Перечень учебников |
Учебники онлайн |
||
---|---|---|---|
Единообразие поведения, выводимое из теории референтных группС этой точки зрения мы рассмотрим исследования, в которых понятие относительной утраты было эксплицитно применено Ста- уффером и его сотрудниками при объяснении эмпирических данных. Занимаясь этим, мы пытались, во-первых, определить, как это поня тие может быть включено в более общую, хотя все еще примитивную, теорию референтно-группового поведения, и, во-вторых, показать, как эти исследования могут дать начало новым теоретическим и эмпири ческим проблемам, которые могут стать объектом новых и кумулятив ных исследований. Мы хотим сейчас рассмотреть, действительно ли теория референтных групп будет обладать более широким применени ем, чем, по-видимому, специальное понятие относительной утраты. К счастью, многочисленные исследования «Американского солдата» дают нам возможность проверить это, хотя бы до некоторой степени. Некоторые из этих исследований включают данные, которые, по-видимо му, не соответствуют понятию относительной утраты, так как они обращены к образу «Я», а не к уровню удовлетворенности собствен ной участью; но мы уверены, что даже они могут быть объяснены бла годаря применению к ним теории референтных групп. Исследуя, дей ствительно ли эта теория позволит нам обнаружить социологическое единообразие, лежащее в основании различных образцов поведения, мы вместе с тем получаем возможность дополнить перечень конкретных проблем, требующих решения для развития теории референтных групп.
Случай 4 ( II , 242—272). Группы фронтовиков были вообще под вержены большой текучести состава. Верно, что некоторые части были обучены и введены в боевые действия с незначительными изменени ями в личном составе, но даже в этих случаях часто требуется попол нение из-за выбывших из строя солдат. Исследовательский сектор правильно оценил социологически важный факт, что неопытные сол даты находятся, таким образом, в двух совершенно различных соци альных структурах: некоторые временно находятся в однородных частях, составленных полностью из таких же неопытных солдат, а другие — в подразделениях с боевыми ветеранами. И здесь исследо вание получает решительный социологический поворот. В отличие от обычного анкетного опроса в социальной психологии, которая сравнивает совокупности людей различного статуса (возраст, пол, класс и т.д.), в исследовании не просто сравниваются установки нео пытных солдат из невоевавших частей и ветеранов. Это было бы только сравнением двух совокупностей людей в двух разных статусах — важ ный тип сравнения, но обладающий ограниченной ценностью для со циологии. Они увидели здесь возможность изучить влияние группово го контекста на установки разных типов людей — проблема, которая, конечно, является старой, старше, чем сама социология, но которая чаще становится объектом поверхностной дискуссии, чем системати ческих эмпирических исследований. Исследовательский сектор, следовательно, сосредоточил внима ние на групповом контексте, в котором находятся эти солдаты: нео пытные солдаты в частях, полностью состоящих из таких же нович ков; неопытные новички в подразделениях, состоящих еще и из бое вых ветеранов; и сами ветераны в этих частях 26 . В этих трех группах солдатам были предложены некоторые из тех вопросов, которые Ис следовательский сектор называет «областью установок» (готовность к бою, уверенность в своей способности принять командование груп пой в бою, оценка своей физической формы и так далее). Это обсле дование обнаружило разнотипные образцы различий в ответах предста вителей трех групп. В первой «области установок», например, ветераны выражают большую неприязнь к вступлению в бой, чем солдаты в частях, состоящих из необстрелянных новичков, а новобранцы в бое вых частях находятся посредине между ними. В то время как 45% лич ного состава еще не участвовавших в боевых действиях частей были «готовы вступить в реальную боевую зону», эта доля снижается до 28% среди новобранцев в боевых частях и составляет только 15% среди ве теранов. Конечно, именно контраст между неопытными солдатами еще не обстрелянных частей и пополнением боевых частей является наи более значительным, поскольку они сходны по своему индивидуальному атрибуту (им всем свойственен недостаток боевого опыта), но раз личны по виду группы, в которой они находятся. Такие же образцы ответов встречаются при опросе об отношении к сержантам (ответы нового пополнения боевых частей занимают среднее положение между ответами ветеранов и неопытных солдат).
Но, как сообщает Исследовательский сектор, — это только один образец ответа. Совершенно иной образец мы можем найти в ответах на вопрос об уверенности в своей способности «принять командование группой людей» во время боя. Как некоторые могли бы ожидать на основании здравого смысла, ветераны более часто выражали уве ренность в своей способности выполнить эту роль, чем неопытные солдаты в частях, состоящих только из новобранцев. Но здесь наиболее существенно то, что в отличие от первого вопроса о готовности к бою, когда ответы новобранцев боевых частей занимали промежуточ ное положение, в этом случае из всех трех групп именно они были менее уверенными в себе 27 . И еще один тип «установки»: отношение к своей.собственной физической форме. Новобранец в боевой части практически не отличался от неопытных солдат в невоевавших частях, но чаще, чем ве теран, рассматривал себя «в хорошей физической форме».
Эти три ряда данных, следовательно, демонстрируют три различных образца ответа; в первом из них новобранцы боевых частей отвечают более сходно с ветеранами, чем с неопытными солдатами из невоевавших частей; во втором ответы наиболее отличаются от ветеранов и вместе с тем не похожи на ответы новобранцев из невоевавших частей; и в третьем их ответы ничем не отличаются от ответов их необстрелянных собратьев из невоевавших частей. И поскольку эти три об разца различны, Исследовательский сектор предлагает различные ин терпретации. По отношению к сходной с ветеранами неприязни ново бранцев к бою они предполагают, что «до некоторой степени новобранцы перенимают отношение воевавших ветеранов, окружающих их, чьи взгляды на бой могли иметь для них высокий престиж» ( II , 250). По отношению к возможности руководить группой в бою, в чем новобран цы наиболее отличаются от ветеранов, предполагается, что «для вете ранов опыт является их сильной стороной, по отношению к которой новобранцы в контакте с ними испытывают сильнейшее чувство не полноценности, оказавшись действительно в тени ветеранов ( II , 251). В тех случаях, когда новобранцы боевых частей ничем не отличаются от своих собратьев в невоевавших подразделениях, например, в оценке своей физической формы, предлагается гипотетическое объяснение, что эти суждения, возможно, отражают реальные (объективные) раз личия физической формы у ветеранов и других солдат. Теоретическое осмысление. Признаем сразу, что здесь возникает интригующий вопрос и брошен вызов социологической теории. Пове денческие реакции новобранцев боевых частей, кажется, представля ют почти беспорядочные вариации — ситуация неприятная для теоре тиков, чья задача — осознать основополагающее единообразие посре ди подобного очевидного беспорядка. Это напоминает ситуацию, с которой столкнулся Дюркгейм, когда он обнаружил бесконечное раз нообразие уровня самоубийств у разных полов, в сельских и городских районах, у военных и у гражданского населения, в различных религи озных группах и т.д. Он скорее стремился вывести эти бесчисленные вариации из ограниченного набора предположений, чем давать само стоятельное новое объяснение для каждого круга различий. Так и в нашем примере: различные образцы ответов новобранцев ставят перед социологической теорией задачу разглядеть существенные переменные и Условия, которые являются причиной этих внешне разнообразных поведенческих реакций. Хорошо известно, что первый шаг в поиске социологической упо рядоченности среди очевидного беспорядка — перепроверка понятий, с помощью которых сообщаются данные с точки зрения теории. Чаще всего обнаруживается, что эти понятия могут принести пользу после уточнения и переформулировки. Это проявляется и в данном случае. Полученные данные описываются как установки, входящие в различ ные «области установок». Теоретик мог бы сразу принять во внимание возможность того, что основные концептуальные различия в этих дан ных могли быть затемнены из-за использования одного неточно опре деленного понятия 28 . Единственное всеобъемлющее понятие «установ ка» также далеко не всегда направляет внимание аналитика натеорию, подходящую для интерпретации данных. И, в конце концов, из-за не гласного включения существенно различных элементов в одно недиф ференцированное понятие эмпирические данные могут казаться ано мальными, противоречивыми, разнокалиберными, хотя в действитель ности это не так. Что показывает новая концептуальная формулировка этих дан ных? Первая переменная, «готовность к бою», может действительно успешно описываться как «установка» в относительно верном смыс ле «ментального и нервного состояния готовности, воспитанного бла годаря опыту и оказывающего директивное или динамическое влия ние на индивидуальную реакцию, направленную на все объекты и ситуации, к которым она имеет отношение» 29 . Но вторая переменная — «уверенность в своих лидерских способностях», — как здесь показа но, вызывает впечатление не столько определенной направленности при подготовке поведения, сколько образа Я и самооценки. Два след ствия вытекают из предварительной переформулировки одного понятия «установка» в два понятия: «установка» и «самооценка». Во- первых, мы больше не считаем, что данные, имеющие отношение к этим двум переменным, следует включать в общее сравнение: сейчас это становится спорным вопросом, а не молчаливым допущением. И второе: переформулировка данных с использованием термина «само оценка» подводит нас сразу к референтно-групповой теории самооценки. Переформулировка понятий, в которой точно определены зависимые переменные, таким образом устанавливает гипотетичес кую связь с предшествующими теориями: мы не должны изобретать совсем новые гипотезы, стоящие одиноко и не связанные с общим содержанием теории, но можем, вероятно, вывести эти данные из установленных гипотез, концентрирующихся вокруг структуры, функ ций и динамического механизма самооценки в различных групповых контекстах. Более того, именно эта теория включает понятие отно сительной утраты, используемое везде в этих томах «Американского солдата», но не используемое в рассматриваемом примере.
С этим новым концептуальным базисом мы готовы перепроверить данные «Американского солдата», чтобы рассмотреть, действительно ли они демонстрируют определенную аномалию, когда три разных образца ответов даются при одних и тех же условиях. Если общая теория будет создаваться на основе этих данных, но вне объяснений, предло женных в «Американском солдате», то она должна будет охватить эти на первый взгляд различные образцы ответов и отнестись к ним как к выражению лежащих в их основе закономерностей. Исходя из теоретических оснований, разработанных Джеймсом, Кули, Мидом, а также Хайменом, Шерифом и Ньюкомом, мы утверждаем в своей гипотезе: поскольку подчиненная или формирующая ся группа членов хочет объединиться с данной группой, они будут стремиться ассимилировать настроения и ценности авторитетного и престижного слоя этой группы. Функция конформизма состоит в том, чтобы заслужить одобрение и признание со стороны группы, в свою очередь, возрастающее признание группой усиливает тенденцию к конформизму. И ценности этих «значительных других» являются зер калом, в котором люди видят образ своего «Я» и формируют самооценки. Применим сказанное к рассматриваемому конкретному слу чаю: для только что призванного солдата значительными другими в одной членской группе являются такие же необстрелянные солдаты, а в другой — опытные ветераны, с их особым комплексом ценностей и настроений. Применяя общую гипотезу, следует ожидать, что новобранцы как «аутсайдеры», желающие присоединиться к престижному и авторитетному слою (ветераны), могли бы полностью настроится на все те Ценности и чувства ветеранов, которые здесь рассмотрены. Это дол жно быть абсолютно ясно. Если мы правильно оценили объяснитель ные возможности гипотезы, на нее следует положиться, а не изме нять или отвергать ее только потому, что в тексте «Американского солдата» есть сообщение о том, что ответы новобранцев в этих «обла стях установок» были фактически различны. Наша гипотеза дает нам ряд подсказок: мы должны перепроверить эти сообщения о различ ных образцах, чтобы определить, являются ли они действительно раз личными или просто кажутся такими. Предварительно и в той мере, в какой это позволяют изложенные данные, мы считаем, что эти различия только кажущиеся. В основа нии проявившихся различий в процентном распределении ответов на заданные вопросы (среди ветеранов, новобранцев боевых частей и нео пытных солдат из необстрелянных частей) лежит определенная зако номерность, соответствующая нашей гипотезе. Итак, во-первых, о готовности вступить в бой: ветераны считают, в сущности, что «бой есть ад», и, следовательно, ветераны наиболее часто выражают отвращение к вступлению в бой. Неопытные солдаты из невоевавших войск, напротив, позднее расставшись с гражданской жизнью, скорее всего разделяют набор ценностей гражданского населения военного времени, со всеми его «условными стереотипа ми» о бое как предоставленной возможности для драматического ге роизма. Это фактически подтверждается текстом в другом месте и в другой связи, где говорится, что «сильнейшим групповым кодексом (среди фронтовиков)... был запрет на любой разговор шовинистического вида... Суть установки фронтовиков заключается в том, что лю бой разговор, в котором идеалистические ценности и патриотизм преобладают над жестокой реальностью боевой ситуации, — это ли цемерие, а человек, который выражает такие идеи, — ханжа» 30 . В первом примере, следовательно, наша гипотеза, происходя щая из теории референтных групп, заставляет нас ожидать, что но вобранцы, ищущие объединения с авторитетным и престижным сло ем ветеранов, заменят гражданские ценности на ценности ветера нов. Так и случилось. Для новобранцев в боевых частях ассимиля ция ценностей ветеранов означает самый легкий способ получить признание у группы с высоким статусом, и в таких условиях подчи ненная группа новобранцев не имеет самостоятельных притязаний на легитимный престиж. Но если гипотеза согласуется с первым рядом данных о готовнос ти к бою, может ли она также сохраняться для второго ряда данных, относящихся к так называемой «установке на уверенность в своей способности к лидерству» (особенно потому, что в этом примере было выявлено, что ответы новобранцев расходились с ответами ветеранов даже больше, чем с ответами новобранцев из невоевавших частей)? Действительно, авторы относятся к этому образцу ответа как «нети пичному» или «дивергентному». Конечно, во втором примере очевид ное распределение ответов отличается от первого. Но рассмотренное с точки зрения теории референтных групп, оно является, мы увере ны, только другим выражением тех же самых динамических законо мерностей, определяющих поведение людей в этом групповом кон тексте.
Мы можем проверить это, применяя нашу гипотезу. В случае уве ренности в себе, как мы видели, мы имеем дело скорее с самооценкой, чем с установкой (понимаемой как подготовка к определенной направленности действий). Согласно мнениям и ценностям ветера нов, «реальный боевой опыт требует подготовки рядового к командо ванию группой людей в бою» 31 . Но если, как мы предвидели в гипоте зе, новобранцы стремятся приинятьэту ценность и судить о себе со ответственно, причем судить с точки зрения престижных для них ве теранов, они могут только посчитать, что в общем и целом они не подготовлены для внезапного лидерства в бою. Согласно нашей гипотезе, новобранцы, короче говоря, должны вести себя именно так, как ведут, потому что для них проще всего сказать, что они не готовы принять командование людьми в бою (это связано с более низкой са мооценкой, чем самооценкане сравнивающих себя с ветеранами нео пытных солдат из подразделений, не принимавших участия в боях). Таким образом, хотя Исследовательский сектор описал такое распре деление ответов как иной образец ответа, который значительно отличается от распределения ответов ветеранов, тем не менее в этих двух примерах новобранцы демонстрируют тот же самый образец поведе ния; но это становится ясно только в том случае, когда оно реконструировано с позиции теории референтных групп. Новобранцы ассимилируют ценности ветеранов и, таким образом, как бы заранее соединяют себя с этим авторитетным и престижным слоем. В первом примере («готовность к бою») это предусматривает только прямую поддержку мнения ветеранов, что приводит к сходству распределе ния ответов новобранцев с ответами ветеранов. Во втором примере («уверенность в своей способности к лидерству») они также ассими лируют стандарты ветеранов, но поскольку здесь речь идет не просто об установке, но о самооценке, они применяют эти стандарты к себе и находят себя сравнительно неумелыми; следовательно, и распределение ответов на вопросы о самооценке у них иное, чем у ветеранов. Таким образом, в основании различных образцов демонстрируемых ответов, очевидно, лежит единообразие социальных процессов.
Та же самая гипотеза может быть проверена вновь на других дан ных об «установках» ветеранов, новобранцев, составивших пополне ние участвовавших в боях частей, и новобранцев из невоевавших под- разделений; возьмем, к примеру, вопрос об «отношении к своей физической форме». В этом случае новобранцы из невоевавших и вое вавших частей отвечали сходно, 57% и 56%, соответственно, говорят, что они в хорошей физической форме; напротив, только лишь 35% ве теранов сделали такое утверждение. Об этом сообщается как о третьем образце ответов (то есть о новом эмпирическом распределении часто ты ответов), что подводит Исследовательский сектор к еще одной ин терпретации этого, по-видимому, нового образца: сходство ответов но вобранцев из воевавших и невоевавших частей рассматривается как «несомненное параллельное сходство в реальной физической форме людей» 32 . Тем самым утверждается, что ответы представляют не ассимиля цию установок ветеранов, а скорее точное описание объективных раз личий в физическом состоянии усталых, «потрепанных в боях» вете ранов и свежего пополнения. Но это только ставит новую теоретическую проблему: при каких условиях люди дают ответ, сообщающий скорее об объективной ситу ации, чем о социально отраженном образе? 33
Требует ли этот третий, на первый взгляд необычный, образец от вета создания новой гипотезы? По-видимому, и в данном случае нет никакой необходимости вводить добавочные ad hoc переменные, хотя при отсутствии требуемых данных мы должны проверить это в дальнейшем исследовании. Ветераны явно не считают плохое физическое состояние позитивной социальной ценностью (разве что, как указано в тексте, оно поможет им избежать дальнейшего участия в боях). В том же самом смысле они придерживаются убеждения, что «бой — это ад» или что «боевой опыт подготовит рядового принять командование людь ми в бою». Новобранцы стремятся примкнуть к престижным и социаль но утвердившимся ветеранам, поэтому они не станут утверждать, что находятся в плохой физической форме или что они также порядком «потрепаны». Так как это утверждение представляло бы не попытку со единения с группой, а претензию на одинаковый статус, оно привело бы только к тому, что ветераны отторгли бы новобранцев. Более того, признание новобранцами их сравнительно хорошего физического со стояния не утверждает противоположные ценности, которые также мог ли бы помешать принятию новобранцев в группу ветеранов. В том же самом групповом контексте для новобранцев, следовательно, не существует функциональных или мотивационных оснований репродуциро- вать'самооценки ветеранов, поэтому и находят выражение объектив ные на первый взгляд различия о физическом состоянии усталых вете ранов и свежего пополнения. Поскольку различия в этих трех образцах демонстрируемых отве тов могут быть теоретически выведены из функциональной теории реферетно-группового поведения, этот случай иллюстрирует одну важную заслугу теории для прикладных социальных исследований: реконструкция через концептуальное уточнение очевидной неупоря доченности данных ведет к выявлению лежащих в их основании фун кциональных и динамических закономерностей. Но, как мы и предполагали, дорога между социальной теорией и прикладными иссле дованиями имеет двустороннее движение: не только теория может пе реформулировать некоторые материалы «Американского солдата», но на основании тех же самых материалов мы можем точно определить типы дальнейших социологических показателей и наблюдений, необходимых для достижения последовательности и кумулятивности в теоретическом осмыслении ассимиляции ценностей, группового контекста самооценки и объективной оценки ситуаций. Поэтому место детального анализа их потенциала для развития теории должен занять краткий перечень таких показателей 3 *. и " собственные подразделения, где они испытывают большую поддержку (что отражают их установки). Но эти данные нельзя рассматривать как точное подтверждение такой точки зрения, поскольку они могут по крайней мере частично подтверждать, то установки отозванных солдат, кроме всего, влияют на мнение новобранцев, ок- РУЖающих их» ( II , 515, 517). - Примеч. автора. Показатель реальных социальных отношений. Существует явная потребность в систематических данных по социальным отношениям, действительно существующим между престижными и авторитетными социальными слоями и новичками в группе. Существует ли эмпирически проверяемая тенденция (речь идет о людях, поддерживающих наиболее частые или длительные контакты с группой) демонстрировать ассимиляцию ценностей ради принятия в группу? Показатель мотивации вступающих в группу членов. Теория предполагает, что новички заинтересованы в том, чтобы сплотиться с высшей по статусу группой. Для исследовательских целей, конечно, необходимо подразделить новичков с точки зрения присутствия, отсутствия или степени такой мотивации. Производный отсюда аналитический метод, однако, продвигается в ином направлении и состоит в том, чтобы рассматривать такую объединяющую мотивацию не как данную, но как проблематичную и требующую объяснения. Показатель социальной сплоченности и ассоциированных ценностей. Представляют ли новички рассеянную совокупность индивидов или организованную подгруппу? Если верно последнее, имеют ли они свои собственные групповые ценности, самостоятельно претендующие на моральную легитимность? Ведет ли в подобных случаях длительный контакт скорее к обоюдной ассимиляции, чем к односторонней? 35
Совершенно иную последовательность эмпирических исследований предполагает п°™Р"" и п каких условиях групповому контексту ассимиляции Ценносте . и ^ социальН ых мы обнаруживаем изменение оценок "^ ых ^ «перспективное слоев (независимо от того, будут ли они назв ^ глав . мышление» или «ложное самоаянаниеО? П^ииюди ным образом тогда, когда члены одной группы идентиф ^* т пп стоверно свои собственные частные HHicpo ^ o . ~, ^„„„„„„х ПГ1 .,«« frnvKTVDbi происходит по- словами, в каком контексте социальной ciRy *- :у „„„„„ ц, н йп ^х»ы я r каком реакция наиоо-добное «искажение» групповых ценностей, а о ¦- лее соответствует ситуации? , ___ ,™„ ци птия Атицрских положении и тем шая релевантность ранее выдвинутых те0 Р е ™ ин С т К ерпретац ии и созда- самым редуцировавшая ad hoc с ^^2ес^шш теорий про-вавшая связь современных данных и предшес^»^ ' „„о тпчктовки проблем такого * Например, образец анализа, необходимого для т Р а sub stantive and Рода , см .: P.F. Lazarsfeld, R.K. Merton, Friendship as social prog r "j_ Whodologlcal analysis, M. Berger, T. Abel, C.H. Page, Freedom and СШ "» »> Modern Society (New York: D. Van Nostrand, 1954), 18-66. - Ярн * еч . автора . В определенной мере именно эта теория подразумевалась по нятием относительной утраты; но хотя оно применяется везде в «Аме риканском солдате», оно не оказалось востребованным применитель но к этим конкретным материалам. В-третьих, переход к более общим понятиям (а не только приме нение непосредственно относящихся к данному материалу категорий ветеранов, новобранцев, пополняющих имеющие боевой опыт час ти, и новичков) указывает на возможность того, что эти формулиров ки, изначально характеризующие определенный класс явлений, под ходят не только для чисто военной ситуации, но для гораздо более широкого круга ситуаций, соответствующих требованиям теоретичес ких формулировок, расширяя таким образом круг данных, к которым их можно применить. И, наконец, именно само существование подобных систематических данных, именно в силу того, что они допускают новую концепту ализацию, может существенно продвинуть развитие теории, выявляя необходимость включения в исследование этих проблем ряда социологических показателей, обеспечивая таким образом дальнейшее на копление социологического знания благодаря тому, что они позволяют связать прошлые теории, современные данные и новые исследования. Итак, несмотря на то что исследования в «Американском солдате» были предприняты как прикладные, их побочным результа том может оказаться дальнейшая экономия теоретических объяснений, более глубокая преемственность и кумулятивность социологической теории, расширение сферы ее действия. И, как нередко бывает с при кладными исследованиями, побочный продукт может оказаться более значительнымдля социологии какнауки,чем прямое применение их результатов. Статистические показатели социальной структурыПеред тем как продолжить наш обзор проблем теории референтных групп, будет полезно точно рассмотреть значение этих исследо ваний для изучения социального контекста. Из предшествующего обзора исследований по оценке возможностей продвижения по службе и самооценке новобранцев можно понять, что «Американский сол дат» — богатый источник для разработки относительно точных ста тистических показателей социальной структуры. В этих и других ис следованиях данные анализируются с точки зрения распределения ответов в различных войсковых соединениях (роты, дивизии, рода войск). И в своем анализе, устанавливающем связь между частотой распределения ответов (или ее процентными характеристиками) в раз личных соединениях и ответами людей или подгрупп в этих же соединениях, они далеко ушли от точки зрения, обычной для социаль но-экологических исследований. «Американский солдат» разрабатывает показатели атрибутов соци альной структуры, что похоже на использование статистических пока зателей в социальной экологии для описания различных видов соци альных подразделений, имеющихся в данном регионе. Но в отличие от экологических исследований он не останавливается на этом, а идет дальше, к созданию систематического анализа установок или оценок людей одинакового статуса в различных социальных структурах. Эти комбинации показателей предполагают наличие многочислен ных показателей групповых атрибутов или социальной структуры, ко торые могут быть включены в дальнейшие социологические исследо вания. Более того, использование частоты распределения, числовых соотношений или процентов как показателей социальной структуры имеет специфическое достоинство, напоминающее нам, что эти структуры часто различаются в количественном отношении и нет необходимости различать их по качеству («либо одно, либо другое»). Например, социальные системы не просто создают (или не создают) условия для мобильности своих членов, они демонстрируют разнообразные степе ни мобильности 37 . Они не просто гетерогенные или гомогенные, но они различаются по различной степени гетерогенности 38 . Они не интегриро ваны или дезинтегрированы, сплочены или разрознены, но имеют раз личные степени интеграции или сплоченности 39 .
Так как статистические показатели подобных атрибутов социаль ной системы редко бывают использованы в сочетании с показателя ми индивидуального поведения, сравнительная социология в большой степени ограничивалась расплывчатыми и неопределенными сведениями. Недоставало относительно строгого сравнения, так как большин ство из нас большую часть времени ограничивалось разговором о «раз личных» социальных структурах вместо того, чтобы изучать структу ры, демонстрирующие количественно определяемые степени различий. Когда применяются определенные статистические показатели группо вых атрибутов (например, количественные вариации расовых соотно шений между несколькими группами), то это обычно не комбинируется с систематическими сравнениями поведения людей со сходным стату сом внутри различных групп. И соответственно, когда были получены относительно точные измерения индивидуальных установок, они редко комбинировались с такими же точными измерениями социальной струк туры. Таким образом, вот уже более десяти лет тому назад социальная психология подошла к систематическому использованию показателей индивидуальных установок и мнений, в первую очередь характерных для совокупностей индивидов, не имеющих взаимных связей. Работа Исследовательского сектора предполагает возможность и значение развития показателей как социальной структуры, так и по ведения индивидов, размещенных в данной структуре. Поэтому выпол ненное этим сектором случайное сравнение статусной структуры различных родов войск включает такие показатели стратификации, кото рые похожи на процентное распределение населения среди нескольких социальных классов. Когда такие показатели установлены, появляется возможность сделать систематические, а не случайные сравнения поведения людей примерно одного классового статуса, но относящихся к классовым структурам, чье различие носит количественный харак тер. В результате мы переходим от привычных характеристик «человек из среднего класса» или «человек из рабочего класса» к рассмотрению поведения, которое характерно для них в различно организованных социально-классовых системах. Таким же образом один и тот же показа тель — частота распределения различных статусов (образовательного, расового, возрастного и т.п.) в сочетании с систематическим изучени ем поведения индивидов, имеющих одинаковое положение в этих раз личных структурах 40 может дать количественную характеристику дру гих типов социальной дифференциации.
В этом отношении «Американский солдат» может послужить прелюдией к исследованиям ближайшего будущего, в которых по казатели степени мобильности, культурных изменений, групповой сплоченности и социальной дифференциации будут регулярно и систематически включаться в сравнительные исследования социальной структуры. И, сделав это, мы сможем сравнить об разцы референтно-группового поведения в группах, состоящих из людей сходного статуса, но находящихся в различных социальных системах. Теория референтных групп и социальная мобильностьДругие исследования, описанные в «Американском солдате», которые не используют понятие относительной утраты (или родствен ные понятия), могут быть также переработаны с точки зрения теории референтных групп. Одно из них — наиболее строгое и конструктив ное — изучение мнения личного состава о взаимосвязи между конформистским отношением военнослужащих (рядовых и сержантов) к официальным армейским ценностям и последующим продвижени ем по службе. Эти исследования также иллюстрируют широко известную, но редко разъясняемую точку зрения, что одно и то же социальное ис следование может быть проанализировано различным образом, по крайней мере в трех различных, но взаимосвязанных аспектах: с точ ки зрения документально подтвержденных эмпирических данных; с логико-методологической точки зрения; с точки зрения теоретичес кого осмысления. Поскольку методологические и эмпирические выводы этого ис следования были подробно обсуждены (первые — в статье Кендала и Лазарсфельда, последние — в самом «Американском солдате»), нам не нужно обращаться к ним здесь. Вместо этого мы ограничимся не которыми из теоретических значений этого исследования. Эти значения подразделяются натри взаимосвязанных вида. Во- первых, значение для теории референтных групп эмпирических данных, перепроверенных в контексте данной теории. Во-вторых, значе ние, которое дает нам возможность связать теорию референтных групп с гипотезами функциональной социологии. И в-третьих, значение, которое, будучи выражено в соответствующей ему общей форме, даст нам возможность увидеть, что это исследование распространяется не только на образцы связи конформизма и мобильности у американс ких солдат времен Второй мировой войны, но, вероятно, также на более общие и, по-видимому, в корне отличные образцы поведения, та кие как уход из группы, предательство, социальный карьеризм и тому подобное. Указанные значения охватывают широкий круг вопросов, которые вряд ли можно полностью перечислить, не из-за ограниченности во времени, но из-за ограниченности наших социологических знаний. Однако даже движение по направлению к нашей цели поможет нам осознать теоретическую связь между разделенными в настоящее время типами социального поведения. Мы начинаем, следуя принятой нами практике краткого обзора основных данных исследования, в том виде, как они представлены в «Американском солдате». Случай 5(1, 258—275). Это исследование было обращено не кнор- мам продвижения по службе, которое определяется изменениями в штатном расписании организации, но к сфере продвижения: какие люди вероятнее всего должны быть продвинуты? Поскольку решение командира о продвижении по службе ни в коей мере не основано на объективной проверке способностей или исполнения своих обязан ностей рядовыми, на него могут серьезно повлиять личные отношения и мнения, играющие свою роль при принятии этого решения. В соответствии с этим Исследовательский сектор выдвинул такую гипо тезу: «единственный фактор, который едва ли можно исключить из суж дения офицера при выборе человека для продвижения по службе, — это его конформизм по отношению к официально санкционирован ным нормам военной морали» ( I , 259). Далее отмечается, и мы имеем возможность рассмотреть этот вопрос более подробно, что, «вынося субъективное суждение, командир части неизбежно навлекает на себя обвинения в фаворитизме, особенно в том, что поддается на уловки военнослужащих, наиболее искусных в «подхалимаже» ( I , 264). Опрос личного состава в трех группах военнослужащих имел сво ей целью выявление того, будут ли солдаты, которые выражали уста новки, соответствующие утвердившимся нормам военной морали, вследствие этого получать продвижение по службе в значительно бо лее высоких пропорциях, чем другие. Это положение постоянно получало подтверждения. Например, «из рядовых, которые в сентябре 1943-го сказали, что они не считают, что армейское управление было слишком строгим, 19% стали Pfc ' s в январе 1944-го, в то время как из других рядовых только 12% стали Pfc ' s » ( I , 261—262). Точно так же, когда солдаты в трех выборках были расположены согласно их бал лам в «квазишкале установок конформности», во всех трех группах постоянно обнаруживалось, что «именно тех, чьи установки были наиболее конформистскими, скорее всего именно вследствие этого продвигали по службе» ( I , 263) 41 . Теоретическое осмысление. Рассматривая эти опросы личного со става, мы хотим выявить некоторые связи между теорией референт ных групп и функциональной социологией, которые до сих пор оста вались имплицитными. Это исследование особенно хорошо служит такой задаче, поскольку данные этого исследования могут быть легко переформулированы на языке и той, и другой теории и, следователь но, соотнесены с более широким кругом поведения, чем рассматри ваемый в самих исследованиях. Ценность подобной переформулировки для социологической те ории, возможно, лучше всего видна в связи с независимой переменной «конформности». Очевидно, считается, что тип установки, опи санный в этом исследовании как конформистский, является экстре мальным выражением того, что обычно называют «социальной кон формностью». Ибо на языке социологии «социальная конформность» обычно означает конформизм по отношению к нормам и ожиданиям, существующим в собственной членской группе индивида. Но в этом исследовании конформизм относится не к нормам непосредственной первичной группы, состоящей из военнослужащих, но к совершенно иным нормам, содержащимся в официальной военной морали. Действительно, как показывают данные «Американского солдата», нормы внутренней группы солдат часто расходились с официальными армейскими нормами и нормами офицерского корпуса 42 . На языке теории референтных групп, следовательно, установка конформности по отношению к официальной морали может быть описана как позитив ная ориентация на нормы не-членской группы, которая принимается в качестве эталона. Подобная конформность по отношению к нормам внешней группы является, таким образом, эквивалентом тому, что обычно называют нонконформизмом, а именно нонконформизмом по отношению к нормам внутренней группы 43 .
Это предварительная переформулировка непосредственно ведет к двум взаимосвязанным вопросам, которые мы до сих пор скорее подразумевали, чем рассматривали явно. Каковы последствия (фун кциональные и дисфункциональные) позитивной ориентации на цен ности не своей группы, а чужой? И далее, какие социологические процессы инициируют, подкрепляют или сдерживают подобные ори ентации? Функции позитивной ориентации на не-членские группы, ожидаемая социализация. Рассматривая как можно более кратко возможные по следствия этого образца конформности к не-членским групповым нормам, целесообразно делать различие между его последствиями для ин дивидов, демонстрирующих то или иное поведение, для подгруппы, к которой они принадлежат, и для социальной системы, охватывающей и то и другое. Для человека, который принимает ценности группы, к которой он стремится, но не принадлежит, эта ориентация может обеспечить двой ную функцию: помочь приобрести вес в группе и облегчить приспо собление к группе после того, как он стал ее членом. То, что эта первая функция действительно выполняла свое назначение, является основ ным пунктом в выводах «Американского солдата»: у тех рядовых, кото рые принимают официальные ценности армейской иерархии, вероят ность продвижения по службе должна быть гораздо больше, чем у всех остальных. Гипотеза, относящаяся ко второй функции, до сих пор остается непроверенной. Но в принципе не трудно обнаружить эмпири чески, будут ли те люди, которые в процессе ожидаемой социализации принимают ценности не-членской группы, к которой они стремятся, быстрее приняты в группу, и легче ли они приспособятся к ней. Это требует создания показателей принятия в группу и приспособления к ней, а также сравнения, с точки зрения этих показателей, тех новичков в группе, которые предварительно ориентировались на групповые цен ности, с теми, которые не ориентировались на них. Конкретно в на стоящем случае это могло бы повлечь за собой сравнительное иссле дование среди рядовых, выдвинутых на более высокое звание, а имен но: как группа регулирует прием тех, кто готовится к возможному и ожидаемому изменению статуса, и тех, кто раньше твердо придерживался ценностей своей собственной внутренней группы рядовых. По казатели последующего приспособления можно было бы связать с по казателями прежней ценностной ориентации. Это и составило бы си стематическую эмпирическую проверку функциональной гипотезы.
Очевидно далее, что ожидаемая социализация является функциональной для человека только в относительно открытой социальной структуре, обеспечивающей продвижение по службе. Поскольку толь ко в подобной структуре может быть такая установочная и поведенческая подготовка к изменениям статуса, которая предшествует дей ствительным изменениям статуса в относительно большом числе слу чаев. Однако та же самая модель ожидаемой социализации могла бы быть дисфункциональной для человека в относительно закрытой со циальной структуре, где он мог бы не получить признания в группе, к которой стремится, и, вероятно, мог бы из-за своей внегрупповой ориентации потерять признание группы, к которой он принадлежит. Этот последний вариант рассматривается как тип маргинального челове ка, балансирующего на краю нескольких групп, но не принятого пол ностью ни в одной из них. Таким образом, часто изучаемый случай «маргинального челове ка» 44 и случай рядового солдата, который принимает официальную во енную мораль как позитивный ориентир, могут быть идентифициро ваны в функциональной теории референтно-группового поведения как частные случаи ожидаемой социализации. Особый случай — это обра зец маргинального человека в относительно закрытой социальной си стеме, в которой члены одной группы принимают в качестве позитив ных ориентиров нормы группы, из которой они принципиально ис ключены. Внутри такой социальной структуры ожидаемая социализа ция становится дисфункциональной для человека, ставшего жертвой стремлений, которые он не может претворить в жизнь, и надежд, кото рые он не может реализовать. Но, как показывают опросы личного со става, именно тот же самый вид референтно-группового поведения в относительно открытой социальной системе является функциональным для человека и хотя бы до некоторой степени помогает ему дос тичь статуса, к которому он стремится. Одно и то же референтно-груп повое поведение в различных социальных структурах имеет различные последствия.
Таким образом, мы считаем, что контакты между членскими груп пами (реальные или воображаемые) повышают позитивную ориен тацию на нормы не-членской группы, а ее функциональные или дис функциональные последствия, очевидно, зависят от относительно открытого или закрытого характера социальной структуры, в которой эти контакты происходят. И то, что на первый взгляд могло бы показаться вовсе не связанными или в корне отличными формами поведения (например, поведение таких маргинальных людей, как цветные или евразийцы, и поведение военнослужащих, принимаю щих ценности военного командования больше, чем свои собствен ные), после соответствующей концептуализации выглядят как част ные случаи референтно-группового поведения. Хотя ожидаемая социализация в открытой социальной системе может быть функциональной для индивида, она, очевидно, может быть дисфункциональной для сплоченности группы и слоя, к которым он принадлежит. Ибо приверженность абсолютно иным ценностям других групп означает отступничество от морали внутренней группы. И в соответствии с этим, как мы сейчас увидим, внутренние группы ре агируют на такие положительные ориентации по отношению к опре деленным нормам внешних групп, используя все способы социаль ного принуждения. С точки зрения большей социальной системы (армия как целое), положительная ориентация на официальную мораль выглядит функ циональной как поддержка легитимности и сохранения в целости структуры командования. (Вероятно, именно это имеет в виду «Аме риканский солдат», когда описывает эти конформистские установки как «благоприятные с армейской точки зрения».) Но, очевидно, для подтверждения этого суждения необходимы серьезные исследования. Возможно, например, что вторичный эффект от такой ориентации может быть настолько пагубным для сплоченности первичных групп военнослужащих, что их моральный уровень понизится. Конкретный исследовательский вопрос поможет уточнить проблему: будут ли под разделения с относительно большим, хотя и не составляющим боль шинства количеством солдат, позитивно ориентированных на официальные армейские ценности, чаще проявлять признаки аномии и личной дезорганизации (т.е. «нести потери без боя»)? В такой ситуа ции не служит ли личный «успех» конформистов (повышение по служ бе) только подавлению боевого духа других солдат, поскольку вознаг раждаются те, кто отстранился от морали их внутренней группы? В этих опросах, так же как в нескольких других, которые мы рас сматривали здесь (например, изучение солдатского мнения о спра ведливости их призыва в армию), референтно-групповое поведение, очевидно, соотносится с легитимностью, приписываемой институ циональной системе. Таким образом, солдат, который старше по воз расту и женат, вряд ли считает «справедливым» свой призыв в армию; большинство призванных считают «несправедливым», что продвиже ние, вероятно, основано на «личном знакомстве», а не на знаниях и так далее. Отчасти это очевидное акцентирование легитимности яв ляется, конечно, артефактом исследования: многие из вопросов, за данных солдатам, должны относится к их представлению о легитим ном или нелегитимном характере их положения или господствующей институциональной системы. Но такая направленность исследова тельского интереса, в свою очередь, была результатом наблюдений: солдаты действительно в значительной степени интересовались воп росами институциональной легитимности, на что часто указывали непроизвольные замечания военнослужащих 45 . Это следует подчеркнуть, так как недостаток легитимности соци альной организации кажется функционально связанным с референт но-групповым поведением. Он, очевидно, влияет на весь диапазон типичных межгрупповых и межличностных сравнений. Например, если структура жесткой системы стратификации в целом определяет ся как легитимная, если права, привилегии и обязанности каждого слоя в целом рассматриваются как морально справедливые, следова тельно, люди в каждом слое будут реже рассматривать положение дру гого слоя как контекст для оценки своей собственной участи. Скорее они ограничат свое сравнение другими членами своего собственного или соседнего социального слоя. Но если система стратификации оспаривается, то члены некоторых слоев должны чаще противопостав лять своей собственной ситуации ситуацию других слоев и в соответствии с этим формировать свои самооценки. Такие различия в структуре систем и в степени легитимности, относящейся к их устройству, помогают объяснить часто отмечаемый факт, что степень неудовлетворенности своей участью часто меньше у людей из чрезвычайно угнетаемых социальных слоев в соответственно жесткой социальной системе, чем среди тех слоев, которым, очевидно, «лучше» в более мобильной социальной системе. Во'всяком случае, круг групп, принятых в качестве эффективного основания для сравнения различных социальных систем, может оказаться тесно связанным со степенью, в которой легитимность приписывается господствующей социальной структуре.
Хотя еще многое осталось несказанным, но уже достаточно оснований для предположения, что образец ожидаемой социализации может иметь различные последствия для людей, которые его демонстрируют, для групп, к которым они принадлежат, и для социальной структуры, включающей их в себя. Пересмотрев данные опросов о вознаграждении солдат за конформизм, мы можем определить некоторые новые типы проблем, которые предполагают более всесторонний функциональный анализ подобного референтно-группового поведения. Например:
Социальные процессы, поддерживающие и подавляющие позитивные ориентации на не-членские группы. В ходе рассмотрения функций ожи даемой социализации мы иногда намекали на социальные процессы, которые поддерживают или подавляют этот образец поведения. По скольку эти процессы являются центральными в теории референтно-группового поведения и поскольку именно эти данные трудно найти в обзорном материале по установкам (который главным образом ис пользуется в «Американском солдате»), они заслуживают дальнейшего рассмотрения. Как мы видели, то, что с точки зрения индивида является ожида емой социализацией, с точки зрения группы, членом которой он со стоит, истолковывается как отступничество и нонконформизм. В той степени, в которой человек отождествляет себя с другой группой, он. отчуждает себя от своей собственной группы. И хотя многие поколе ния социологов изучали групповую сплоченность, они не уделяли систематического внимания ее оборотной стороне — групповому от чуждению. Если же они его рассматривали, то ограничивались таки ми специальными вопросами, как иммигранты второго поколения, конфликт лояльности по отношению к группе и по отношению к се мье и т.д. В большой степени этот вопрос был оставлен для литера турных обозревателей, которые могли рассмотреть драму, присущую ситуации ренегатов, предателей и дезертиров. Ценностно-нагружен- ные дополнительные значения этих терминов, используемыми для описания идентификации с группами иными, чем своя собственная, определенно предполагают, что эти образцы поведения обычно рассматриваются с точки зрения членских групп. (Хотя вероотступник одной группы может быть новообращенным в другой.) Поскольку каждая группа полагает, что ее члены будут лояльны (иначе незави симо от действия она не носит характер группы), перенос лояльности на другую группу (особенно на группу, действующую в той же самой сфере экономики или политики) рассматривается в первую очередь в аффективных терминах чувств, а не в беспристрастных терминах анализа. Ренегат, или изменник, или карьерист (как бы их ни называли) чаще становится объектом поношения, чем объектом социологичес кого изучения. В рамках теории референтных групп, не связанной с языком эмо ций, у социолога появляется возможность идентифицировать и ло кализовать предательство, измену, ассимиляцию иммигрантов, клас совую мобильность, социальное восхождение и т.д. как разнообраз ные формы идентификации с не-членской группой. При этом мы получаем возможность изучать их не как абсолютно специфические и не связанные друг с другом формы поведения, но как различное выражение сходных процессов при достаточно разных условиях. Воп рос о переносе лояльности людей из высших классов от своего соб ственного класса к низшему классу (был ли это предреволюционный период во Франции XVIII века или в России XX века) принадлежит той же самой группе социологических проблем, что и более знако мый нам вопрос об идентификации людей из низшего класса с высшим классом; этот предмет довольно поздно начал привлекать вни мание социологов в обществе, где вертикальная социальная мобиль ность является установившейся ценностью. Несмотря на такие ак центы в нашей культуре, феномен «высших», принимающих ценности «низших» (как и многие референтно-групповые феномены), заслуживает дальнейшего исследования не меньше, чем феномен «низ ших», которые стремятся стать «высшими». При таком отступничестве от внутренней группы может оказаться, как это часто предполагают, что человек остается в группе только но минально и что он лишь слегка включен в ее сеть социальных отношений, но позитивно ориентирован на не-членские группы. Но даже если это утверждение в целом верно, оно является статичной корреляцией и, следовательно, только частичным объяснением. На самом деле необходимо исследовать тот процесс, благодаря которому такие корре ляции поддерживаются. Делая вывод из некоторых качественных дан ных в «Американском солдате» и из других исследований отречения от своей измены, мы полагаем, что между ухудшением социальных отно шений в группе и позитивными установками на нормы не-членской группы существует постоянное и нарастающее взаимодействие. То, что человек переживает как отчуждение от группы, членом которой он является, его товарищи склонны переживать как отступ ничество от группы, и это обычно вызывает враждебную реакцию. Поскольку социальные отношения между человеком и остальной груп пой ухудшаются, нормы группы становятся для него менее обязатель ными. А так как он постепенно отдаляется от группы и за это она его наказывает, маловероятно, чтобы он получил вознаграждение за преданность групповым нормам. Однажды возникнув, этот процесс, по- видимому, движется к нарастающему отделению от группы — и с точ ки зрения установок и ценностей, и с точки зрения социальных отно шений. И в той степени, в какой человек ориентируется на ценности внешней группы, возможно, поддерживая их словесно и выражая их в действии, он только расширяет пропасть и усиливает враждебность между ним и его товарищами по внутренней группе. Взаимосвязь меж ду разобщением и постепенным отчуждением от групповых ценностей может послужить для человека двойной мотивацией ориентиро ваться на ценности другой группы и присоединиться к ней. Остается выяснить вопрос об объективной возможности присоединиться к ре ферентной группе. Если возможность является ничтожной или от сутствует, то отчужденный человек становится социально незакреп ленным. Но если социальная система допускает подобные измене ния в групповом членстве, то человек, отстраненный от одной группы, все больше ориентируется на принадлежность к другой. Это гипотетическое объяснение отстранения и отчуждения, кото рое, конечно, только слегка затронуло процессы референтно-группо вого поведения, требующие дальнейшего изучения, по-видимому, при близительно соответствует качественным данным в «Американском солдате», где описаны те, кого называли «подхалимы», «подлизы», «выслуживающиеся». Выдержки из дневника рядового военнослужащего иллюстрируют взаимосвязь между отступничеством и отчужде нием: ориентированный вовне человек слишком усерден в верности официальной морали. Групповую враждебность, выраженную в на смешках, вызывают слова, произнесенные К. и С: «Лейтенант сказал, что вы должны работать». После насмешек над ними: «Все должны под лизываться», — они начинают отдаляться от группы. «Остракизм стал очевидным, люди стали избегать их компании, только некоторые были дружелюбны». Они чаще общаются с людьми, представляющими нечленскую референтную группу: «У, С и К «подлизывались» все утро, крутились вокруг лейтенантов и задавали бодрые вопросы». В этом крат ком описании хорошо просматривается действие внутригрупповой ориентации, нарушающей позитивную ориентацию на официальную мораль 46 , а также процесс, в ходе которого эта ориентация развивается у тех, кто принимает эту мораль в качестве главного референтного ориентира, рассматривая свои связи с внутренней группой как менее значимые.
Делая выводы из осмысления этих опросных исследований по конформизму и мобильности, мы полагаем, что есть возможность для исследования последствий различных образцов референтно-группо вого поведения и для изучения их определяющих факторов. Более того, социология изучает последствия, которые имеют значение не только для людей, чье поведение рассматривается, но и для групп, в которых они состоят. Мы рассмотрели вероятность того, что степень, до которой структура этих групп и статус их членов признается леги тимной, может определить круг групп или слоев, которые они обыч но принимают в качестве эталона для оценки их собственного поло жения. И, в заключение, эти опросы привлекают внимание к необхо димости тщательного изучения тех процессов в групповой жизни, ко торые поддерживают позитивные ориентации на не-членские группы или мешают им, что приводит к соединению теории референтных групп и современных теорий социальной организации. Психологические и социальные функцииВ нашем предшествующем обзоре мы старались провести разли чие между последствиями позитивной ориентации на не-членскую группу для индивида, для членской группы и для большой социаль ной системы. Если, как мы допустили, установленный образец пове дения обычно имеет такие разные последствия, его можно результа тивно исследовать как с психологической, так и с социологической точки зрения. Иногда «Американский солдат» анализирует поведение только с точки зрения психологической ориентации. Но в неко торых из этих примеров ту же самую ситуацию полезно было бы пе ресмотреть с точки зрения ее значения для теории функциональной социологии 47 . Это не говорит о том, что социологическая ориентация неизбежно «превосходит» психологическую или противоречит ей. Но они действительно различны. И, рассматривая эти материалы из раз личных перспектив, отличающихся от тех, которые есть в самом тек
Случай 6 ( II , 272—284). Среди случаев, демонстрирующих явную психологическую ориентацию, имеется краткое сообщение о пере живаниях людей в лагерях для новобранцев, армейских гарнизонах, через которые они проходят после учебных частей и перед размеще нием во фронтовых подразделениях, нуждающихся в пополнении сво его личного состава. Авторы рисуют живой психологический портрет лагеря для новобранцев: лагерь — это «неиссякаемый источник пси хологического расстройства», постоянный кадровый состав лагеря руководит новобранцами массово и безлично, новобранцы имеют только статус «ожидающих назначения» и испытывают недостаток «социальных связей, которые могли бы обеспечить их поддержку, у них отсутствуют гарантии безопасности, обеспечиваемые обладани ем установленной нишей в какой-либо организации». Вероятно, «наиболее бросающаяся в глаза характеристика лагерной жизни... в том, что такая ситуация приводит в состояние тревожной неопреде ленности без возможности разрядить напряжение» ( II , 274). Одно из последствий лагерных испытаний заключалось в том, чтобы но вобранцы «приветствовали практически любое постоянное назна чение». Хотя это не означало, что они одобряют сами по себе бое вые действия, но «даже в этом отношении... завершение тревожной неопределенности, вероятно, в некотором отношении означало пси хологический выигрыш. Новоиспеченный фронтовик мог сказать себе: к лучшему или худшему, но «это нечто определенное» ( II , 176). Исследовательский сектор, следовательно, был в основном занят вопросом: каково воздействие этого опыта на новобранца? Но те же самые данные подразумевают совсем другую проблему; с точки зре ния функциональной социологии, проблема состоит не в воздействии лагеря на новобранца, а в воздействии лагеря на его последующее включение в фронтовую группу. Функциональный анализ этой ситуации можно начать с концептуализации социальной роли лагеря новобранцев, который подпада ет под категорию организации, созданной для передвижения людей из одной группы в другую. Как правило, после того как дается более обоб щенное описание какой-либо ситуации, другие ситуации, считающи еся различными на уровне здравого смысла, начинают рассматривать ся как частные случаи той же самой категории. Материалы, разме тенные на многочисленных страницах «Американского солдата», Дают много хороших примеров, иллюстрирующих один общий для них образец перехода из одной группы в другую: например, лагерь новобранцев в этом отношении, по существу, ничем не отличается от сборного пункта, в котором солдаты ожидают нового назначения и который представляет собой промежуточный этап между боевой час тью и новым размещенным на родине гарнизоном. Кроме того, со циологи давно интересовались стандартными социальными образца ми, обеспечивающими переход от одной группы к другой в различ ных институциональных областях, например, переход выпускника средней школы на первый курс колледжа. Считается, что личные и социальные трудности, связанные с подобным переходом, возникают главным образом благодаря двойственности этого процесса, который сопровождается разрывом пре жних групповых связей (или перемещением их на второе место) и созданием новых групповых связей. Это в некотором смысле срав нимо с процессом первоначальной абсорбации призывника в его первом армейском подразделении со всеми сопутствующими непри ятностями формирования групповой структуры. Но в этом конкрет ном случае человеку легче приспособиться, поскольку это не явля ется его особой личной проблемой. Любой член новообразованной группы испытывает сходные проблемы, является ли он студентом первого года колледжа или неопытным армейским новобранцем. Однако если человек был членом одной группы, то его переход в другую, уже сложившуюся группу является совсем иной проблемой (на которую может пожаловаться любой ребенок, переведенный из одной школы в другую в середине учебного года). В этом случае его первоначальное положение в новой группе часто вызывает укрепле ние старых связей — его старые друзья, его прежние учителя, его ста рая школа оказывают несоразмерно большее влияние. Во многом это тот же самый феномен, как тот, когда солдаты отозваны из своих пре жних военных подразделений и размещены в новых гарнизонах на родине. Одно из исследований в «Американском солдате» сообщает, что в подобном месте для призванных на действительную службу име ет особое значение возможность «сохранять военные знаки различия их прежних соединений» ( II , 507—508), — так же как для внезапно переведенного школьника особое значение имеет укрепление пре жних групповых связей. Оба примера отражают сопротивление разрыву прежнего членства в группе. Один школьник не может разру шить единство новой группы*, и со временем он обычно принимается в общий ряд. Но если значительное число новичков с их привер женностью старым школьным связям противостоит группе, нам вполне может понадобиться создание «учебного лагеря», чтобы предупре дить дисфункциональные последствия того вызова, который они бро сают единству группы. Точно такая же проблема существует в армии. Будучи созданным на достаточно непрочных основаниях, единство армейского подразделения может быть серьезно нарушено благодаря введению значительного числа новичков, если их привязанность к пре жней группе не разрушена до их поступления в новое подразделение.
Таким образом, с точки зрения облегчения абсорбации новобран цев в фронтовой группе, новой для них, а также с точки зрения их потенциального влияния на группу, в которую они вступают, может существовать функциональное требование не переводить их непос редственно из учебной части в часть, с которой они вскоре вступят в бой. Одна из альтернатив, которая была фактически применена на практике в течение военных лет: пропустить заново обученного сол дата через лагерь новобранцев. Тем самым лагерь новобранцев, возможно, выполняет латентную функцию: вероятно, он помогает раз рыву прежних групповых армейских связей у солдата, облегчая им таким образом абсорбаци ю в их фронтовых частях; Во многом тем же самым способом, которым кессонщик приспосабливается к нормальному атмосферному давлению в конце рабочего дня, проходя под во дой через декомпрессионную камеру, так солдат «дегруппируется», проходя через лагерь новобранцев. Это покажется еще более важным, если иметь в виду скорость, с какой новобранцы были действительно посланы в бой после присоединения к боевой части. В одном иссле довании было обнаружено, что половина новобранцев-пехотинцев вступила в бой менее чем через три дня после их присоединения к части. Другими словами, исключительная психологическая тревожность, отмеченная Исследовательским сектором как характеристика лагер ной жизни, может также быть рассмотрена как поведенческий показатель состояния временной «безгруппности». Но что бы ни подчерки валось — лежащий в основе социологический феномен безгруппнос ти или внешняя и очевидная психологическая тревожность, функци ональная социология могла бы проследить их организационные по следствия, то есть их воздействие на вступление новобранца в самую важную для него армейскую группу — ту часть, с которой он вступит в бой 48 . Эта тревожность, сопровождающая процесс утраты группы, впол не может быть дисфункциональной для отдельного солдата в то вре мя, когда он ее испытывает, и для нескольких солдат; она вообще может иметь серьезное влияние на их личную адаптацию. Однако тот же самый процесс утраты группы может иметь функциональные по следствия для других организационных общностей, особенно для фронтовых частей, в которых новобранцы, утратившие принадлеж ность к какой-либо группе, абсорбируются гораздо легче 45 . Эмпирическую проверку этой гипотезы можно сделать, применив методику, использованную в исследовании отозванных из своих подразделений (см. предшествующую сноску). Для каждого уровня привязанности солдат к их прежнему подразделению следует определить, во-первых, будет ли больший период, который люди провели в лагере новобран цев, более эффективным для того, чтобы они сами отказались от сво его прежнего группового единства; и, во-вторых, будут ли те солдаты, которые были таким образом «дегруппированы», затем более эффективно приняты в их фронтовые части. Эта проблема может быть свя зана с более общей проблемой факторов или процессов, влияющих на переход от старой к новой членской группе. И в определенной сте пени это можно дополнить тонким анализом лагеря новобранцев, представленным в «Американском солдате».
Концепты, родственные теории референтных группРанее мы упоминали, что определенные факты референтно-группового поведения были отмечены задолго до того, как термин «рефе рентная группа» был введен Хайменом в его важном исследовании 1942 года 50 . Так, полвека назад Дюбуа заметил: «Белый житель Филадель фии с доходом $ 1500 в год может называть себя бедным и живущим скромно. Негр с доходом $ 1500 в год относится к богатейшим людям своей расы и, соответственно, должен обычно тратить больше, чем его белый сосед, на квартирную плату, одежду и развлечения 51 . Но хотя тот специфический факт, что самооценки соотносительны с «этой» групповой системой координат, отмечался довольно часто, это не было сформулировано в понятиях достаточно общих, чтобы привес ти к систематическому осмыслению этого факта. Понятие «референт ная группа» является полезным не потому, что само это понятие по могает объяснять поведение, но потому, что оно не позволяет нам игнорировать этот компонент самооценки. Именно обобщенность этого понятия приводит к осознанию сходства во внешне различном поведении. Это можно как считать, так и не считать вызывающим возражения, принимая во внимание осознанное представление об армии как об иерархии. Но, кажется, есть определенные доказательства, что рядовые солдаты (сформировавшись в культурной системе, которая развивает ценность демократического равенства) выполняют свои обязанности лучше, когда они уверены, что дистанция между ними и их командирами не яв ляется непреодолимой, когда они понимают, что их офицеры имеют относительно мало привилегий, которыми солдаты не обладают, и так далее (1, 369). Но в других случаях функциональные последствия процесса дегруппировки для армейских целей могут во многом перевесить временные дисфункциональные результаты для человека, заброшенного в лагерь для новобранцев. С точки зрения точно определенного понятия социальной технологии, можно вывести рекомендации для распространения понятия «дегруппировка» вплоть до создания положения о подобных промежуточных органи зациях или статусах в различных институциональных инструкциях. Но это заранее допускает исключительный интерес к цели организации — например, возрастающей эф фективности военного механизма. — Примеч. автора.
Помимо этих отдельных наблюдений в социологии и социальной психологии, существовало несколько развивающихся концептов, ко торые в настоящее время обещают соединиться с функциональной теорией референтно-группового поведения. Каждый из них в опре деленной степени внес свой большой вклад, но с ретроспективной точки зрения поразительнее всего то, что по большому счету их взаимосвязь до сих пор не осмыслена. Это, как известно, концепция внутренней и внешней группы, сформулированная Самнером, идеи социальной личности, развиваемые Джеймсом, Кули и Мидом, более современные исследования по референтно-групповому поведе нию, представленные в работах Хаймена, Шерифа и Ньюкома, и довольно многочисленные специальные исследования по конкретным проблемам человеческого поведения — окультуриванию, ассимиля ции, маргинальной личности, социальной мобильности, множе ственности ролей, конфликтам лояльности, перекрестным давлени ям и тому подобное. «Негр-профессионал или духовное лицо часто испытывает сильное побуждение, чтобы вести себя как человек, принадлежащий к высшему классу негритянской группы, и в то же самое время выступать в роли принадлежащего к среднему классу профессио нала или «белого воротничка» в обществе в целом». И он продолжает свою мысль, что в действительности изменение системы социальных отношений (возрастающая интеграция «в большее сообщество») нарушает равновесие в соответствующих рефе рентных группах. Он замечает: «Чем сильнее негр-профессионал (будь то мужчина или женщина) или духовное лицо интегрируется в большое сообщество, тем больше он избегает обязанностей представителя высшего класса в негритянской группе и может ориентировать свое поведение в соответствии со своим статусом среднего клас са». Ibid ., 300 [курсив мой]. Достаточно интересно, что технические проблемы в разработке выборок для опроса общественного мнтняусиливают внимание к тому же самому факту, что эко номический статус соотносится с распределением доходов окружающего сообщества. Таким образом, «собственник маленького обувного магазина в Дубьюке (штат Айова), женатый, не имеющий детей и получающий доход 5000 долларов в год, считает себя сопоставимым с процветающими людьми города... Он считает себя в экономическом отношении близким к «верхушке пирамиды» в Дубьюке. Его знакомство с другими преуспевающими людьми склоняет его рассматривать свою судьбу как наи более близко связанную с судьбой наиболее преуспевающих людей в других мес тах... Дайте те же самые 5000 долларов годового дохода помощнику продавца, кото рый живет в Нью-Йорке и имеет двух дочерей школьного возраста, и вы обнаружи те, что он не считает себя принадлежащим к тому же экономическому уровню, что и торговец обувью в Дубьюке, он не имеет таких же мнений и не принимает таких же решений по многим важным вопросам, как этот человек». Elmo Roper , « Classifying respondents by economic status », Public Opinion Quarterky , 1940, 4, 270; см. также S . S . Wilks , « Representative sampling and poll reliability », ibid ., 263: «Оклад в 3000 долларов в год в маленьком городке в Арканзасе означает одно положение, а 3000 долларов годового оклада в Нью-Йорке означают совсем другое положение. Проблема экономи ческого статуса в выборочном исследовании трактуется в настоящее время на отно сительной основе в каждом выбранном населенном пункте. — Примеч. автора. Люди различным образом ориентируются на группы, которые являются внешними по отношению к их собственной. Этот общий и в краткой форме ничего не объясняющий факт был схвачен в терминологии, предложенной Самнером для различения между «своими», мы-группой, или внутренней группой, и всеми «остальными», или группами чужих, внешними группами 52 . Самнер продолжил описа ние отношений между этими типами групп. По существу, согласно этим несколько незрелым наблюдениям, внутренняя группа дости гает состояния согласия и упорядоченности, тогда как отношение к внешней группе, напротив, является враждебным, грабительским и эксплуататорским. Что дело обстоит именно так (при неуточненных обстоятельствах), Самнер смог продемонстрировать в многочисленных иллюстрациях, взятых из истории и этнологии. Но, принимая описательный, а не аналитический подход, он неизбежно сгладил и завуалировал другое очевидное обстоятельство: при определенных условиях внешняя группа становится основой позитивного, а не только враждебного отношения 53 и социология как наука обязана определить, при каких условиях существует та или другая ориентация на внешнюю группу. Короче говоря, первоначальное разделение групп на внешние и внутренние вплотную подвело Самнера к открытию ряда проблем, относящихся к теории референтно-группового поведения. Однако в этом направлении, открывающем путь к развитию теории референт но-группового поведения (в принципе проложенный работами Сам нера, опубликованными в 1906 году), не было сделано систематичес ких исследований.
Обобщая множество фактов, мы не слишком преувеличим, сделав вывод, что теоретические положения Джеймса, Кули и Мида также оставались совсем неразвитым в течение 30 лет и более. При этом имен но социологи рассматривали их концепции не как начало, но как фак тическое завершение, постоянно цитируя и иллюстрируя примерами введенные ими представления о множественности «Я», зеркальном отражении собственного «Я», реакции на значимые жесты «других», и так далее. И поскольку слова предшественников стали заключитель ными словами, немногое было создано на основе их проницательных предположений. Их уважали, но не так, как оказывают почет своим предшественникам люди науки, расширяя и разрабатывая их форму лировки на основе кумулятивно развиваемых проблем и систематичес ких исследований, связанных с этими проблемами, атак, как чествуют своих предшественников литераторы, постоянно цитируя «классичес кие места» из работ мастеров. Некоторые социальные психологи (особенно Хаймен, Шериф и Ньюком 54 ) отчасти развили эту теорию, разработав такие эмпиричес кие исследования, которые были связаны с теоретическими характе ристиками референтно-группового поведения по принципу обратной связи. И поскольку эти данные были систематическими, а не случай ными, они вскоре столкнулись со многими из тех теоретических про блем, которые возникли на основе исследований «Американского солдата». Исследование Ньюкома, в частности, сосредоточилось не только на референтно-группововых контекстах установок, представ лений и оценок, но также рассматривало социальную организацию, которая воздействует на выбор референтных групп. Исследования «Американского солдата» принадлежат этой пос ледней линии развития, состоящей из бесчисленных эмпирических исследований, очевидно, различных типов поведения, которые тем не менее предполагают сходные социальные и психологические про цессы. Поскольку у социологов есть некоторые, хотя не вполне достаточные методы для исследования референтно-группового поведения в повседневной жизни, им не нужно изучать только вымышлен ные ситуации в стенах социально-психологической лаборатории, ос тавляя в стороне установившиеся вне этих стен социальные отноше ния, которые влекут за собой формирование групп в обществе. Толь ко в узком и с точки зрения теории поверхностном смысле армейское выслуживание рядового ради продвижения по службе можно расценить как отличающееся от поведения иммигранта, ассимилирующего цен ности местной группы, или человека из нижних слоев среднего класса, ведущего себя в соответствии со своими представлениями об образцо вом поведении высших слоев среднего класса, или мальчика из района трущоб, ориентирующегося скорее на ценности служащего благотво рительного учреждения, чем на ценности уличной банды, или студен тки из Беннингтона, отвергающей консервативные убеждения своих родителей, чтобы принять более либеральные идеи своих подруг по колледжу, или католика из низшего класса, изменяющего образцу сво ей внутренней группы, отдавшего свой голос за республиканцев, или французского аристократа, вступившего в ряды революционной груп пы того времени. Несмотря на то что возможны различия в деталях, эти формы поведения не являются полностью обособленными, соот ветственно «подчиняющимися» юрисдикции социологии военной жизни, расовых и этнических отношений, социальной мобильности, преступности (или «социальной дезорганизации»), социологии об разования, политической социологии и социологии революции.
Подобное условное разграничение с точки зрения внешне различ ных сфер человеческого поведения скрывает сходство социальных и психологических процессов, которое изучают более абстрактные концепции, такие как теория референтных групп. Как мы увидели из таб лицы переменных в первой части этой главы, комбинация элементов может отличаться, давая, таким образом, начало очевидно различным формам поведения, но они будут тем не менее только различным вы ражением сходных процессов при различных условиях. Они все пред ставляют проблемы людей, старающихся идентифицировать себя с референтной группой, к которой они стремятся или членами которой они уже стали. И, таким образом, все виды наблюдаемого поведения могут в принципе быть выведены из нескольких относительно общих поня тий, объединяющих их все, а не из различных терминов, скрывающих их сходство, например «продвижение», «ассимиляция» (и «окультури вание»), «классовая борьба» (и «конформизм»), «социализация», «со циальные отклонения», «предательство» или упомянутая «относитель ная утрата», «ролевой конфликт», «разнонаправленное воздействие» или «ложное сознание». Раннее развитие теории референтной группы наполнено примерами, когда отдельные исторические события в обществе заставили социологов сосредоточиться на той сфере социального поведения, в которой начинали осознаваться образцы референтно-группового по ведения. Так, исследования по ассимиляции (которая является, очевидно, процессом, в котором существует сравнение с культурой не членских групп) были ускорены волнами иммиграции в нашу страну и последующими муками абсорбации людей, воспитанных в разных культурах. Точно так же возросший социологический интерес к мобиль ности социальных классов и «ложному сознанию», посредством которого люди отождествляют себя с классом, «к которому они не принадлежат», по-видимому, отчасти является реакцией на общественное обсуждение классов и на преувеличенное значение классового конфлик та. В подобных случаях социологический выбор предмета исследования был скорее продиктован конкретными практическими проблемами, чем требованиями систематической теории. В результате сложилась четко выраженная тенденция: объяснение оставалось тесно связанным с рассматриваемой исследователем конкретной сферой поведения. Ха рактерные понятия, присущие каждой сфере, создавались как отдель ные и почти независимые друг от друга средства анализа, а их теорети ческие совпадения и связи часто упускались из виду. Специализация исследований, являющаяся результатом их направленности на конкретные практические проблемы, вызванные социальными изменени ями, иногда осуществлялась за счет более общего содержания теории. Внимание социологов привлекали конкретные ситуации, вводились конкретные понятия, но задача их теоретической консолидации толь ко начала ставиться. Хотя в нашем кратком обзоре проблем об этом результате говорит ся только мельком, приведенных выше примеров вполне достаточно, чтобы предположить, что они представляют собой не обособленные формы социального поведения, но конкретные проявления лежащих в их основе образцов референтно-группового поведения 55 . Возможно, если специальные исследования проследят теоретические связи между этими формами поведения, они разовьют одну из тех теорий среднего уровня, которые консолидируют гипотезы, в противном случае оставшиеся бы разъединенными, и эмпирически установленные черты сходства. Широкая, более содержательная теория означала бы, что ис следования, изучающие способы приспособления иммигрантов, вно сят свой вклад в ту же самую теорию, которая поможет организовать дальнейшее развитие других исследований, например, факторов социальной мобильности. И эти шаги к объединению могут привести к бо лее быстрому кумулятивному росту теории референтных групп, так как исследования в различных областях человеческого поведения начнут взаимно стимулировать и поддерживать друг друга. По крайней мере именно таково значение этого предварительного обзора концепций ре ферентной группы, используемых в «Американском солдате».
|
|||
|
© uchebnik-online.com |