества - политическое сознание представляет собой её субъективный фундамент, человеческую основу; и др. Политическое сознание даже в рамках политологии относится к числу междисциплинарных, комплексных категорий, с различных точек зрения исследуемых разными направлениями внутри политической мысли. Политическая социология выделяет в политическом сознании иные, прежде всего идеологический и массовый уровни, и сосредотачивает внимание на раскрытии содержательных характеристик демократического, консервативного, либерального, реформистского, революционного, тоталитарного, авторитарного и других типов политического сознания, трактуя его, прежде всего, как совокупность, с одной стороны, установок и стереотипов, сформировавшегося вне сферы политического сознания, и, с другой стороны, выводов, полученных в результате самостоятельного анализа индивидом или группой социально-политической деятельности, выделяя в качестве особых факторов идеологические компоненты политического сознания, оказавшие на него значительное влияние. Целостное, собственно политологическое изучение политического сознания в первую очередь включает исследование его субъектов -«носителей» динамики развития политического сознания и основных его функциональных форм. С точки зрения субъекта политического сознания в мировой политологии выделяется: 1.массовое политическое сознание; 2.групповое политическое сознание; 3.индивидуальное политическое сознание. В первом измерении политическое сознание определяется как массовое сознание общества по вопросам, имеющим актуальное политическое содержание и чреватым определёнными политическими последствиями. В этом смысле политическое сознание - особый, политизированный сегмент массового сознания. Структурное массовое политическое сознание включает статичные (типа ценностей и «общих ориентацией») и динамичные (типа массовых настроений) компоненты. В конкретном выражении - это, во-первых, уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий; во-вторых, социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (справедливость, демократичность, равенство, стабильность, порядок и т. д.); в-третьих, быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций и т. д. Массовое политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества и обуславливает наиболее типичные, массовые варианты политического поведения. Наиболее распространённый способ выявления массового политического сознания - опросы общественного мнения по политическим вопросам. Динамика и характеристики разных этапов развития политического сознания обычно исследуются на всех доступных уровнях - массовом, групповом и индивидуальном, что позволяет строить достаточно надёжные прогнозы и оценивать вероятность конкретных вариантов модификации политических систем в исследуемых обществах. В целом, одним из ключевых в данном контексте является вопрос о связи политического сознания с функционированием политической системы. Основными формами существования политического сознания являются политическая психология и идеология. Политическая психология - научная дисциплина, возникшая на стыке науки о политике, с одной стороны, и психологии (в основном социальной психологии) - с другой. Политическая психология сложилась и развивается, прежде всего, в западных странах. Формально время её зарождения датируется 1698 г., когда в рамках американской Ассоциации политических наук было создано отделение политической психологии и одновременно в Иельском университете США введена специальная программа углублённой подготовки политологов в области психологических знаний. Реально же политическая психология как относительно самостоятельное направление исследований сложилось гораздо раньше: уже в начале 20-го века в рамках исследования политики и политических процессов значительное место занимали психологические, по своей сути, подходы. Они были связаны с анализом политического поведения. Среди форм политического сознания особую и всевозрастающую роль играет политическая идеология. Идеология - система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности; взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, классов, партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литературы и т. д., вплоть до мировоззрения, умонастроений и жизненных позиций носителей той или иной идеологии. Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своём труде «Элементы идеологии», стремившийся найти в мировосприятии и явлениях сознания основы этики, морали, политики - их логическое и психологическое обоснование. Устойчивые, вневременные, универсальные формы идеологии, её свойство выражать реальные или иллюзорные, кажущиеся либо придуманные ситуации и интересы и других, неидеологических сферах жизни общества - в политике, экономике, культуре и пр. стали основой развития самой идеологии и её отношений с неидеологическими системами и прежде всего - политикой. Идеологические течения, борьба между ними - древнейшее явление, как и борьба политических группировок, партий, взглядов и т. п. Новым явление стало постепенное формирование, начиная с 18-го века, дошедших в основном до нас крупных политико-идеологических течений, неоднократно оформлявшихся в политические партии и учения, активно противостоящие друг другу. Идеология может быть институционально оформлена в соответствующих политических (и неполитических) группировках, союзах, партиях, движениях. Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определённых политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил. Идеология выполняет мобилизующую и интеграционную функции, объединяющую людей в социальное целое. Она поднимает, направляет социальные слои и классы на определённые действия, воодушевляет на борьбу за свои интересы. Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного «мы». Идеология несёт в себе критическую функцию. Она обладает критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров. Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее чётко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе. Политическая идеология выполняет нормативную функцию. В ней фиксируется определённый политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный компонент несёт особую нагрузку. Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существует государственная идеология, которая поглощает почти полностью духовную жизнь общества, функционируют контридеологии. Запрещённые, гонимые контридеологии всё-таки бросают вызов данному состоянию. Основные современные идеологии - либерализм, социализм, национализм - возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них в максимальной степени нашло выражение понимание проблем современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях социальные группы обрели ясное самосознание |
||
|
© uchebnik-online.com |