Перечень учебников |
Учебники онлайн |
|
---|---|---|
Типология политического лидера. Особенности формирования политического лидерства в Республике БеларусьОдной из наиболее признанных является типология лидерства, предложенная немецким социологом М.Вебером, который под лидерством понимал способность «отдавать приказы и добиваться повиновения». Согласно этому он различал три типа лидерства: 1) традиционное, основанное на вере в святость традиций (например, старший сын монарха после его смерти "законно" становится королем); 2) рационально-легальное, или бюрократическое, базирующееся на вере в законность существующего порядка и его "разумность". В нем лидер-чиновник выступает не как индивидуальность, от которой исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной и целесообразной с точки зрения поддержаний: целостности социальной системы. В соответствии с тенденцией к бюрократизации современного общества лидер-бюрократ стал преобладающей фигурой, а само индивидуальное лидерство порой рассматривается как романтический пережиток прошлого, вытесняется лидерством бюрократических организаций. Обычно западные политологи считают, что традиционное лидерство характерно для индустриального общества, бюрократическое — для индустриального, где лидер должен продемонстрировать определенный уровень компетенции, двигаясь по ступенькам бюрократической карьеры. Традиционное и бюрократическое лидерство функционирует в стабильных социальных структурах и приспособлено прежде всего к решению повседневных задач (поэтому Вебер называет эти два типа рутинными); 3) харизматическое лидерство возникает на крутых поворотах истории. Понятие "харизма" заимствовано Вебером из раннехристианской литературы и означает "богов вдохновленность". Этот термин применяется к индивиду, который; выделяется из среды "обыкновенных" людей и считается наделенным сверхчеловеческими или, по крайней мере, исключительными способностями. Причем не так уж важно, действительно ли эти способности столь необыкновенны, главное, чтобы такими их видели его последователи, которые фанатически преданы харизматическому лидеру и всякое сомнение в его выдающихся качествах рассматривают как святотатство. И если бюрократическое лидерство предельно безлично, то харизматическое носит, как правило, глубоко личностный характер. Большинство политологов признают, что харизматическое лидерство особенно характерно для тоталитарных, структур (это не исключает проявлений харизмы и в демократических обществах, свидетельством чему является феномен генерала де Голля). Вебер полагал, и не без оснований, что харизмой должен облевать любой революционный вождь. Нет сомнения, что подобной харизмой в глазах миллионных народных масс, поверивших в социалистические идеи, обладал и В.И. Ленин. Отметим, что в случае смерти харизматического лидера остро встает вопрос о "наследовании" харизмы. И.В. Сталин, безусловно, не читал М.Вебера, но этот гениальный злодей интуитивно осознал поставленную Вебером проблему. Он сделал все, чтобы у последователей сложилось впечатление, что он "законный" преемник ленинской харизмы, и доказал свою близость Ленину. Старые партийцы, знавшие, насколько это не соответствует действительности, и бывши для него поэтому опасными, подвергались беспощадным репрессиям. Знаменитая "клятва", произнесенная Сталиным на похоронах Ленина, должна была подтвердить законность наследования Сталиным лидерства в партии и стране (известно также, что, для того чтобы Л.Троцкий, находившийся в то время на Кавказе, не помешал этому церемониалу, Сталин обманул его относительно даты похорон). А затем в угоду Сталину и под его наблюдением была создана целая мифология, призванная доказать законность перехода харизмы от Ленина к Сталину. Вспомним кинолениниану 30-х гг. и последующих десятилетий ("Ленин в Октябре", "Ленин в восемнадцатом году" и др.), где Ленин часто появляется в сопровождении Сталина, и последний дает ему наиболее "ценные" советы. Интересная типология лидеров предложена М. Херманн. Она различает среди лидеров "знаменосца", "торговца", "марионетку", "пожарника". У первого есть идеал, ради которого он стремится изменить политическую систему. Такой лидер определяет цели и указывает направления деятельности своим сотрудникам, увлекает их за собой. В подобном подходе к лидерству центром внимания являются сам лидер и его характерные черты. Для лидера-"торговца" в первую очередь свойственна способность привлекательно преподнести свои идеи, заставить "купить" их, убедить людей в их преимуществе, вовлекая массы в осуществление задуманного. В данном случае лидерство предполагает внимательное отношение к потребностям людей и помощь в их удовлетворении. Лидер третьего типа выступает служителем, выразителем интересов своих приверженцев, которым руководят и придают силу его сторонники. Лидер-агент группы, щит от ее имени. Лидер "пожарник" отличается быстрой реакцией на насущные потребности момента. Его руководящая роль проявляется в ответах на происходящее в действительности. Ситуация рождает спрос, лидер ответ. В реальной политической практике большинство лидеров используют все четыре типа лидерства в различном их сочетании (Херманн М. Составные части лидерства. Политология вчера и сегодня. М., 1990. Вып.2 С. 140). М.Г.Бернс разделяет лидеров на две категории: лидеры-преобразователи и лидеры-дельцы. Первые действу в соответствии со своей концепцией общественного развития. Вторые сосредоточивают внимание на деталях без, армирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге. Бернс считает, что лидерство, вытекающее из партийно-политической деятельности, в нормальных условиях приводит к "деловому" типу, а в революционных — к "преобразующему" (Блондель Ж. Политическое лидерство. С.26). Польский политолог Ежи Вятрцо отношению к идеологии выделяет типы лидера-идеолога и лидера-практика. Первый верен идеологии своего движения даже при угрозе потери власти и влияния, второй способен отказаться от идеологических принципов во имя сохранения власти. В зависимости от отношения к сторонникам лидер-харизматик формирует волю других, лидер-представитель выражает волю тех, кто за ним стоит. По отношению к противникам Е.Вятр выделяет тип лидера-соглашателя, который, насколько это возможно, стремится к смягчению конфликта, нахождению компромисса, и Лидера-фанатика, стремящегося к максимальному обострению конфликта, уничтожению противника любой ценой. В зависимости от степени, в какой политик способен пересматривать ранее сформулированные суждения, учитывать чужие мнения, воспринимать критику в свой адрес, Вятр выделяет тип открытого лидера и лидера-догматика (Вятр E. Социология политических отношений. М., 1979). Существование развитого института политического лидерства — необходимая предпосылка демократии и одно из ее конкретных проявлений. В демократических политических системах существуют условия для наличия альтернативных политических сил, а следовательно, и для альтернативных политических лидеров. Соперничая и сменяя друг друга, они способствуют осуществлению контроля за деятельностью всех эшелонов власти, включению различных социальных групп в политический процесс. Наша многопартийность, плюрализм взглядов в самом начале своего пути. Мы являемся свидетелями и участниками уникального явления в политике — почти одновременного возникновения массовых партий и общественных движений, политических лидеров. Но нужно время для того, чтобы та или иная партия и ее лидеры прочно встали ноги, выработали свои программные цели и установки, характерные методы деятельности, символику, наладили своих печатных органов, получили доступ к электронным СМИ и радиовещанию, сумели обеспечить широкую поддержку населения, отрегулировать взаимоотношения с другими партиями, движениями, т.е. стать устойчивым элементом новой политической системы. Каковы же особенности формирования политического лидерства в Республике Беларусь? Во-первых, процесс формирования политического лидерства протекает в условиях отсутствия опыта и традиций демократии, на фоне низкого уровня политической туры как населения, так и политиков, живучести стереотипов, сформированных у людей в годы господства харизматического типа лидерства, основанного на "культе ости" Во-вторых, в белорусском обществе сохраняется моноориентация на одного лидера — главу государства. В результате моноцентрическая система лидерства сменяется полицентрической, в отличие от России, где появляются не политические партийные лидеры, отражающие различных слоев, социальных групп, партий, движений и т.д. В-третьих, политические лидеры в Республике Беларусь формировались в основном двумя путями. Большая часть вышла из КПСС, порвала с ней в условиях провала номенклатурной перестройки. Не удивительно, что они сохраняют сильные традиции большевизма, силовых методов решения споров. Напротив, у лидеров, не входивших ранее в КПСС и во властные структуры, этот опыт вообще отсутствует, выявилась неподготовленность многих из них к конструктивной (а не только митинговой и разрушительной) работе. В-четвертых, для политических лидеров, выдвинувшихся в последние годы, характерна прежде всего резкая критичность, доходящая до непримиримости к тем, кого они клеймят как политических противников. К тому же позитивная программа у них либо слаба, либо совсем отсутствует. Ее заменяют яростное обличение политических оппонентов, поиски "виновников". Общество все острее испытывает потребность в новом типе политического лидера, профессиональном политике, обладающем широким кругозором и компетентностью ставящем во главу политики научный подход, знающей реальные процессы и тенденции развития. Демократия — наилучший "политический климат" для роста настоящих политических лидеров, ибо функционирование демократических режимов предполагает свободу выбора и соперничество политических лидеров, также общественный контроль за их деятельностью |
||
|
© uchebnik-online.com |