Перечень учебников

Учебники онлайн

Глава 1
Кратология как наука и общая система знаний о власти

В жизни и науке всегда рано или поздно приходит пора очередного назревшего шага. Он может оказаться гигантским, величественным или обычным, внешне не очень и приметным, но нужным. Ныне к такому шагу и рубежу (а его весомость, роль и последствия будут оценены уже вскоре) мы практически подошли. И как ни странно, как ни удивительно, сфера такого шага очень важна и заметна — это власть.

1. Необходимость самостоятельной науки о власти

Сегодня нужно сконцентрировать, упорядочить, привести в научную систему знания о власти и сделать их достоянием наших современников во имя более организованной, культурной, цивилизованной, обеспеченной и, как мечталось многим, лучшей, счастливой и свободной жизни.

В самом деле, задумаемся.

Власть существует издавна во множестве видов, проявлений и модификаций. Властителей было множество в прошлом и есть в настоящем. Претендентов на эти роли всегда было много и будет еще больше. О власти, властях и правителях написана масса книг, статей, драм, комедий, трагедий. Создаются конституции, издаются законы, указы, постановления, принимаются декларации, заключаются договоры, провозглашаются манифесты, программы и т. д.

Однако собственно самой науки о власти, как таковой, самостоятельной современной науки со своей собственной системой представлений, понятий, отраслей знаний пока еще все-таки нет. Даже наука о политике, которая вошла в нашу жизнь лишь в конце 80-х годов, не может заменить науку о власти. Политика, будучи производной от власти, являясь ее функцией, характеризуя основные направления деятельности власти, конечно же вправе иметь собственную науку. Но не дело науки о политике (политологии) заслонять и принижать науку о власти. Каждому — свое. И если всерьез говорить о соотношении и соподчинении областей знаний, то политологию следует расценить как составную часть кратологии, сопутствующую ей, исходящую из ее идей и представлений.

В свое время немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920) в работе "Политика как призвание и профессия" (1919) писал: "Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем".

М. Вебер допускал, что "...политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами или внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает". "Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным и эгоистическим), либо к власти "ради нее самой", чтобы наслаждаться чувством, которое она дает". Вебер также отмечал, что "главное средство политики—насилие". .

Таким образом, политика — дело серьезное, и заниматься ею нужно обязательно. Она связана и с властью. Но политике — свое, а власти— свое.

Санкт-петербургские ученые В. Д. Виноградов и Н. А.Головин,представляя читателю свою книгу "Политическая социология", пишут:

"В учебном пособии сделана попытка представить политическую социологию как науку, которую интересует взаимовлияние, взаимодействие индивидуумов, социальных общностей, политических институтов по поводу возникновения, распределения и функционирования власти.

Цели своей авторы достигают. В главе 3 "Власть, ее носители и функции в обществе" они интересно и содержательно характеризуют власть. Но почему же при столь активном, заинтересованном подходе не сделать еще одного шага вперед — прямо поставить вопрос о необходимости самостоятельной науки о власти?

А не ставится и не решается этот вопрос среди прочих причин еще и потому, что слишком глубоко внедрили нам в сознание в советские времена преклонение перед собственно политикой — политикой партии, перед политической жизнью, политической системой общества. Эти установки, в свою очередь, позволяли выпячивать роль политики и отводить внимание от власти, прежде всего от государственной власти, скрывать такое фактически недемократическое явление, когда реальная власть была сосредоточена не в органах государства, не в органах самой Советской власти, а находилась в руках партии, ее Политбюро.

Теперь же пришло наконец время делать главный упор на власть, и прежде всего власть конституционную, государственную, и науку о власти. Каждому, кто подошел к пониманию роли и значения власти,порасделать этот назревший шаг вперед.

В "Энциклопедическом социологическом словаре"в статье "Власть" Л. С. Мамут обоснованно отмечает: "Пристальное изучение многообразных проблем власти неизменно сопутствует всей истории мировой социально-философской и политико-юридической мысли. В ходе исследования этой проблематики выдвинуты самые различные, нередко конкурирующие трактовки генезиса и природы власти, методики ее анализа, характеристики взаимосвязей с другими общественными явлениями. Разработка цельной развернутой научной теории власти, адекватно описывающей и объясняющей власть во всех ее частях и аспектах, продолжает оставаться важной актуальной задачей обществоведов".

Данная книга, а также другие наши публикации в течение последних десяти лет предлагают целостную, логично выстроенную и обоснованную научную теорию власти. Это и есть убедительный ответ на запрос времени.

В самом деле, сколь же велик объем назревших теоретических изысканий в сфере изучения власти, если только один лишь перечень типов, видов, форм, проявлений феномена власти требует многих страниц. В подтверждение этого мы предлагаем читателю поразмышлять над следующим далеко не исчерпывающим перечнем:

  • власть отца (родителей), общества, государства, церкви;
  • власть монархическая или республиканская;
  • власть народа;
  • единоличная власть (монарха, личности, лидера);
  • власть коллегии (дуумвирата, триумвирата);
  • власть выборная, наследственная, традиционная, узурпированная, смешанная;
  • власть монарха (императора, царя, короля,князя, шаха, эмира, графа, герцога, фараона и т. д.);
  • власть президента, парламента, сената, конгресса, правительства;
  • власть патриарха, папы римского, примаса, имама;
  • власть вождя, фюрера, дуче;
  • власть партий;
  • власть над народом, над населением, над нацией, над гражданами;
  • власть в организации, органе, учреждении, фирме, семье;
  • власть общегосударственная, федеральная, центральная, республиканская, губернаторская, региональная, области, штата, местная, городская, районная, окружная, муниципальная, аппарата, номенклатурная;
  • власть первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая;
  • власть международная, планетарная, национальная (государственная), экономическая (хозяйственная), социальная, политическая, духовная, информационная;
  • власть государственная, гражданская, материальная,научная, военная, полицейская, карательная;
  • власть представительная, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная, избирательная, учредительная;
  • власть по формам осуществления: господство, руководство, управление, организация, контроль;
  • власть по формам проявления: законная, принудительная, вознаграждающая, коммуникационная, компетентная;
  • власть официальная, фактическая, реальная, демократическая, выборная, легитимная, харизматическая, назначаемая, экспертная, номинальная, формальная, культурная, цивилизованная, "третья", "четвертая", "пятая" и т. д., альтернативная, коррумпированная, антинародная, консервативная, бюрократическая, кастовая, элитная, деспотичная, несправедливая, тоталитарная, тираническая, охлократическая, закулисная, тайная, "телефонная", "карманная";
  • власть абсолютная, безраздельная, неограниченная,тотальная, ограниченная;
  • власть универсальная, высшая, блистательная, высокая, независимая, диктаторская;
  • макровласть, мегавласть, мезовласть, микровласть, минивласть;
  • власть центральная, местная, первичная;
  • власть на постоянной основе, стабильная, традиционная, временная;
  • протовласть (провласть, предвласть), примитивная, рождающаяся, обретающая жизнь;
  • власть формируемая, становящаяся на ноги, обретающая силу, опирающаяся на закон;
  • развивающаяся власть: крепнущая, набирающая силу, формирующая законодательство, приобретающая социальную опору;
  • развитая власть: зрелая, справедливая, сильная, уверенная в себе, авторитетная, почитаемая, образцовая, активная, эффективная, инициативная, решительная, твердая, монолитная, крепкая, устойчивая, торжествующая, надежная, созидательная;
  • слабеющая власть: полувласть, упущенная, жиреющая, дряхлеющая, беспринципная, ленивая, безнадежная, бесцветная, критикуемая;
  • уходящая власть: слабая, безынициативная, хилая, недееспособная, глупая, беспомощная, мнимая, фальшивая, формальная, фиктивная, псевдовласть, призрачная, все более ненавидимая, отвергаемая, утраченная;
  • власть по последствиям: перспективная; реакционная, несущая печать прошлого, тормозящая развитие общества; открывающая новые горизонты, устремленная в завтрашний день, в будущее.

Пользуясь такого рода перечнем, читатель может сам дополнять и корректировать его, заняться систематизацией типов и видов власти,ихклассификацией. Подобные упражнения будут вновь и вновь убеждать, какое это нужное, достойное занятие. Оно лишний раз доказывает необходимость обстоятельной разработки науки о власти (кратологии) и ее разнообразных областей. Подобного перечня, тем более комплексной, содержательной характеристики всех этих видов власти нет ни в одном учебнике по политологии, праву, философии. Их и не может там быть, поскольку это — предмет и объект самостоятельной науки.

И сколько бы мы ни отговаривались, что характеристика власти дается правоведением, политологией, социологией, философией, историей, это не соответствует действительности. Все эти отрасли знания — лишь добрые соседи науки о власти, но отнюдь не ее толкователи, не ее аналоги, не ее эквиваленты, не ее заменители, да и не ее наставники. Тем более не заменяли ее в недавнем прошлом ни истмат, ни истпарт, ни марксизм, ни даже партстроительство. О том, почему произошло, что власть оказалась без своей науки, почему даже у политики (производной от власти) ныне уже есть наука, а у власти нет, почему так повелось издавна, почему создавшееся положение столь долго не было осмыслено и изменено, необходимо серьезно задуматься. Это — крупная, масштабная задача. В обновляемой с позиций XXI века системе научного знания в целом именно науке о власти будет принадлежать одна из самых главных ролей. Поэтому далее мы и обратимся к осмыслению роли власти в жизни человека и общества.

2. Власть как глобальный социокультурный феномен

Утверждение человеческого рода на нашей планете, возникновение ' Человеческого общества, переход людей к совместной жизни и труду привели к появлению такого уникального феномена, как власть во всех ее проявлениях.

Разумный подход, ключ к организации регулируемой совместной, коллективной жизни и труда людей, величайшая догадка, порождение интеллекта — вот что такое власть в руках высшего создания природы, в руках человека. Власть — его истинная находка и подлинная вершина, дарованный ему самой жизнью регулятор отношений с себе подобными, его радость и его боль, неисчерпаемая чаша его удач и бездна его страданий.

Нам, землянам, людям, заговорившим уже в середине XX века о своих социально-культурных феноменах и глобальных проблемах, вступая в XXI век, следует на самое первое место ставить власть во всем многообразии ее форм и проявлений и превыше всего власть государственную. Именно от осознания того, к какой пропасти пришло человечество в своей властной практике к третьему тысячелетию, зависит, в первую очередь, уничтожат ли люди друг друга, погубят ли они самих себя и Землю, лишат ли себя жилья и пищи, любви и самой возможности продления человеческого рода, исчезнут ли они или же избегнут всепланетной, а то и вселенской катастрофы, омницида. Любой думающий человек без труда найдет тысячи подтверждений существующего неблагополучия в жизни человечества и необходимости для него остановиться в беге к собственному небытию.

Россия, подобно многим странам, переживает ныне один из наиболее интересных, поворотных, но и наиболее трудных периодов своего развития, и, если она хочет уклониться от беды, она должна сделать главную ставку лишь на самый минимум проблем, имея в виду, однако, приоритеты: человек, экономика, демократия, право, безопасность, информация, наука, образование и конечно же власть.

Глубоко интересующий нас в данной книге феномен власти — этоявление исключительное, выдающееся, глобальное, требующее особого внимания к практике сотен веков человеческого рода, создавшего власть как социальный институт вообще и власти самых различных предназначений в частности и настойчиво ищущего у власти ответы на свои жизненные вопросы и помощи в устранении своих бед.

Так что же такое власть? Этому посвящена вся первая глава.

Свыше ста лет назад Владимир Даль писал, что власть — это "право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление; начальство, начальник или начальники". В качестве примеров употребления этого понятия он приводил суждения и по-' говорки своего времени: "Всякому дана власть над своим добром. Закон определяет власть каждого должностного лица, а верховная власть выше закона. Великая власть от Бога. Всякая власть от Бога. Всякая ” власть Богу ответ дает". А затем следовали десятки слов, широко употреблявшихся в свое время и являвшихся производными от основного слова. В их числе — властитель, властительство, властвование, властодержец, властолюбец и властоненавидец. Содержались пояснения сути власти и властелинства: владычество, господство, полновластное управление.

Разумеется, словарь — далеко не научный трактат, но именно словарь и толкования В. Даля дают добрую пищу для ума, решившегося погрузиться и в тонкости языка, и в суть и тайны власти и поразмышлять о богатстве ее содержания и неисчерпаемости ее оттенков, ее пользе и ценности для людей и вместе с тем о привносимых ею угрозах, опасностях и неудобствах для человека. '

В наше время уже не может быть фундаментальных учений о человеке и науки об обществе без вопросов о власти, как не может быть и самого человека и общества, стоящих абсолютно вне власти. Продолжать проявлять недооценку вопросов о власти и властной деятельности в современной жизни как в России, так и за рубежом, оставлять власть без собственной науки — значит демонстрировать ограниченность, ущербность взглядов, неполноту профессионализма и эрудиции, отставание мышления от действительности, от обыденных реалий.

Обращаясь к проблематике власти и упоминая ряд известных ее исследователей, В. Д. Виноградов и Н. А. Головин пишут: "Феномен власти является, пожалуй, самым противоречивым и непредсказуемым в общественной жизни. Ее сущностные характеристики охватывают большой спектр физических, цветовых и иных гамм: деспотическая, авторитарная, демократическая, "кровавая", "коричневая", "тупая" власть, элитарная, бюрократическая и т. д. В самих этих определениях власти содержится то основное качество, которое превалировало в те или иные периоды развития конкретного государства. Англичанин лорд Эктон пустил по миру крылатую фразу: "Власть — это зло, абсолютная власть — зло абсолютное". М. А. Бакунин в категоричной форме провозгласил: "Власть — всегда аморальна". Английский социолог Р. Мартин писал: "Власть, как и любовь, — это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое". В то же время власть — это порядок, сохранение целостности государства, его культуры, традиций, обеспечение его жизнедеятельности. Безвластие угрожает любому обществу анархией, развалом, упадком. Верно заметил Р. Арон: "Всякая власть кажется предпочтительной в отсутствие власти". Ученые, исследователи, мыслители и в первую очередь сами властители практически вплотную подошли к рубежу, когда нужно всерьез создавать, разрабатывать, применять науку о власти (во всем многообразии ее проявлений) и прежде всего науку о государственной власти.

Власть — это всепланетное, глобальное явление. Это — целыймирявлений, по своей неисчерпаемости имеющий мало равных себе феноменов.

Пожалуй, здесь сопоставимы только такие столь же многоплановые феномены, как экономика, культура, духовный мир, наука и в конечном счете сам человек и даже само общество — создание человека.

3. Власть в мире человека

Ключевое социальное явление, плод творчества многих поколений

людей — власть существует в обществе, т. е. в общей системе множества общественных явлений, человеческих дел, отношений и взаимодействий. Она органично связана с ними, взаимодействует с ними и влияет на них, испытывая, в свою очередь, воздействие многочисленных и разнохарактерных явлений, процессов и событий. Без учета этих особенностей власть как таковая представала бы неполной, односторонней. Конечно, не все явления, в мир которых погружена власть, равнозначны и сопоставимы как по уровню и масштабам своего влияния на| власть, так и по влиянию, испытываемому ими со стороны власти.

Каков же первоочередной список явлений в том мире феноменов, где на ведущих (а то и на самых первых) ролях присутствует собственно власть? Он весьма широк и может строиться по двум основаниям: 1) власть и соответствующее явление; 2) то или иное явление и власть. Многие авторы посвящают свои труды этой важной проблеме человеческой жизни.

В целом в необходимом первоочередном списке можно назвать следующие проблемы: власть и жизнь, власть и образ жизни, власть и народ, власть и общество, власть и государство, власть и отечество, власть и право, власть и конституция, власть и закон, власть и политика, власть и экономика, власть и культура, власть и наука, власть и информатика, власть и идеология, власть и мораль, власть и собственность, власть и рынок, власть и предпринимательство, власть и свобода, власть и патриотизм, власть и справедливость, власть и равенство, власть и совесть, власть и честь, власть и достоинство, власть и семья, власть и воспитание, власть и образование, власть и школа и т. д. А если посмотреть масштабно, обобщенно, то, собственно, в фокусе повсюду стоит проблема: человек и власть.

Ь В обществе система власти начинается с человека, фактически погружена в мир человека. Ему самому надлежит прийти к власти, возглавить ее, стать у ее руля или же избрать того, кто встанет у рычагов власти над ним и от его имени будет блюсти и творить закон. Точнее говоря, в реальной жизни человек, входя в мир, застает власть готовой, повелевающей и либо беспрекословно подчиняется ей (что происходит чаще всего), либо может взбунтоваться (хотя обычно безуспешно, это бывало веками и тысячелетиями и бывает в наши дни).

Система власти в мире человека не только начинается, но и кончается человеком. Она, если угодно, упирается в человека, опирается на него, ибо власть для того и существует, чтобы дойти до отдельно взятого человека, побудить его выполнять ее разумные (хотя и не всегда разумные) предписания и указания.

Это, однако, не исчерпывает возможных подходов в осмыслении связи власти и человека, человека и власти.

Следует хотя бы упомянуть, какое богатство аспектов анализа открывается здесь: власть человека, власть над человеком, власть для человека, власть во имя человека, власть против человека, а также человек власти, человек у власти, человек над властью, человек под властью, человек перед властью, человек около власти, человек против власти и, наконец, человеческая власть, человечная власть и властный человек.

Мы видим, как многопланово и разнообразно каждое из упомянутых нами понятий-словосочетаний. К сожалению, в нашей книге нет возможности дать их полную, развернутую характеристику. Это — дело множества специальных исследований. Однако даже в приведенном нами перечне имеется немало тем, достойных кандидатских и докторских диссертаций, публикаций, специальных конференций, теледискуссий и иных обсуждений, часть которых уже стала фактом.

"...Власть имеет огромное значение в деятельности человека, — справедливо замечает С. С. Фролов. — Каждая политическая кампания, любая организованная группа, любой социальный процесс — это упражнение в использовании власти. Окружающая нас действительность дает множество примеров специфических проявлений властных отношений: социальная власть и соперничество из-за власти порождают большинство драм нашей жизни. Власть, таким образом, предстает перед нами не только как всеобщее свойство социальных структур, но и как трудно поддающийся определению, можно сказать, даже загадочный социальный феномен.

Большинство современных ученых-социологов в самом общем виде представляют власть как способность одних индивидов контролировать действия других. Однако у ученых нет согласия в том, как осуществляются отношения власти и каков характер этого контроля".

Правда, это говорится по преимуществу о власти государственной. Сама же по себе система властей очень широка. Кроме власти закона (или диктатора) есть власть духа, власть слова, власть моральной нормы, власть человеческой потребности и интереса, власть денег и власть банков и т. д. Именно все это и служит мощным регулятором действий и поведения людей, устройства их спокойной и благополучной жизни в цивилизованном человеческом общежитии, либо, напротив, источником их неурядиц и разнообразных помех. Вместе с тем существенно, что все эти власти относятся к той сфере, где реальная регуляция людского взаимодействия происходит повседневно и помимо могущественного властелина — государства за пределами его потребностей и возможностей.

Когда власть оформлена, структурирована, когда ее рамки осмыслены и здраво определены, а пределы ее влияния и досягаемости четко очерчены, то, как говорится, сам Бог велит ей действовать, функционировать, давать свои плоды. И поле действия ее механизмов — это забота о соблюдении всеобщего интереса, прав и свобод граждан, защитаих чести, достоинства, обеспечение их достойной жизни в обществе.

А теперь перейдем к вопросу о самом человеке в его отношении к власти и об отношении власти к нему самому.

Человек — субъект и объект общественно-исторической деятельности и культуры, власти и правления. С понятием "человек" связаны многие понятия во властной практике (выдающийся человек, человек власти, "свой человек", могущественный человек и т. п.). Отсюда и качества, проявляющиеся у властей и властителей: человечность, человеколюбие, а то и человеконенавистничество. Отсюда власть и политика во имя и на благо человека или бесчеловечная власть.

Ныне в России законом и властью признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Положение, статус, роль гражданина влекут за собой такое понятие, как "гражданство", т. е. состояние в числе граждан данного государства — звание, права и обязанности гражданина, оформляемые и поддерживаемые властью. В монархических государствах, как правило, гражданству соответствует понятие "подданство". В практике существует и двойное гражданство, т. е. одновременное состояние в гражданствe двух государств. Международное право именует этих людей бипатридами.

Широко распространено и понятие "лицо", т. е. гражданин, член общества. В деловой, властной практике различаются физические и юридические лица. Используются также понятия: "официальное лицо", "должностное лицо", "частное лицо", "доверенное лицо", "сопровождающие лица".

Такие характеристики для властной практики имеют важное значение, потому что именно из них власть в мире человека исходит в своих отношениях с человеком, а сам человек в указанных ролях может принимать участие в деятельности органов власти и многое предопределять в ее судьбах, условиях ее существования, особенностях и целях ее деяний, судьбах других людей.

Для успеха власти, ее процветания необходимо, чтобы она не была настроена против человека, против народа, а служила людям, обществу, их благополучию и процветанию. Очень важно также, чтобы этому содействовал чрезвычайно сложный комплекс, затрагивающий всех и каждого, а не только власть имущих, — комплекс разумных властных интересов, властных отношений, властного сознания. Это тоже существенные компоненты феномена власти.

Властные интересы — это прежде всего нужды, потребности человека, лиц, органов, учреждений, организаций, двигающихся к власти, обладающих ею, использующих ее, связанные со стремлением ко все более полному освоению и распоряжению ею. Это и интересы простых людей, желающих иметь над собою нормальную власть.

Жизнь людей в целом регулируют их отношения — их взаимные связи, а также связи их организаций, социальных институтов, социальных групп, государств, т. е. именно те многогранные виды связей, которые образуют человеческое общество и порождают саму потребность во власти. Среди таких отношений выделяют государственные, дипломатические, культурные, международные, политические, правовые, производственные, социальные, торговые, экономические, дружественные, семейные, личные и другие отношения.

Говорят и о системе, совокупности отношений в обществе, их иерархии, координации и классификации. Однако для властей на первый план выходят сами властные отношения, т. е. взаимные связи различных людей, субъектов, лиц, органов, учреждений, партий, классов, государств по поводу власти, ее понимания и использования. Именно с этой сферой связано упорядочение жизни человека, деятельности общества и его структур, управления ими.

Конечно же следует выделять и отношение к власти или восприятие власти людьми и высказываемое ими мнение о ней, а также соответствующее поведение, демонстрирующее поддержку или неприязнь и наличие того или иного касательства к власти (работа в ее органах, выполнение ее поручений и т. д.). Важно, наконец, и властное сознание или сравнительно ясное, отчетливое понимание, осмысление данной властью, ее субъектами на различных уровнях, а в меру возможности и гражданами стоящих перед властью вопросов, задач, проблем и путей их решения.

Так в общем виде в своих принципиальных моментах предстает проблема власти в мире человека. Далее мы остановимся на проблеме мира самой власти и места в ней человека.

4. Человек в мире власти

Что же представляет собой созданный человеком гигантский мир власти в ее самых различных предназначениях и проявлениях и каковы теперь место и роль самого человека в этом мире?

Обращаясь к анализу огромного теоретического мира власти и еще более всеохватывающего мира самой практики власти во всех ее типах, видах и разновидностях, мы видим, сколь необъятны проявления власти в человеческой жизни и неисчислимы те идеи, представления, понятия, концепции, доктрины, учения, которые отражают и характеризуют власть. Мы говорим об этом, чтобы еще и еще раз показать, что власть — это тот феномен, который достоин не только повседневного внимания, но и своей науки. Мир власти многопланов и далеко не сводится только к собственно государственной власти, хотя, разумеется, ныне важнейшие виды власти — законодательная, исполнительная, судебная.

Непосредственно мир власти — это вся та обширная область жизни общества, основным содержанием и смыслом существования которой являются эффективное воздействие на людей с целью их взаимоуживаемости и взаимоприспособляемости, выработка различных структур, позволяющих людям жить, трудиться и по возможности радоваться совместной жизни, и обеспечение их функционирования, наконец, тесное взаимодействие этого относительно целостного и главенствующего организма с другими сферами человеческого существования — социальной, экономической, культурной, международной.

Мир власти поистине бесконечно разнообразен в разных эпохах и у разных народов. Он несет на себе печать индивидуальности властителей, условий существования, особенностей бытия. Поэтому столь часто кажется, что он и непонятен, и непредсказуем. Однако в конечном счете этот мир может стать познаваемым и перейти под осознанный контроль и управление человека.

Знать мир власти человеку нужно глубоко и обстоятельно. Разве можно, например, в одном ключе говорить и писать о демократии и юготалитаризме, императорах и президентах, власти диктатора и власти народа, власти отца и власти учителя, власти закона и власти мафии, о военной и гражданской власти, наконец, о 1990, 1991 и 1993 годах для России? Общим здесь может быть лишь сугубо формализованный, "рамочный", методолого-методический, во многом сравнительный подход, а сущностные, содержательные характеристики будут различаться радикально. Какова жизнь в ее разноплановости, такова и отражающая ее теория, создаваемая и используемая применительно к любой области жизни, а в особенности к такой сфере, как управление людьми и поиски оптимальных вариантов такого управления.

Само по себе почти каждое явление власти достойно внимания и практиков властной сферы, и исследователей, и самих граждан.

Осмысливая феномен власти в целом, мы конечно же должны признать, что имеем дело с явлениями различного плана. Это и явления, характеризующие среду и сферу власти, это и явления, демонстрирующие многообразие видов и форм самой власти, это и погруженность мира власти в общую картину противоречивой действительности, многогранной жизни, нашей уникальной планеты и вселенной, это и те притягательные свойства власти, которые неумолимо влекут к себе человека — соискателя власти, прежде всего государственной, и притягательно манят людей нового поколения, вступающего в жизнь.

Для того чтобы показать собственно смысл, суть явлений и проявлений власти, следует дать их определение и представить, как они "являются" миру, как они разнообразны и какими их видят люди, граждане того или иного государства, той или иной эпохи, как ощущают их на себе, на своей судьбе, на своей шкуре.

В свое время видный русский правовед и мыслитель Б. Н. Чичерин около 40 лет посвятил исследованию власти в таких ее четырех первоосновах и главных ипостасях, как власть отца, власть общества, власть государства, власть церкви.

Учитывая взгляды Б. Н. Чичерина и других ученых, мы только перечислим в алфавитном порядке совокупность заметных, бросающихся в глаза властей и властных явлений, с которыми в первую очередь сталкивает человека жизнь и которые нуждаются в научном осмыслении и обобщении.

Власть авторитета — это влияние на множество людей, их умонастроения, поведение, поступки, на общественное мнение конкретных авторитетных лиц разного ранга, вплоть до глав государств, а также правящих организаций, учреждений, органов в силу их публичного признания и почитания. Это один из важнейших каналов властной деятельности. Информация о ней способна управлять делами, поступками, поведением миллионов, а также способствовать дальнейшему росту известности уже существующего авторитета, умножению его популярности и влияния.

Власть аппарата — это реальное, нередко могущественное влияние, которое имеет во властной практике так называемый аппарат, т. е. совокупность сотрудников различного рода органов власти. Для России, например, это фактор и доныне характерный. Правда, в демократически избираемых и демократически действующих системах власти лишь облеченные доверием избранники народа вправе претендовать на всю полноту власти, и то лишь в соответствии с тем постом, который им доверен. Миссия же помощников, советников, сотрудников, обслуживающего персонала, охранников сводится к добросовестному обслуживанию порученного им участка, к исполнению предписанных им обязанностей и функций. Но так дела обстоят лишь в теории. В жизни же часто правят и приближенные.

Власть банков — таково реальное влияние банков как достижения цивилизации, как крупных кредитных учреждений, их курса и финансовых возможностей на государственную, социально-экономическую и общественно-политическую жизнь как отдельных граждан, так и целых стран.

Власть бизнеса — фактическое, на деле растущее влияние существующей предпринимательской практики, финансовых и коммерческих сделок на поведение и умонастроения граждан, на ход и содержание общественного развития, а также на реальный авторитет и экономическую мощь данного государства и в регионах, и в мировом сообществе в целом.

Власть веры — т. е. степень влияния убежденности в чем-либо в данном обществе на данной стадии его развития и воздействия той или иной религии в современном мире.

Власть денег—растущее влияние и воздействие капитала и финансовых магнатов на судьбы общества, на различные стороны его жизни и слои населения, на существующие организации и множество конкретных людей.

Власть диктатора — неограниченное право и возможность властителя распоряжаться судьбами своей страны и подданных. Масштабы, объем и результаты влияния этой власти предопределяют и личную судьбу самого диктатора, его триумфы и поражения.

Власть догм — утвердившееся в тех или иных партиях, организациях, обществах влияние положений, нередко слепо принимаемых на веру в качестве истины, способное в течение длительного периода осложнять нормальную общественную жизнь, негативно воздействовать на ее процессы.

Власть закона — реальное влияние конституции, постановлений и актов государственных органов на жизнь и судьбы общества, его структур и отдельных граждан; желательное состояние нормально устроенной, цивилизованной жизни. Аристотель не зря писал: "...там, где отсутствует власть закона, нет и государственного устройства. Закон должен властвовать над всем...".

Власть мафии — жестокое управление главарей и мафиозных структур, стремящихся держать население соответствующего региона в страхе и повиновении.

Власть мест — руководящее влияние периферийных организаций и учреждений в автономной или общей системе власти (порой в противопоставлении центральной власти).

Власть монарха — в течение долгих веков по большей части неограниченное господство лица, стоящего во главе монархии (императора, царя, шаха, короля, эмира и т. д.). В условиях современных парламентарных монархий эта власть ограничивается определенными рамками, что, как правило, оговаривается в конституциях.

Власть народа — всеобщее установленное законом участие населения страны, ее жителей в управлении государством, государственными и общественными делами. В известном смысле—это идеал общественного устройства, к которому стремятся прогрессивные мыслители, партии, общественные движения и передовые слои народа.

Власть отца (матери) — в древнем мире и в средние века безоговорочное господство отца (матери); ныне — влияние на детей, свойственное одному из родителей (или обоим) и базирующееся на сыновнем (дочернем) уважении, внутреннем авторитете или же покорности, беспрекословном подчинении, связанных с системой соответствующего воспитания ребенка (или отсутствием такой системы, заменяемой окриком, угрозами, принуждением и т. д.).

Власть партии — воздействие той или иной партии на своих членов (нередко без достаточных оснований и полномочий), а также попытки оказывать влияние на население страны в целом и его конкретные слои или граждан в отдельных регионах.

Власть президента — регламентируемый конституцией и другими законами круг полномочий высшего должностного лица в конкретном государстве.

Власть рынка — воздействие, испытываемое производителями и потребителями по мере их вхождения в рынок, влияние на них сферы обмена товара на деньги и денег на товар, взаимоотношений и взаимосвязей, существующих между действующими здесь лицами.

Власть семьи — воздействие этой ячейки общества на каждогоизее членов, на входящих в нее представителей разных поколений и лиц разного пола. В нормальных семьях определяющее влияние сохраняется, как правило, за старшими.

Власть собственности — влияние на общество, а также на конкретных физических и юридических лиц тех или иных видов собственности;осознание человеком возможностей, предоставляемых той или иной собственностью, накладываемых ею ограничений, а также открываемых ею путей самореализации личности.

Власть учителя — благотворное влияние, оказываемое педагогом на обучаемых и воспитуемых своими знаниями, убеждениями, навыками, жизненным опытом, нравственным примером, подвижничеством.

Власть центра — политическое и деловое влияние высших руководящих органов власти государства на его федеральную или территориально-административную структуру, их объединяющее, централизующее воздействие на местные органы власти. Одной из наиболее ответственных проблем такого влияния является обеспечение взаимодоверия, взаимопонимания, гармоничного сочетания интересов центра и мест, целого и его составных частей, а также разграничение их прав и полномочий.

Власть церкви — фактическое воздействие, оказываемое на жизнь верующих, их сознание, дела и поведение со стороны такой влиятельной организации, как ведающая религиозной жизнью церковь. Ее влияние на общественно-политическую и государственную жизнь многихстран и доныне достаточно велико.

Данный далеко не полный перечень явлений властипозволяет судить об их влиянии на человека, на жизнь и судьбы людей.

Экскурс такого рода, если его продолжить, может выявить и ряд других влиятельных субъектов, скажем, власть военных и воспитателей; можно говорить и о власти идей, идеалов, идеологий, номенклатуры, религий, системы, традиций, школы и т. д.

Отметим и еще одно обстоятельство. При оценке власти не всегда точным и исчерпывающим будет, например, разговор только о власти закона или законодателя, о власти диктатора или о власти президента и т. д. Нередко необходимо рассматривать соединение, совокупность действующих факторов, под комплексным, суммарным воздействием которых оказываются люди, их группы.

Итак, в целом картину власти и подход к ее пониманию по ее источнику, по ее отправным параметрам мы представляем достаточно аргументированно. Теперь следует показать, где именно, на каком участке, на объекте какого именно рода проявляется власть. Это позволяет рассмотреть вторую крупную область явлений власти.

Оценивая власть (власть над людьми и их объединениями), можно показывать, где она проявляется: власть в армии, государстве, сословии, группе людей, коллективе, народе, обществе и его системах, организациях разного рода, различных сферах деятельности людей, партии (мы говорим о партиях ввиду их особой роли, не забывая, что это один из типов организаций), регионе, стране, учреждении, т. е. повсюду: по месту жизни, труда, учебы, общественной деятельности и даже отдыха людей. Не стоит забывать и о том, что человек может оказаться под

властью политики или секса, под властью слов, той или иной информации или даже стрессов и страхов.

Такова наиболее распространенная сфера власти, возникшая и развивавшаяся с момента перехода людей к жизни сообща, жизни семьей, в племенах, в обществах и государствах, при воздействии религий и церквей. Такова сфера власти, регулирующая связи и взаимодействия людей в течение долгих времен и в разных странах. В реальной жизни это наиболее распространенный уровень и этаж власти.

Чтобы завершить этот экскурс, рассмотрим другие проявления власти, рожденные многовековой практикой.

Введение автором в научный оборот и активное использование понятия "кратология" во многом предопределено широким распространением со времен Древней Греции большого числа понятий, характеризующих конкретные виды властей и проявлений власти в истории и заканчивающихся составной частью слова "...кратия", а также множества производных от них слов.

Автократия (англ. autocracy, от греч. autokratia — самодержавие, самовластие) — форма власти, система правления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть. С этим словом

связаны понятия "автократизм", "автократ", "автократор", "автократичный руководитель".

Агиократия (от греч. hagios — святой) — высоконравственная власть святынь, как ее толковал отечественный исследователь П. И. Новгородцев (1866—1924), противопоставляя ее морально ущербной, по его мнению, демократии. Противопоставление в таком роде ошибочно, ибо демократия сама по себе порочной не является, а противопоставление должно идти по отношению к порнократии.

Адхократия (от лат. ad hoc — предназначенный для данного случая) — система мер для преодоления бюрократических тенденций в хозяйственной жизни и повышения эффективности системы управления в США.

Аристократия (греч. aristokratia, от aristo.s — лучший) — 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати; 2) в рабовладельческом и феодальном государствах — наиболее привилегированное сословие, сохраняющее ряд преимуществ и в буржуазном государстве; 3) привилегированная верхушка какого-либо слоя, класса, общества.

Аэрократия (от греч. аer — воздух) — силовой компонент стратегии, основанной на освоении воздушного пространства и его использовании в целях геополитической экспансии.

Бандократия (от ит. banda) — власть банды, шайки. В сферу ее влияния попадают как простые граждане, так и сами члены банд. О бандократии применительно к организованной преступности в СССР публицисты заговорили незадолго до падения Советской власти.

Банкократия (от фр. banque) — власть банков, их реально растущее влияние во всей экономической и политической жизни.

Бюрократия (фр. bureaucratic, от фр. bureau — бюро, канцелярия) — 1) совокупность бюрократически мыслящих и бюрократически действующих лиц, прежде всего в органах власти и управления; 2) не всегда правомерное оскорбительное наименование лиц, по долгу службы занятых в административных структурах и выполняющих определенный круг жизненно необходимых обществу технических управленческих обязанностей; 3) характеризуемый в позитивном смысле тип организации, для которой характерны специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, определенные правила и стандарты, показатели оценки работы, основывающиеся на компетенции работника.

Видеократия — власть видений, царство зрительных образов, предлагаемых средствами массовой информации.

Геократия (от греч. ge — земля) — власть Земли, понятие, используемое для определения геократических периодов в истории Земли, отличавшихся значительным расширением площади земной суши.

Геронтократия (от греч. geron — старик) — 1) власть старшего поколения; 2) предполагаемая ранняя форма общества, в котором власть принадлежала старейшим. Влиятельное положение старейших членов общины — один из элементов верховной власти у ряда народов при первобытнообщинном строе.

Гинекократия (от греч. gyne — женщина) — женовластие; предполагаемая универсальная стадия в истории общества. Ее основные признаки: родство по материнской линии, главенство женщин в общественной жизни. Это понятие, введенное швейцарским историком права И. Я. Бахофеном (1815—1887), тождественно понятию "матриархат", ;пользуемому в отечественной науке.

Демократия (греч. demokratia, от demos — народ) — 1) народовластие; 2) общественно-политический, государственный строй, при котором верховная власть принадлежит народу; 3) принцип организации коллективной деятельности, при соблюдении которого обеспечивается

активное и равноправное участие в ней всех членов того или иного коллектива, партии, организации.

С этими представлениями связан ряд понятий: демократ — сторонник демократии, член демократической партии; демократизация — внедрение демократических начал, реорганизация государства, общества, партии, союза на демократических началах; демократизм — признание и осуществление демократии; простота, общительность в отношениях. В числе производных понятий — демократический процесс, демократические процедуры, преобразования, шаги, меры, реформы, указы, демократические блоки, союзы, фонды, движения, коалиции, партии и т. д.

В связи с важным значением проблематики демократии в России в последние годы, особенно после распада СССР, и появлением разнообразных публикаций, доступных читателю, следует подчеркнуть, что вопросы теории и практики демократии получили обстоятельную разработку еще во времена Древней Греции. Особое место здесь занимают произведения Аристотеля, прежде всего его труд "Политика", посвященный власти. Здесь интересны по крайней мере три аспекта данной проблемы:

1) Аристотель подчеркивал еще более раннее происхождение идей и практики демократии и относил ее с позиций своего времени к древним (архаичным) явлениям власти;

2) вместе с тем Аристотель с учетом специфики властных проявлений в древнем мире причислял демократию той поры к отклоняющимся, неправильным видам правления;

3) наконец, Аристотель считал, что демократия как власть имеет по меньшей мере пять видов, связанных с конкретными проявлениями власти, использованием закона, участием народа. Это полезно учитывать и нынешним ученым, которые, к сожалению, о таком суждении Аристотеля практически ничего не знают, к нему не обращаются, а сами к подобного рода плодотворной идее о многообразии видов собственно демократии всерьез пока не выходят. И все же следует сказать, что XX век отмечен поисками вариантов демократии.

А теперь продолжим рассмотрение "...кратий".

Жрецекратия — власть жрецов во многих древних обществах,ихмогущественное религиозное влияние.

Идеократия (от греч. idea — понятие, представление) — власть идей, идеалов, идеологий. Этот термин русских евразийцев (Н. С. Трубецкой, П. Б. Савицкий) противопоставлялся "власти материи", "рыночной системе", "торговому строю". В наше время об идеократии пишут В. В. Аксючиц, А. Г. Дугин.

Иерократия (от греч. hieros — священный) — буквально "власть -жрецов" (см. "Жрецекратия"), священнослужителей в различных формах.

Изократия (от греч. isos — равный, одинаковый, подобный) — 1) идея торжества принципов равенства людей в обществе, преобладание такой установки в общественном устройстве; 2) концепция равенства, тождественности в правах, обязанностях, функциях властей одного и того же уровня.

Информократия (от лат. information — ознакомление, разъяснение) — власть информации, фактически в полной мере начинающаяся с развитием информатики в информационном обществе. Побуждает предостеречь о возможности информационной диктатуры в XXI веке.

Классократия (от лат. classis — разряд) — теоретические концепции и практические действия, направленные на выделение в обществе определенных больших социальных групп (классов) и обоснование их авангардной, ведущей, господствующей роли в отношении других групп граждан и государства в целом. Такая позиция наиболее характерна для марксистского мировоззрения и примыкающих к нему движений и отчетливо запечатлена в доктринах диктатуры буржуазии и диктатуры пролетариата.

Клептократия (от греч. klepto — ворую) — понятие, аналогичное клептомании (болезненной неодолимой тяге к воровству); стремление определенных недобросовестных лиц, получивших власть, к личному обогащению, коррупции, как правило, резко пресекаемое в цивилизованном обществе. В чистом виде — власть разрушителей богатства общества, коррупционеров, грабителей государственной казны и частных состояний, рано или поздно разоблачаемых и строго караемых по закону.

Кратократия (от греч. kratos) — властовластие, повелительное и сдерживающее воздействие на людей, оказываемое самим фактом существования властей, потенциальной возможностью использования силы власти в их защиту или против них. В 1991—1993 гг. А. Фурсов опубликовал в журнале "Социум" более 20 статей под общим заглавием "Кратократия".

Криптократия (от греч. kryptos — тайный, скрытый) — тайная власть.

Маникратия (от англ. money — деньги) — власть денег. Один из наиболее влиятельных и чувствительных видов власти. Важно, чтобы сами деньги не теряли авторитета, доверия, не обесценивались.

Медиакратия (от англ. mass media — средства массовой информации) — власть, мощное влияние, оказываемое на население в современном мире средствами массовой информации. Часто их именуют "четвертой властью".

Меритократия (от лат. merito — по заслугам, по справедливости, по делам) — власть наиболее достойных, одаренных. Термин ввел английский социолог М. Янг в 1958 г. в книге "Возвышение меритократии: 1870—2033". Он отстаивал, хотя и в сатирической форме, принцип выдвижения на властные посты наиболее способных людей из различных слоев, оправдывая деление на элиту и управляемых.

Милитакратия (англ. militacracy, от лат. militaris — военный) — власть военных в обществе; непропорционально высокий, социально неоправданный уровень их участия в высших властных структурах, засилие в высшем эшелоне. Крайний, но в мировой практике нередкий случай — военная диктатура со всеми проявлениями и последствиями ее антидемократического содержания.

Монократия (от греч. mono.s — один-единственный) — власть одного лица в самых различных вариациях — от абсолютизма до демократизма. В числе такого рода властителей: самодержец, царь, император, король, князь, герцог, султан, шах, эмир, фараон, диктатор, тиран, деспот, дуче, фюрер, президент и т. д. Общая численность такого рода наименований не подсчитывалась. Нами учтено более 150 понятий.

Нациократия (от лат. natio — народ) — теоретический и практический курс на установление преобладающего влияния данной нации, оправдание ее преимущества над другими, ее ведущей роли в определении их места, роли, судеб, поведения в рамках конкретного государства и на международной арене.

Ноократия (от лат. noos — ум, разум) — власть разума; возможное и желательное грядущее состояние ноосферы, планеты в целом.

Нормократия (от лат. norma) — растущее в обществе влияние (власть) узаконенных установлений (норм права и др.); порядок, признанный обязательным для всех, несмотря на то что в реальной жизни могут иметь место отступления от этого порядка.

Охлократия (от гр. ochlo.s — толпа, чернь) — буквально власть толпы. Это — термин Аристотеля, обозначавший периоды власти, когда она переходила к восставшему народу, но он вследствие своей неорганизованности не мог ее удержать.

Панкратия (пантократия) (от греч.pan — все) — всеохватывающая распространенность власти как важнейшего социального явления, принципа устройства, организации жизни людей в обществе, управляемости основных социальных процессов, признак упорядоченности сожительства огромных масс людей (граждан) в рамках государств, регионов и планеты в целом.

Партократия (англ. partocracy) — пренебрежительная оценка руководящей деятельности бывшей КПСС, сосредоточившей в руках руководителей центральных и местных органов огромную фактическую власть. Это понятие используется при характеристике деятельности политической партии, пришедшей к власти, обладающей огромной властью и злоупотребляющей ею.

Плутократия (англ. plytocracy; греч. plutokratia, от plutos — богатство) — государственный строй, при котором власть формально и фактически принадлежит богатой верхушке господствующего класса. Плутократией именуют и саму эту верхушку.

Поликратия (от греч. poly — много) — одновременнаявласть многих субъектов, многовластие. Это явление опасно тем, что ведет к неопределенности, соперничеству властей, столкновению их интересов и притязаний и в конечном счете к противоборству и безвластию, пагубному для жизни общества и государства.

Порнократия (от греч. pornos — развратник) — противоестественное для человеческой морали, но реально имеющее место огромное влияние (власть) на умы, настроения, поведение, особенно молодежи, порнографической литературы и данной темы в искусстве, натуралистического изображения явлений, касающихся пола и половых отношений (особенно наглядных в порнофильмах, фотографиях и т. д.). Это отразилось и в таком понятии, как "фаллократия".

Псевдодемократия (англ. pseudodemocracy, от греч. pseudos — ложь) ложная, фальшивая демократия, прикрываемая разговорами об учете и использовании мнения народа и о якобы осуществляемом народовластии. Нередкое явление в истории многих стран, особенно в XX в.

Психократия (от греч. psyche"— душа) — термин, предложенный Н. Ф. Федоровым (1828—1903), российским религиозным мыслителем и одним из основоположников русского космизма, и обозначающий власть духа, духовное родство всех живущих на земле, обретающее способность к действию благодаря соединению с Богом.

Советократия — неологизм, относящийся к характеристике типавласти, имевшего место в годы существования СССР. .

Социократия (от лат. societas — общество) — власть, влияние социальных наук, идей, которые должны обеспечивать теоретическую базу социальных реформ. Это понятие ввел Л. Ф. Уорд (1841—1913) — первый президент Американского социологического общества.

Талассократия (от греч. talassa — море) — власть, опирающаяся на морское могущество. Характеристика государств с явной морской геополитической ориентацией. К таковым, например, относятся государства, сформировавшиеся в свое время в рамках средиземноморских цивилизаций.

Теллурократия (от лат. tellus — земля) — власть, опирающаяся на сухопутное могущество. Характеристика держав с явной сухопутной геополитической ориентацией.

Теократия (англ. theocracy, от греч. theos — бог) — форма правления, при которой государственная власть принадлежит духовенству, жрецам, главе церкви. Примером такого государства является Ватикан. Из русских мыслителей идеи теократии особенно привлекали Вл. С. Соловьева.

Технократия (англ. technocracy, от греч. techne— искусство, мастерство) — власть технократов, сторонников передачи государственной власти в руки профессионалов — специалистов в области техники и технических наук, обладающих современным уровнем квалификации, образования и культуры. На Западе используется и понятие "технодемократия", введенное М. Дюверже в 1972 г.

Тимократия (от греч. time — цена, плата) — одна из наиболее древних "кратий". Тщательно анализировалась Платоном в его сочинении "Государство" (в кн. VIII). Он выделял отрицательные типы государства. По его мнению, их четыре: тимократия, олигархия, демократия и тирания. Под тимократией (тимархией) подразумевалось правление, основанное на принципе ценза, обусловленного имущественным положением, как, например, в Афинах до конституции Солона. Аристотель в “Никомаховой этике" указывал, что из трех видов правления (монархия, аристократия и тимократия) "...лучшее — монархия, худшее — “тимократия". Платон полагал, что основной причиной порчи человеческих обществ и государственных устройств является господство корыстных интересов и их влияние на поведение людей.

Фаллократия (от греч. phallos — мужской половой орган, а также его изображение) — реальное влияние представлений, связанных с обоготворением фаллоса, его культом, восприятием его как символа оплодотворяющего и рождающего начала природы у древних народов.Ныне имеют место проявления такого культа в условиях эротизации некоторых произведений искусства (литература, драматургия, живопись,скульптура, шоу-бизнес и т. д.) и во всякого рода околокультурной деятельности.

Феминократия (англ. feminocracy, от лат. femina — женщина) — власть женщин: 1) социальное явление, вероятно, имевшее место в доисторический период; 2) не очень частое, но все более дающее о себе знать явление прихода женщин к власти на ключевые посты. Общественная польза этого в том, что женщине как матери органически присущи миролюбие, гуманность, забота о человеке, сострадание и сопереживание, т. е. качества, от нехватки которых в наш жестокий век очень страдают многие страны и народы.

Фидекратия (от лат. fides — вера) — разрешительное, цензовое влияние властей на участие граждан в политической жизни с учетом их религиозной принадлежности.

Физиократы (от греч. physis — природа) — представители французской политэкономии 2-й половины XVIII в. (Ф. Кенэ, А. Ф. Тюрго и др.), рассматривавшие землю и ее возделывание как источник богатства народов, а земледельческий труд как единственный производительный труд.

Филократия (от греч. phileo — люблю) — любовь к власти, потребность во власти, стремление к пользованию ею, обладанию влиянием над другими людьми, нередко обретающее характер ненормальной, противоестественной, психопатической мании, широко распространенное в среде лиц с сильным, властным характером, особенно тиранов, деспотов, диктаторов.

Фобократия (от греч. phobos — страх) — власть страха.

Экономократия (от греч. oikonomike — управление хозяйством) — власть (влияние) экономики и экономистов. '

Экспертократия (от лат. expertu.s — опытный) — власть (растущее влияние) экспертов — высококвалифицированных специалистов, занятых в высших властных сферах.

Элитократия (от фр. elite — отборный) — власть элиты — избранных, принадлежащих к определенным, считаемым лучшими, богатым, образованным слоям общества. Выделяют элиту правящую, политическую, экономическую, военную, городскую и т. д. Западные исследователи (В. Парето, Р. Михельс и др.) утверждают, что по мере завершения определенного социального цикла происходит смена элит.

Этатократия (от фр. etat — государство) — 1) практически полная, безраздельная, абсолютная власть государства, его активное влияние на все стороны жизни общества, прежде всего на экономическую; ориентация на всемерное развитие государства как цель общественного развития и его высший результат. Подобный курс нашел свое отражение в различных социально-философских, политико-правовых, кратологических взглядах, школах, течениях. Установки такого рода близки тоталитарным системам, фашистским, а также и некоторым социалистическим режимам; 2) политика активного и эффективного участия государства в жизни общества, в первую очередь экономической, динамичного, действенного влияния на нее. Один из наиболее известных философов-государственников -—Т. Гоббс писал: "...вне государства — владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве — владычество разума, мир, безопасность, богатство, благопристойность, общество, изысканность, знания и благосклонность".

Этнократия (от греч. ethnos — племя, народ) — власть той или иной этнической группы над другими этносами (племенем, народностью, нацией). Необходимость всестороннего осмысления такого рода явлений позволяет говорить и об этнократологии. Ныне широко используется понятие "этнополитика".

Этократия (от греч. ethika — этика, от ethos — обычай) — власть, основанная на соблюдении не только норм права, но и морали. П. Гольбах (1723—1789) в труде "Этократия, или Управление на основе морали" (1770) отстаивал идею нравственного поведения властей (правительства) и предлагал соответствующую программу.

Эфирократия (от греч. aither — воздух над облаками) —власть,предполагающая использование надатмосферных пластов и преобладающую роль космического оружия, а также развитие талассократических и аэрократических тенденций.

Юнократия (от лат. junior — младший) — власть молодых.

Юрократия (от лат. jus (juris) — право) — власть юристов в прямом и переносном смысле. Власть как растущее влияние норм права и специалистов этой сферы в государстве, становящемся правовым, и власть собственно юристов как один из идеалов, выдвигавшихся в прошлом и признававших необходимость прихода к власти ученых.

В ходу сегодня и другие термины (неологизмы) — логократия, верократия, демагократия и т. п.

"Крато..." (от греч. kratos — власть) — начало сложных слов, дающих характеристику феномена власти, ее проявлений и разнообразных аспектов.

Кратоведение (властеведение) — область научного знания, имеющая дело с властью во всем богатстве ее содержания и проявлений;научный аналог обществоведения, правоведения, государствоведения, страноведения, человековедения, природоведения, москвоведения и т. д.

Кратогенез (от греч. genesis — происхождение) — развитие конкретного вида, типа власти, охватывающее все изменения, начиная с момента ее возникновения и до окончания ее существования. Именно здесь правомерны последовательное выделение и анализ ступеней, состояний, этапов кратогенеза: правласть, предвласть, власть, поствласть; его стадий: зарождения, возникновения, становления, упрочения, расцвета, упадка, перерождения, крушения власти, т. е. всего ее жизненного цикла.

Кратогнозия (от греч. gnosis — знание) — совокупность знаний о власти, ее сути, содержании, особенностях, формах проявления, типах и видах власти, своеобразии их назначения и т. д.

Кратография (от греч. grapho — пишу) — описание власти; система знаний, характеризующих условия существования власти в экономическом, социально-политическом и духовном пространстве; наглядное (графическое) изображение этапов, ступеней, циклов, объемов, масштабов, силы влияния, регионов распространения техили иных типов, видов власти и т. д.

Кратодинамика (от греч. dynamikos — относящийся к силе, сильный) — раздел учения о власти, изучающий ее возникновение, эволюцию, движение, развитие, преобразования и трансформации, своеобразие проявления указанных характеристик в различных видах, типах власти.

Кратознание — совокупность знаний о власти, ее месте, роли, влиянии, многообразии типов, видов и форм, возможностях и судьбах в жизни общества.

Кратолог — специалист в области науки о власти. Кратологический тезаурус (от греч. thesauros — запас) — словарь, в котором максимально полно представлены слова того или иного языка, относящиеся к сфере власти, с обстоятельным перечнем примеров их употребления.

Кратология (от греч. logos — слово, учение) — одна из важнейших и пока еще мало разработанных общественных наук, учение о власти, ее разнообразии, закономерностях ее происхождения, функционирования и развития, о типах, родах и видах власти, их чертах и специфике, субъектах и объектах власти, носителях, функциях, задачах, механизмах, нормах и принципах, технологиях и процедурах власти, о сути и особенностях разделения властей, о взаимодействии Власти с другими сферами жизни и властей разного рода между собой, а также с зарубежными властями. Кратология может рассматриваться как целостная наука, система знаний (норм), включающая:общую кратологию, историю власти, теоретическую, практическую, прикладную, сравнительную, академическую, военную кратологию, социологию власти, логику власти, морфологию власти, педагогику власти, психологию власти, философию и этику власти, специальные виды кратологии, а всего более 70 отраслей и областей знания. Русский аналог понятия Кратология — властеведение. Данная монография и посвящена кратологии.

Кратомания (от греч. mania — влечение, страсть, безумие) — стремление, порой болезненное, к обладанию властью, нередко с тяжелыми последствиями для окружающих, а во властях высокого уровня — для целых регионов и стран.

Кратомафия (от итал. mafia) — мафия, вторгшаяся в сферу власти В той или иной стране, переключившая свою деятельность на обладание властью, сумевшая занять в ней ряд ключевых позиций и устремленная к полному контролю над данной властью, ее системой, структурой, рычагами.

Кратометрия (от греч. metreo — измеряю) — раздел кратологии, изучающий пространственные характеристики власти, приемы и способы их измерения и сопоставления.

Кратономия (от греч. nomos — закон) — раздел кратологии, исследующий законы возникновения и эволюции власти.

Кратополитика (англ. cratopolicy) — термин шведа Р. Челлена (1864—1922), рассматривавшего государство сточки зрения его силового потенциала и первым употребившего понятие "геополитика". Широкого распространения термин "кратополитика" не получил.

Кратософия (от греч. sophia — мудрость) — учение о власти как олицетворении, воплощении человеческой мудрости, позволяющей с помощью разумного влияния власти регулировать сложные человеческие отношения, соперничество и избегать беспощадной борьбы людей между собой. Однако до сих пор и сама власть в разных ее видах служит нередко объектом такой борьбы.

Кратосфера (от греч. sphaira — шар) — сфера действия конкретного вида власти в общей структуре человеческого общества и специфика этой сферы; пределы распространения, влияния данной власти.

Кратофагия (от греч. phagos — пожирающий) — разрушительное воздействие на общество тех или иных видов власти (например, диктаторской, деспотической, тиранической власти), их пагубных социальных последствий.

Кратофилия (от греч. philia — любовь, дружба) — любовь, склонность к использованию власти, к властвованию и подчинению себе других.

Кратофобия (от греч. phobos — страх) — паническая боязнь власти, особенно жесткой и деспотичной, чувство ужаса, испытываемое перед властью такого рода; враждебное отношение к власти и властям.

Кратоцентризм (от лат. centrum и греч. kentron — острие, средоточие) — отношение обладателей высшей власти к ней самой как самоцели и высшему смыслу общественной жизни; крайняя форма властного эгоизма.

Конечно, ни сам приведенный перечень научных понятий из области кратологии, ни характеристика десятков "кратий" не являются исчерпывающими.

К числу довольно широко используемых относятся интернациональные понятия, образованные с помощью окончания "архия" (от греч. аrche — начало, власть, главенство). Это широкий круг таких известных терминов, как анархия, диархия (двоевластие), епархия, иерархия, монархия, патриархия, полиархия (многовластие), олигархия. Отсюда же матриархат и патриархат. Заслуживают упоминания и монархи, олигархи, патриархи, иерархи и первоиерархи. А ведь мы еще не касаемся характеристики различного рода "властий". Назовем лишь безвластие, всевластие, двоевластие, единовластие, междувластие, многовластие, полновластие, самовластие, своевластие и т. д.

После такого экскурса в область обширного круга явлений и понятийного аппарата, рожденного в самой властной сфере и связанного с развитостью русского языка и его пополнением интернациональной лексикой, следует заметить, что и сам русский язык нуждается в дополнении его словарей и открыт для обогащения и развития. Наши словари еще весьма скромны и сводят все богатство кратологической терминологии лишь к властвованию и властолюбию, а также соответствующим вариациям этих слов.

Если обратиться к проявлениям власти "этажом ниже", это будет собственно власть человека над другим человеком, его влияние, часто безраздельное, безграничное и нередко бессердечное. Вариантов здесь множество: власть над "человеком с улицы", над подданным, над подчиненным, власть над отдельным лицом в группе, банде или неблагополучной семье и т. д. В большей части случаев нужно говорить о проявлениях "власти" (в кавычках), ибо они находят выражение не в цивилизованных формах, а в произволе, тирании, деспотии, надругательствах "человека" над "человеком", когда и тот и другой теряют свой человеческий, цивилизованный облик. Преодоление таких проявлений "власти" — многовековая мечта, одна из высших целей человечества, подчас даже и не осознаваемая большинством людей.

Гуманизм, демократизм, человеколюбие, уходящие корнями в седую древность, крепнувшие в дальнейшем через деяния Леонардо да Винчи и Галилео Галилея, Чарлза Дарвина и Луи Пастера, Джорджа Вашингтона и Томаса Джефферсона, Михаила Ломоносова и Дмитрия Менделеева, Климента Тимирязева и Ивана Павлова, дошли и до наших дней.

Обратимся, наконец, от уровня человека через уровень конкретной страны (минуя сословия, нации и классы) на уровень международный, межгосударственный.

Власть одного государства над другим государством — явление нередкое с давних времен. Подавляющие массы одних людей господствуют над другими массами, причем такое господство осуществляется от имени народа. Однако если даже выйти на вершину пирамиды властвования, на уровень сверхдержавы, то и это отнюдь не власть десятков миллионов ее жителей, а власть достаточно узкого круга лиц — обладателей несметных богатств и неограниченных возможностей влияния и владычества.

Вот таким и предстает в кратологии явление власти в его разнообразных аспектах, на различных уровнях и в различных его проявлениях.

Отсюда правомерен переход к вопросу о том, какова же именно эта власть.

Можно указать ряд исходных оснований для характеристики власти:

а) кому принадлежит, от кого исходит власть — гражданская она или военная, федеральная или местная, республиканская или городская, президентская или правительственная, царская или княжеская и т. д.;

б) из какой сферы жизни вычленена власть (законодательная, исполнительная, судебная, экономическая, идеологическая, духовная, религиозная, народная, наследственная, традиционная и т. д.);

в) на кого направлена власть — на население всей страны (на народ), на определенные слои, группы людей, на какие-либо категории населения (молодежь, женщины, пенсионеры) и т. д.;

г) какова по качеству власть (сильная, умная, прочная, крепкая, твердая; слабая, формальная, беспринципная, теневая, бесконтрольная; реальная, мнимая и т. п.).

Такого рода характеристик, проявлений власти можно назвать более полутора сотен. Понятно, что их следует систематизировать и классифицировать. Но и уже сказанное позволяет серьезно и осмысленно с позиций кратологии увидеть власть во всех ее ракурсах и ипостасях, понять, каков этот поистине неисчерпаемый феномен и какими возможностями располагает он в человеческом обществе. Он создан человеком и служит человеку, хотя нередко и мешает, и вредит ему. А точнее говоря, одним людям служит, другим — мешает.

5. Власть как предмет и объект науки

Как же можно сегодня охарактеризовать понятие власти?Как подойти к ней как к предмету и объекту науки?

Власть (англ. право управления — power, authority; господство — rule; греч. — kratos; лат. — auctoritas, imperium; нем. — Macht; исп. — poder; ит. — domino, potere; фр. — pouvoir; португ. — poderio; эсперанто — potenco.

В своих главных значениях власть — это:

1) способность, право и возможность тех или иных лиц, органов, учреждений, систем распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность конкретных людей, их общностей и институтов с помощью различного рода средств — права, авторитета, воли, принуждения;

2) государственное, политическое, экономическое, духовное и иное господство над людьми;

3) система соответствующих государственных или иных управленческих органов;

4) лица, органы, учреждения, облеченные соответствующими государственными, административными и иными полномочиями;

5) единолично распоряжающийся судьбами и жизнями многих людей монарх, диктатор, полководец и т.д.

Здесь раскрыта лишь суть власти, обозначена вершина смысла многозначного понятия, сформулированы только наиболее существенные, отправные, ключевые определения. Они могут уточняться и разнообразиться. Это подтверждает и отечественная, и мировая практика.

Обращая внимание на исключительную многогранность власти как социального явления, С. С. Фролов пишет: "Власть имеет множество степеней, оттенков и форм проявления от громкого окрика до шепота, от вспышки раздражения у маленького ребенка в его желании воздействовать на поведение матери до мобилизации в армию огромного числа людей. Для того чтобы несколько упорядочить множество властных форм, ученые прибегают к построению абстрактных идеальных моделей власти".

С. С. Фролов приводит три такие известные модели: 1) потенциальная власть, которая предполагает накопление ресурсов власти и тесную связь с определенными социальными позициями и ситуациями в обществе и социальных группах; 2) власть репутации — власть, принадлежащая определенным личностям и группам, которые хорошо известны в обществе; 3) власть принятия решения, которая показывает степень участия индивида или группы в контроле за принятием решения, в управлении социальными объектами.

В разнообразии властей, в многозначности их понятий и толкований особо выделим одну и постоянно будем иметь ее в виду на первом плане — власть государственную, ибо от нее зависит очень многое, ею часто предрешается почти все. Это власть властей, центральная, высшая в своей сути, отличающаяся от других властей. В свою очередь, и она может разнообразиться в своих видах, уровнях, предназначениях и ролях.

Власть занимает особое место в ряду социально-политических явлений и поворачивается к человеку множеством своих проявлений и своих ликов.

Разнообразная власть (в семье, армии, регионе, учреждении, государстве и т. д.), являющаяся своим согражданам, той или иной стране, целому миру во всем богатстве своих обликов, может характеризоваться с самых разных сторон. Именно поэтому люди пользуются обширным кругом понятий, передающих восприятие и ощущение власти людьми, многообразие отношений к ней и даже ее неприятие и отторжение. Диапазон этот очень велик — от любви до ненависти.

Характеризовать восприятие, ощущение власти можно по-разному: облик власти, лик, лицо, ипостаси и, наконец, роли власти, соответственно давая перечень и описание множества этих ликов и ролей.

Облик власти — это ее внешний вид, очертания, а также ее специфика, своеобразие и по-своему неповторимость.

Лик, лицо власти — ее индивидуальный облик, ее наружная, передняя сторона, фасад, открытый обществу и общественности. А главное — это такой облик, который или привлекает, или отталкивает людей в соответствии с их восприятием власти, отношением к ней, психологической реакцией на власть.

Наконец, упомянем и близкое к ликам власти понятие "ипостаси власти". В переносном смысле — это формы существования, способы бытия, формы проявления власти того или иного уровня либо тех или иных властей.

Таковы эти своего рода образы, облики, в которых те или иные власти являются людям, народу, гражданам, избирателям, подвластным и подчиненным.

Что касается понимания властной роли, то в политике — это характер участия власти в чем-либо, степень ее влияния, воздействия и своего рода партия, исполняемая конкретным видом власти на сцене жизни. Размышлять же обо всех этих ролях и ликах власти приходится потому, что такое удивительное явление, как власть, манит, привлекает, волнует, захватывает и затягивает, а потом и разочаровывает, отталкивает очень и очень многих, подчас целыми семьями, слоями, регионами и даже странами.

Неудивительно, что трудноодолимая способность увлечься властью объясняется обычно честолюбием, эгоизмом, личным интересом, тягой к сильным ощущениям и жаждой удовольствий, а также другими причинами, мотивами и стимулами. Очевидно, всегда есть и будут оставаться тайны, загадки, секреты власти, над которыми люди ломали головы веками. Наши потомки тоже будут доискиваться ответа на вопрос, почему столь похожи и зачастую пагубны жажда власти и жажда богатства. Видимо, суть дела — в необычайном многообразии человеческих чувствований и страстей, в неудержимой природной тяге человека ко всему необычному, новому, непривычному, к познанию и испытанию своих сил в разных ситуациях, в его вере в свои возможности, способности, дарования и, наконец, в нередком стремлении возвыситься над себе подобными, повелевать ими и получать от этого удовлетворение.

Итак, о каких же ликах, ипостасях, ролях и функциях власти следует сказать еще? Какими признаками можно обогатить уже называвшиеся смыслы власти?

Власть — это:

  • уникальный жизненный феномен; многогранное, глобальное ключевое общественное явление; порождение человеческого рода, социальной практики, хотя первичные проявления власти, и очень жестокие, вообще свойственны животному миру;
  • важнейшая многоплановая сфера интенсивной творческой, целеустремленной деятельности человека и его общностей, сфера приложения разнообразных человеческих сил, умений, талантов, реализации интересов, хитростей, мастерства, искусства человека, его нескончаемого совершенствования;
  • сильнейшая, не всегда адекватно осознаваемая страсть, одно из всепоглощающих, неодолимо желанных, но и тягостных влечений; сфера возможного удовлетворения амбиций и притязаний;
  • влекущая к себе и часто опасная, необычная и весьма трудная жизненная профессия; область карьеры и карьеризма, реализации, а нередко и провалов авантюрных наклонностей и тщеславия многих людей;
  • неисчерпаемый резервуар опыта и знаний (мудрости для мудрых), богатейший массив разнообразных идей и представлений, неотвратимо требующий своего выделения в самостоятельную науку;
  • очень солидный источник доходов, прибыли, наживы, весьма обеспеченного существования, сфера привилегий и благ;
  • обширнейшая область общения, взаимодействия, сотрудничества, согласия, партнерства, уважения, совместных действий, а вместе с тем и сфера разобщения, противостояния, конфронтации, соперничества, споров, притязаний, претензий, вражды и борьбы;
  • широчайшая сфера проявления милости, покровительства, но и жестокости власть имущих и угодливости, чинопочитания их окружения;
  • наконец, нередко это тяжкий крест, невыносимая ноша, бремя, злой рок, проклятье рода человеческого, источник и сфера нечеловеческих страданий.

Не правда ли, сколь многое здесь названо? А ведь отражено всего лишь самое важное, существенное, и этот перечень можно продолжить, ибо слишком уж объемна сфера многоликой власти, казалось бы, еще до наших дней доверху наполненная триумфами и драмами, надеждами и страданиями, комедиями и трагедиями, ликованием и отчаянием.

По мнению западных политологов, власть проявляет себя через следующие основные признаки и функции:

  • принуждение (прямое или косвенное);
  • приманивание (подкуп, обещания, посулы);
  • блокирование последствии (устройство помех конкуренту в борьбе за власть);
  • "создание требований" (искусственное формирование нужд, которые может удовлетворить лишь агент власти, своего рода политический маркетинг);
  • "растяжение сети власти" (включение дополнительных источников зависимости от субъекта власти);
  • шантаж (угрозы в настоящем или посулы бед от неподчинения в будущем);
  • подсказки (ненавязчивое внедрение в массовое сознание выгодных власти установок или предрассудков);
  • прямой или косвенный информационный контроль (с помощью предостережений, рекомендаций и т. д.).

Все это приводит к выводу, что сегодня необходимо создавать не идеальную схему идеальной власти, а полную научную картину той реальной властной практики, с которой люди имеют дело. Придется учиться глубже судить о противоречивой властной сфере с ее величием, великолепием, управляемостью, но и с ее хитростями, маневрами, обманами, выкрутасами, грязью, противоречиями, явной и тайной борьбой.

Чем скорее будет создана наука о власти, чем большим вниманием будет пользоваться эта наука, тем более глубоко и всесторонне будут разрабатываться новые представления о власти, ее понятийный аппарат, ее воистину неисчерпаемый банк информации. Как справедливо отмечал В. В. Мшвениерадзе, "понятие власти, впрочем, как и смежные с ним понятия авторитета, господства, влияния, силы и т. п., относится к числу тех многомерных категорий социального знания — философии, политологии, социологии, психологии, политической экономии, этики, права, — которые по мере углубления в их изучение порождают значительно больше вопросов, чем позволяют дать на них однозначные ответы".

Все более осмысленное, обстоятельное и углубляющееся в суть изучение явлений мира власти необходимо для того, чтобы поставить знания о власти на пользу человеку. О систематизации этих знаний речь пойдет в последующих главах. Но чтобы сейчас дать хотя бы общее представление об этой области человеческой деятельности и науки, назовем явления и понятия, рождаемые практикой власти и используемые в качестве фундамента системы знаний о власти.

Существуют различные типы, виды, сферы проявления власти (государственная, общественная, экономическая, духовная, церковная, военная власть, а также власть центра и местная, региональная, личная, родительская, семейная власть и др.).

Имеются различные субъекты, носители, держатели, обладатели власти; масштабы и объемы власти (неограниченная, ограниченная, локальная, личная и т. д.).

Наблюдаются различные модели, модификации, состояния и вариации власти (единовластие, двоевластие, многовластие, полновластие, всевластие, безвластие, комфорт, деформации, кризис, паралич власти и т. п.).

В так называемом правовом государстве определяющее значение имеет принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная). Нередко говорят о "четвертой власти" — прессе, средствах массовой информации (СМИ), их воздействии на общественные настроения и мнение. При таком подходе можно говорить и о других видах власти, например о власти рынка, влиянии общественного мнения, воздействии секса и порнографии.

В демократическом государстве главную роль играют устройство и система власти, участие людей в осуществлении власти, сила власти, контроль со стороны власти и контроль граждан за властью. Перспектива и идеал здесь — полное народовластие.

Среди тех, кто уделял внимание проблемам теории власти, не только юристы, но и социологи, философы, экономисты, психологи, педагоги и, разумеется, политологи (с начала возникновения политологии), а также специалисты естественных и технических наук. Имен здесь сотни.

Например, представляет интерес классификация определений власти, даваемая польским политологом Е. Вятром. Он различает шесть разновидностей таких определений: 1) бихевиористские (оценивающие власть как особый тип поведения, изменяющий поведение других); 2) телеологические (характеризующие власть как достижение определенных целей); 3) инструменталистские (рассматривающие власть как возможность использования определенных средств); 4) структуралистские (считающие власть особого рода отношением между управляющим И управляемым); 5) конфликтные (сводящие власть во многом к возможностям принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях); 6) определяющие власть как влияние, оказываемое на других, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться.

Дальнейшее познание и осмысление сути и проявлений власти, несомненно, приведет к уточнению такого рода классификаций.

Завершая вводящий в тему нашей книги разговор о власти как выдающемся феномене в жизни общества, о ее особой значимости и важности упорядочения и классификации имеющихся знаний, подчеркнем необходимость учитывать следующие ключевые моменты в общей научной картине власти.

Оценка власти (англ. assessment/raiting of the power) — это четкое и точное определение подлинной цены конкретной власти, ее компетенции, эффективности, уровня, достоинств, упущений и перспектив. Вместе с тем это и возможная оценка того или иного субъекта или объекта со стороны самой власти, т. е. высказывание властью, ее представителями мнений, суждений о ценности и значении чего-либо, чьей-либо деятельности, качеств, потенций и т. д.

Постоянно в фокусе человеческих суждений и мнений находится цена власти (англ. price of power) — плата за власть, за ее роль, за ее значение, действие или бездействие, которую платит общество в целом и люди в отдельности своим существованием, своим образом жизни, своей обеспеченностью или необеспеченностью. В особой мере это относится и к таким связанным с властью явлениям, как политика, революции

кризисы власти, общественные конфликты, войны, — их все более растущая цена, их зачастую тяжелые последствия.

Специального упоминания заслуживает и ценность власти (англ. value of power) — важность власти как социального института, как порождения человеческого ума и практики, как постоянно совершенствуемого института управления, влияния, упорядочения отношений в обществе и рычага господства над отдельными людьми, и их группами, и огромными массами людей. И по сей день идеальная и нелегко достижимая ценность власти — демократия, народовластие, народоправие в подлинном, истинном смысле этих высоких слов.

Назовем, наконец, и ценности власти (англ. values of power; values for power): 1) явления, предметы, представляющие общественный интерес и высоко оцененные населением как создания, порожденные той или иной властью (ее указы и декреты; ее шаги, меры, решения, действия; материально-овеществленные объекты, сотворенные в годы правления данной власти); 2) вещи, явления, предметы, высоко ценимые самой властью. Естественно, что в силу своей роли и возможностей власть, властители или обладают ими, или без большого труда могут иметь их и обладать ими.

И вот теперь, подчеркнув и высокую цену, и безграничную ценность власти, вдумаемся, как же власть оказалась вне своей науки. У общества, его истории, экономики, политики, культуры, морали, армии, техники и т. д. свои науки есть. У социологии вообще за полторы сотни лет возникло свыше 250 отраслей и областей знания. А у власти пока что своей специализированной науки как не было, так практически еще и нет. И все же мы не сомневаемся, что теперь-то, наконец, после наших публикаций, она будет.

СодержаниеДальше


 
© uchebnik-online.com