Перечень учебников |
Учебники онлайн |
|
---|---|---|
Функции, типы и модели политической культуры. Политическая социализация личностиПознавательная функция предполагает усвоение знаний о политике и политической власти, о политических системах и режимах, явлениях политической жизни. В итоге в сознании людей формируются политические установки и ориентации, определяются их политическое поведение и участие в политической деятельности. В результате коммуникативной функции передаются из поколения в поколение политический опыт, традиции, осуществляется взаимодействие различных социальных групп и политических институтов. Назначение интегративной функции — достижение согласия в обществе на основе общепринятых политических ценностей, согласования интересов различных общественных групп. Нормативно-регулятивная функция обеспечивает регулирование политических отношений на основе политических решений государственных органов и сформировавшихся у граждан политических ориентаций и ценностей. Воспитательная функция проявляется в целенаправленном воздействии на политическое сознание и поведение граждан и социальных групп со стороны различных политических институтов. Кроме внешнего воспитательного воздействия те или иные политические убеждения и поведение формируются в результате политического самовоспитания. Политическая культура — явление сложное. Ее неоднозначность проявляется как в разных политических системах, так и в различные исторические эпохи их развития. Для анализа развития политической культуры используются различные классификации. На сегодняшний день в мировой политологии классической является классификация, разработанная американскими учеными Г.Алмондом и С.Вербой. Они выделили три так называемых "чистых" типа: патриархальную, или приходскую; подданническую, или культуру подчинения; активистскую, или культуру участия. Патриархальную культуру характеризует политическая неразборчивость, отсутствие интереса к политике, политической системе и политическим институтам, а отсюда и неучастие в политической жизни. Политические ориентации людей растворены в социальных и религиозных установках и ценностях. Такой тип культуры присущ начальным этапам формирования политической системы. Он характерен для африканских племен и автономных общин. Подданническая культура отличается от патриархальной тем, что в ней присутствует интерес к политике и политическим институтам, но отношение к политической системе в основном эмоциональное (ощущение гордости за нее или, наоборот, неприязни к ней). Носители этой культуры не стремятся воздействовать на власть и ее политику, а предпочитают подчиняться ей, считая, что госyдарство само должно решать их проблемы. Активистская культура характеризуется активной гражданской позицией, стремлением граждан участвовать в политической жизни и по возможности влиять на политику государства. Выделив отмеченные типы политической культуры, Г.Алмонд и С.Верба признают, что в чистом виде они не существуют. На практике эти культуры представляют собой сочетание тех или иных типов с преобладанием какого-либо одного из них. На основе "чистых" типов они сформулировали три смешанных: патриархально-подданнический, подданническо-активистский, патриархально-активистский. В качестве оптимальной в цивилизационном плане они определили гражданскую культуру. В ней доминирует при наличии элементов патриархальной и подданнической культуры активистская культура. Такая культура, по их мнению, характерна для США и Англии. Гражданскую культуру отличает вера граждан в законность политических институтов, верность основным направлениям государственной политики, терпимость к проявлениям в политике различных интересов и вера в то, что эти интересы можно примирить и гармонизировать. Наряду с рассмотренной типологией существует целый ряд других классификаций политической культуры. Так, русский исследователь Э.Я.Баталов различает культуру рыночную и культуру этатистскую. Первой присущи такие элементы рынка, как конкуренция, саморегулирование политических отношений и функционирование политической системы. Для второй характерна определяющая роль государства в регулировании всей политической жизни общества. Польский ученый А.Бодмер делит политическую культуру на замкнутую и открытую. В первой выразительно проявляется приверженность национальным политическим ценностям и нормам, религиозным и социальным традициям. Такая культура консервативна, существует автономно. Она не воспринимает ценности и нормы, присущие другим политическим системам. Открытый тип культуры характеризуется восприимчивостью к изменениям и использованием ценностей других политических систем. Определенному политическому режиму свойственно навязывать гражданам страны свои модели политической культуры, основными из которых являются либерально-демократическая и авторитарно-тоталитарная. Либерально-демократическую модель характеризуют свобода, права человека, гражданское общество, парламентаризм, правовое государство, добровольное и сознательное политическое участие, плюрализм (многообразие) форм собственности, идеологий, мнений, т.е. все то, что принято называть демократией. Причем эти демократические ценности не только декларируются, но и реализуются на практике. Для авторитарно-тоталитарной модели свойственны единая (общественная) собственность, единая идеология, неприятие плюрализма мнений и инакомыслия, диктатура правящей партии, культ главы государства, государственное регулирование всех сфер общественной жизни, порядок любой ценой, принудительное участие в политической жизни. Права и свободы только провозглашаются, но в действительности не осуществляются. В политической культуре, помимо типов, выделяют подтипы, или субкультуры: региональные, демографические и др. Так, исследователи региональных особенностей политической культуры Запада отмечают прежде всего либерально-демократические ценности; Востока — приверженность историко-религиозным традициям, ее харизматичность, превосходство административной власти над представительной и судебной. Различаются политические культуры демографических общностей. Так, нередко различаются требования сельского и городского населения, предъявляемые к кандидатам в органы власти. Имеются отличия в субкультурах пожилых людей и молодежи. Для первых в большей степени характерна приверженность к традициям, для молодежи — к изменениям в политических системах. Имеют особенности политические культуры социальных групп, этносов, религиозных общностей. Носителем определенного типа или подтипа-политической культуры является и личность. Индивидуальные особенности, участие в политике, качества политического деятеля формируются в процессе политической социализации личности. В этом процессе человек принимает ту или иную политическую роль под воздействием различных факторов и средств политического воспитания. Под политической социализацией личности понимается усвоение индивидом политических ценностей, норм, установок, образцов поведения (т.е. политической культуры), присущих данному обществу, социальной общности, группе. Политическое воспитание является частью общего процесса воспитания. Первым средством политической социализации личности является семья. Родители и старшие члены семьи передают ребенку не только свои политические взгляды, но и образцы политического поведения. Политическую информацию ребенок, а затем и подросток получает также из средств массовой информации, от своих сверстников, в детском саду, школе. В более старшем возрасте к политическому воспитанию подключаются общественно-политические организации, высшие и средние специальные учебные заведения, армия, трудовой коллектив. Однако более или менее позиция индивида упорядочивается с накоплением жизненного опыта, в том числе и опыта личной политической деятельности, собственного анализа информации, полученной из различных источников и реальной действительности. Поэтому эффективность форм и средств политического воспитания в значительной степени зависит от связи воспитательной работы с практикой, от политического и педагогического профессионализма субъектов воспитания. Наряду с внешними факторами в политической социализации, безусловно, большую роль играет самовоспитание, в процессе которого под воздействием собственных волевых усилий и целеустремленности личность сама формирует свои гражданские качества. |
||
|
© uchebnik-online.com |