Предисловие к русскому изданию
Существует немало свидетельств , более ранних . чем первые письменные памятники , тому , что религии принадлежала ключевая роль в жизни общества . Тайны рождения , смерти , сомнение в бытие как таковом подвигали и мужчин и женщин дойти до истины в чем - нибудь — ком - нибудь или в загробной жизни . Кто - то сказал : " Никто не сможет понять любое человеческое существо без понимания его веры ".
В этой книге в ясной , доступной и увлекательной форме представлены статьи о всех видах мировых религий : от первобытных религиозных обрядов до таинств наших дней .
После обсуждения возникновения источников религии и общих вопросов в издании дается подробное описание древних религиозных учений — в Египте . Греции . Риме и в Скандинавских странах .
Примитивные религии наших дней отражены в статьях - очерках из многих частей света . Информация о большинстве восточных и мировых религиозных учений представлена сведениями по истории , о святых книгах , вероисповеданиях , вероучениях и обычаях в разных верах .
Более 50 авторов - специалистов из различных стран приняли участие в написании этого справочника . В своих трудах они использовали первоисточники , глубоко изучали предмет написания статьи . Например , раздел " Христианство " выдержан в особом идейном свете , и в этом его особая ценность . Их задача заключается в правдивом описании любой веры " как она есть ". Представленная информация изложена ясно , объективно , с пониманием ; различные веры сами говорят за себя .
В справочнике собран богатый фактический материал . Оценка и суждение остаются за читателем . изучает он эту книгу из академического интереса или для основательного исследования .
Подготовка этого издания представила авторам возможность пересмотреть и дополнить свои статьи и разделы . Например . " Иудаизм ". " Ислам " и " Христианство ", в частности , подверглись изменениям . Возникло много новых споров , идей о многонациональном обществе .
Соответственно был пересмотрен краткий фактический глоссарий , раздел , получивший высокую оценку многих читателей .
Новые цветные рисунки , диаграммы , схемы и даже цветные фотографии несомненно улучшили это издание .
Надеемся , что эта книга , впервые изданная на русском языке , сделает людей всех конфессий , всех верований ближе , терпимее друг к другу , будет способствовать идее сближения и взаимопонимания .
Авторы
Джон Аллан, организатор молодежи, Белмонтская церковь, редактор журнала "Aware". Духовные искания.
Профессор сэр Норман Андерсон, бывший зав. кафедрой восточного правоведения и директор института повышения юридического образования, Лондонский университет. Исламское право.
Д-р Джордж Бэнкс, хранитель музея при Манчестерском университете. Англия. Земля ацтеков и инков: Америка до Колумба.
Д-р Роберт Бэнкс. настоятель прихода теологической семинарии Фуллера. Пасадена. Калифорния. США. Завет; ^Бог говорящий; Тора и Мишна.
Д-р Аксель-Ивар Берглунд. профессор миссиологин и культурной антропологии Уппсальского университета, Швеция. Очерк 10: Зулусы.
Д-р Джон Бертронг. лектор центра изучения религий, Торонтский университет. Канада. Мудрецы и бессмертные: религии Китая.
Д-р Барбара М Боул, бывший преподаватель примитивных религий, Селли- Оук Колледж, Бирмингем. Англия. Очерк I: Азия; Као-дай и хоа-хао.
Ньювел С. Бут. профессор религии, Майамскнй университет, Оксфорд. Огайо. США. Религии Африки; Эпос Луба.
Пигер Брайерли, исполнительный директор. Христианская научная ассоциация. Лондон, Англия. Христианство сегодня.
Преподобный Роберт Броу, Баттерси, Онтарио, канадская служба в Епархии Кипра и Гольфстрима. Происхождение религии.
Преподобный д-р Колин Бучанан, (ранее директор колледжа Св. Джона. затем епископ Эштонский, епархия Бирмингема), викарий церкви Св. Марка. Гнллннгхем. Кент; почетный ассистент епископа в епархии Рочестера. Англия. Христианские обряды.
Хуа Ви Хьян, настоятель церкви Эммануэля, Лондон. Англия. Почитание предков.
Харви М. Конн. профессор миссионерства. Теологическая семинария Вестминстера. Филадельфия. США. Очерк 4: Корея.
Э. Дэвид Кук. директор Уантфилдского института. Оксфорд, и член Совета Грин Колледжа. Оксфорд. Англия. Плюралистическое общество.
Д-р Джеффри Каулинг, бывший старший преподаватель истории. Макуэйрс-кнй университет, Австралия. История народа; Моисей; Ездра; Теодор Герц.1ь; События в иудаизме.
Преподобный д-р Клайд Карри Смит. почетный профессор древней истории и религии. Висконсинский университет. США. Профессор кафедры изучения религий Ньюкастлского университета. Древние религии Греции и Рима.
Преподобный Дуглас Дэвис. преподаватель религий. Ноттингемский университет, Англия. Изучение религии; Религия гуру: вера сикхов; Мифы и символы.
Ричард Г. Драммонд. почетный профессор экуменической миссии и истории религии, Дубьюкский университет, теологическая семинария. Дубьюк, Айова, США Гаутама — Будда и его время; Учение Будды.
Преподобный Вильям X. Эдварде, священник, Единая церковь в Австралии. Очерк 6: Аборигены Австралии.
Преподобный д-р Р. Т. Франс, директор Внклифф-Холл. Оксфорд, Англия, Иисус; Библия.
Д-р Раймонд Хаммер. Бессмертное учение: индуизм; Корни: развитие религии индусов; Индуизм за пределами Индии; Реформаторы и лидеры; Пути к правде: великие толкователи; Концепции индуизма; Карма и дхарма: этика индусов; Индуистские обряды и праздники; Освобождение от жизни.
Преподобный д-р Дэвид Харли, бывший директор. Олл-Нейшнз христианский колледж, Варе, Хертс, Англия. Избранный народ: иудаизм; Жизнь в еврейской семье.
Д-р Джон Р. Хнннеллс, профессор религии, Школа изучения стран Востока и Африки, Лондонский университет, Англия Космическая битва: зороастризм; Митраизм: культ быка; Доблесть и вера: парсы.
Лесли Хоггарт, бывший лектор института изучения америндов. Университет св. Эндрю. Шотландия. Очерк 12: Анды.
Д-р Аке Хулткрантц. профессор истории религии. Стокгольмский университет. Швеция. Доисторические религии; Кочевники степей.
Преподобный Джеймс Ирвин, бывший декан факультета по изучению полинезийских народов и маори. Кнокс-кол-ледж. новозеландская пресвитерианская церковь. Очерк 7: Маори Новой Зеландии.
Д-р Дэвид Керр. профессор ислама; директор Дункан Блэк Макдональд центра по изучению ислама и христи-анско-мусульманских отношений: Редактор газеты "The Muslim Worker" Гарвардская семинария. Коннектикут. США. Ислам как религия; Единство и разнообразие в исламе.
Преподобный Кристофер Лэмб. секретарь Церковной комиссии по связям между вероисповеданиями и Консультативной группы при Английской церкви. Лондон. Англия. Роль и значение христианства.
Д-р Тонн Лэйн. преподаватель христианской доктрины, Лондонский библейский колледж, Англия. Новая общность церкви; Западная культура.
Преподобный каноник д-р Миртл С. Лэнгли. директор епархального педагогического центра, бывший зав. кафедрой практической теологии и мнссиоло-гии, Тринити-Колледж, Бристоль, Англия. Уважение ко всем формам жизни: джайнизм.
Д-р Карл Лелигер. старший преподаватель религии, отделение истории, Университет Папуа Новой Гвинеи, Меланезия; Новые мифы: грузовые культы.
И. Говард Маршалл, профессор толкований Нового Завета. Абердинский университет, Шотландия. Христианские верования.
Доктор теологии, Вульф Мети, бывший профессор Мюнхенской Высшей школы. Германия. "Просветление": буддизм: Будда — просто хороший индус?: Буддизм на карте мира: От памяти к письму: Одна цель, много путей: Распространение буддизма на Западе.
А. Р. Миллард. профессор древнееврейского и древних семитских языков. Ливерпульский университет. Англия. Колыбель цивилизации: древний Ближний Восток.
Дж. У. Е. Ньюбери. почетный профессор (изучение коренного населения). Садберский университет. Канада. Очерк 11: Коренное население Северной Америки.
Д-р Майкл Пай. профессор религии, Ланкастерский университет, Англия. Мозаика традиций: религии Японии.
Преподобный А. Д. Роджерс, бывший старший преподаватель теологии и религии. Дорсетский институт высшего образования, Англия. Очерк 8: Мадагаскар.
Джон Раффл, хранитель Восточного музея в Даремском университете, Англия. Древний Египет: страна царствующих жрецов: Египетские храмы: дома власти.
Джоан Е. Рул, бывший старший преподаватель английского языка. Даулий-ский учительский колледж, Папуа Новая Гвинея. Очерк 5: Фоу Папуа Новой Гвинеи.
Преподобный каноник Майкл Сэдгро-ув. проректор и регент хора Кафедрального собора в Ковентри, Англия. Ветви церкви: Жизнь христианства.
Преподобный д-р Вернер Шиллинг, преподаватель зарубежной религии и миссиологни. Свободные теологические семинарии, Германия. Единство и мир: бехаизм: Преследования бехаи-тов.
Лотар Шмальфус, директор программы, Мюнхенский университет, Германия. Мухаммед: Наука, искусство и культура в исламе.
Эрик Дж. Шарп, профессор религии, Сиднейский университет, Австралия. Крупнейшие религиоведы.
Преподобный д-р Энтони К. Тиселтон, профессор христианской теологии и заведующий кафедры теологии Ноттин-гемского университета. Англия. От экзистенциализма к постмодернизму.
Анжела Тилби, продюсер религиозных программ Би-Би-Си, Англия. Глоссарий (в соавторстве с д-ром Д. Д. Юлом)
Д-р А. Р. Типпетт. Очерк 2: Океания.
Д-р Гарольд В. Тернер, пресвитерианский теолог, руководитель трастовой программы "Евангелие и культура", Окленд, Новая Зеландия. Мир духов: Христианство и первобытные религии: Святые места, священные календари.
Проф. Эндрю Уоллс. руководитель кафедры по изучению религии, Абердинский университет. Шотландия. Древние религии северной Европы.
Филип Уолтере, руководитель исследовательской группы, Кенстонский институт, Оксфорд, Англия. Коммунизм и посткоммунизм.
В, Монтгомери Уатт, бывший профессор арабской и исламской культуры. Эдинбургский университет, Шотландия. Ислам: путь пророка.
Дж. Кристи Уилсон. профессор всемирной свангелизации. Теологическая семинария Гордон-Конвела, Южный Гамильтон, Массачусетс, США. Коран.
Марвин Р. Уилсон, преподаватель библейских учений, Гордонский колледж, Массачусетс, США. Ветви иудаизма: Влияние иудаизма.
Д-р Эдвин М. Ямаучи. профессор, кафедра истории, Университет Майами, Оксфорд, США. Тайное знание: гностики: Мандеи: уцелевшие гностики: Вера света и тьмы: манихейство.
Майкл Дж. Назир-Али. Ислам в современном мире.
Преподобный д-р Джон-Дэвид Юл, викарий Свавезии и Фен-Драйтона, включая Коннигтон. епархия Или, Англия. Глоссарий (в соавторстве с А. Тилби)
Развитие религии
Каждый мужчина - мусульманин обязан однажды в своей жизни совершить паломничество в Мекку . Эти паломники отправляются в путь из Асуана .
Дуглас ДэвисДуглас Дэвис
Что такое религия? Имеется немало определений. Некоторые авторы описывают ее как "веру в духовные существа". Другие предприняли попытку дать более основательные определения в плане представлений верующих либо исполняемых ими действий.
Вот некоторые из различных подходов к религии:
- • Антропологи описывают религиозные верования и практику в том виде, как они существуют в общественной жизни. Религия помогает людям объединиться для совместной деятельности и уяснения смысла жизни. Религиозная практика часто является ответом на трудности жизни.
- Социологи подчеркивают социальное измерение религиозных идей. Религия помогает достичь согласия во взглядах на мир. Она предоставляет индивидууму чувство целесообразности и смысла.
- Историки описывают религию с точки зрения событий, вытекающих из верований.
- Теологов интересуют верования сами по себе, вопрос их истинности и то, как они воспринимаются людьми. Социологи подчеркивают социальное измерение религиозных идей. Религия помогает достичь согласия во взглядах на мир. Она предоставляет индивидууму чувство целесообразности и смысла.
- Историки описывают религию с точки зрения событий, вытекающих из верований.
- Теологов интересуют верования сами по себе, вопрос их истинности и то, как они воспринимаются людьми.
Различие в подходах определяется их разным назначением, и каждый из них по-своему ограничен. В качестве фундаментального выступает различие в позициях: с одной стороны, существует подход верующего, с другой — подход исследователя.
Взгляд на религию изнутри
Термин "теология" обычно служит для обозначения исследования той религии, которую исповедуют. Теологию интересует содержание религиозных доктрин, которые сформировались на протяжении многих лет. Это зачастую приводит к образованию различных традиционных школ и разделению на секты внутри веущих религий.
Данный подход далее связан с применением этих знаний в повседневном поведении, что составляет предмет этики, а также в специальных актах богослужения, составляющих литургию.
Данные названия используются в христианской теологии, однако аналогичные области можно найти и в других мировых религиях.
Теология, таким образом, является изучением религии изнутри. Она исходит из предположения об истинности данной веры. Далее вера подлежит более полному исследованию, и нередко делаются попытки соотнести эту веру с изменяющейся ситуацией в мире. Теология всегда покоится на религиозной традиции.
Взгляд на религию извне
Исследовательский подход к религии означает нейтральную, непредвзятую форму изучения. При этом рассматривается сама форма религии, а вопрос о ее истинности не ставится. Выражение "исследовательский подход" может вводить в заблуждение, если под этим понимается, что верующие люди не способны разумно рассматривать явления, относящиеся к области религии. Очень часто оказывается, что они вполне это могут делать. Но в исследовательской. объективной или научной перспективе основное внимание обращено на внешние, видимые аспекты религии даже в тех случаях, когда это означает необходимость скорее описывать природу религиозного опыта людей, нежели пытаться дать более точное определение великим вопросам истины и сознания присутствия Бога, как это ощущают сами верующие. С одной стороны, выступая в качестве верующих, религиозные люди могут говорить об интимных сторонах религиозной жизни, а с другой стороны, они как исследователи могут оценивать мировосприятие других верующих.
Какие же различные методы используются учеными при изучении предмета религии и каковы те основные идеи, которые помогут нам разобраться в сущности "исследовательского подхода"?
Эти различные подходы, конечно же, не являются взаимоисключающими. В действительности каждый метод исследования может дополнить общую картину.
Подобный взгляд противостоит "редукционизму" некоторых подходов. пытающихся объяснить все в терминах одной теории. Согласно им религия представляется сугубо как результат действия экономических, сексуальных или эволюционных движущих сил.
Например, Маркс объяснял религию в экономических терминах. Фрейд использовал термины сексуальной теории.
Религия и человеческое поведение
Антропология является наукой, изучающей человеческое поведение. Рассматриваемая в качестве определенным образом организованного поведения. религия доступна наблюдению, как и любая другая человеческая деятельность.
Как научная дисциплина, антропология чрезвычайно расширила наши представления о населяющих мир народах, в особенности о тех, что существуют в форме первобытных племен. Антропологи, начиная с прошлого столетия, проявляют особый интерес к изучению подобных племен в надежде соотнести данные этой новой научной дисциплины с теорией эволюции.
Невозможно понять человечество, не поняв его религиозных верований. Иногда наивная, иногда проникновенно-благородная, иногда утонченная, иногда жестокая, иногда наполненная всепоглощающей нежностью и любовью, иногда мироутвер- ждающая, иногда отрицающая мир, иногда обращенная внутрь, иногда имеющая характер вселенской миссии, иногда поверхностная, а часто глубокая по своему содержанию — религия пронизывает жизнь человека с давних незапамятных времен".
Индусы совершают омовения в реке Гонг , одной из священных рек , чтобы смыть с себя как физические , так и духовные нечистоты .
Эволюция
Исследования Чарльза Дарвина предоставили ученым возможность такого теоретического объяснения религии, которое не вытекало из аргументов философов XVIII века: Г. В. Ф. Гегеля, И. Г. Гардера.
Вместо абстрактных идей прогресса и развития, такие исследователи, как Э. Б. Тайлор. Д. Д. Фрэзер и У. Робертсон Смит, работы которых приходятся на период между 1870 и 1920 годами, поставили себе задачу обозначить конкретные периоды в истории человечества посредством характеристики верований, которых придерживались люди на сменяющихся исторических этапах. Они дали названия этим этапам религиозной истории, основываясь на собственной, в основном спекулятивной теории доминирующих признаков, определяющих каждый из них.
Нередко делались высказывания об утрате религией значимости с приходом научной стадии в истории человеческой мысли на смену религиозной. Подобный аргумент характерен для сэра Д.Д. Фрэзера, чья книга "Золотая ветвь" все еще продолжает издаваться, хотя эта работа основана в большей степени на спекулятивных выводах, нежели на фактах.
Функционализм
В XX веке происходит заметное изменение в подходе к изучению религии, в частности, изменилась постановка вопроса о развитии религии. Вместо основанного на эволюционной точке зрения вопроса о том. каким образом возникла религия, антропологи стали обращаться к проблеме того, какую функцию выполняла религия в том или ином обществе. Антрополог Э. Эванс-Причард выразил это очень точно словами: "Религия является тем, что она делает". Бронислав Малиновский (1884- 1942). оставив историческое направление, сосредоточил свои усилия на изучении роли, которую играла религия у жителей острова Тробрианд, куда он был интернирован во время первой мировой войны.
Малиновский полагал , что существуют объективные законы культуры, которые можно приложить и к религии. Индивидуальные потребности в пище, жилье, половых отношениях и безопасности могут также рассматриваться в качестве социальных нужд, которые удовлетворяются людьми совместно через посредство экономических, политических, родственных и религиозных институтов. Пользу магии он видел в том, что благодаря ей отдельные люди занимали руководящее положение во времена общественных кризисов. Вследствие этого появлялась возможность предпринимать определенные позитивные действия и избегать хаоса в поведении. Возникнув в ответ на стремление людей выжить, религия наряду с магией явилась основной объединяющей силой в обществе. Магические действия, совершаемые перед лицом стихийных бедствии. давали людям своеобразную психологическую защиту от чувства страха. Данная теория была создана Малиновским главным образом на основании его наблюдений за первобытным обществом, однако, как свидетельствуют о том его дневники, опубликованные много лет спустя после его смерти, возможно, на характер построенной им теории религии большое влияние оказал его собственный страх одиночества, темноты и смерти.
Структурализм
Начиная с 50-х годов антропологи в большей степени обращают внимание на роль религии в выражении структуры общественных идей, ценностей и верований. Они пытаются установить картину взаимосвязей между различными доктринами, задаются вопросом о том, как люди разрешают спорные ситуации, организуют систему религиозных взглядов и какова внутренняя логическая структура религии.
Например, буддисты в деревнях прибегают к услугам заклинателей духов, чтобы избежать различного рода неприятностей. Возникает вопрос: каким образом им удается не вступать в противоречие с буддийскими идеалами, не признающими целесообразности подобных заклинаний? Или как различные группы христиан соотносят понятие Троицы с имеющимися у них представлениями о повседневной жизни? Данныйструктуральный подход привлекает внимание к проблеме организации человеческого мышления и упорядочения нашего сложного мира.
Религия и человеческий разум
В то время как в XIX веке ученые довольствовались тем, что рассматривали идеи антропологии в комплексе с вопросами, касающимися человеческого мышления, в XX веке психика человека стала предметом особого внимания психологов. Зигмунд Фрейд в своих работах во многом исходит из идей эволюционной антропологии, в особенности тех, что содержатся в знаменитых "Лекциях по религии семитов" Уильяма Ро- бертсона Смита (1889).
Однако он хотел показать и то. каким образом сила, лежащая в основе человеческой психики и происходящая из своеобразной сексуальной энергии, называемой им "либидо", приписывает божеству то отношение, которое своим происхождением обязано взаимоотношениям ребенка с его человеческим отцом.
Проекция
Здесь мы встречаемся с одним из основных понятий, используемых в исследованиях религии: термин "проекция" отражает суть не только психологического подхода Фрейда, но и более ранней философской позиции Фейербаха (1804-1872), утверждавшего, что высказывания о Боге в действительности следует относить к человечеству. Люди склонны сначала создавать свои представления о Боге и лишь затем начинают рассматривать их как существующие в действительности. Таким образом, для правильного понимания теологии необходимо пойти в обратном направлении и рассматривать религиозную доктрину с точки рения человеческих отношений. Фейербах оказал влияние на Маркса и Энгельса и, таким образом, способствовал возникновению коммунистического общества с присущим ему взглядом на религию как устаревший способ объяснения жизни.
Фрейд также пришел к мнению о бесполезности религии, что показано в книге "Будущее одной иллюзии" (1927), где проекция предстает в виде иллюзии: человеческий разум, как это ни прискорбно, уводит людей от истины и действительности.
Психолог Уильям Джеймс оценивал роль религии значительно более положительно. В своей книге "Многообразие религиозного опыта" (1902) он дает довольно полное описание религиозного опыта людей, сравнивая и противопоставляя две его разновидности, которые он называет "религией душевного здоровья" и "религией страждущей души".
Для Джеймса ценность религии заключается в том, что она помогает людям обрести более позитивное и уверенное отношение к жизни. В конечном счете религия дает человеку понять, что не все у нас в порядке, и показывает, как можно спастись от имеющихся пороков. Иначе говоря. религия помогает нам в утверждении верных представлений о самих себе и окружающих условиях для того, чтобы мы не стали жертвой несовершенств жизни.
Религия и общество
В начале XX века быстро развивается новая научная дисциплина — социология. Идея проекции здесь также обладает большой значимостью, особенно для Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Своей знаменитой работой "Элементарные формы религиозной жизни" он во многом обязан все тем же лекциям Робертсона Смита. В этой работе он исходит из эволюционной точки зрения на религию, но не принимает мнения о том. что религиозные идеи являются попросту продуктами заблуждения человеческого ума. В этом вопросе Дюр- кгейм как социолог не был согласен ни с психологией Фрейда, ни с умозрительной антропологией Фрэзера. !юркгейм был убежден в том. что в религии есть нечто реально значимое и ее нельзя считать самообманом человека. Пытаясь распознать реальность. лежащую в основе религиозного поведения, он также не соглашался с объяснениями, которые выдвигались теологами, поскольку пришел к выводу о том, что такой реальностью было само общество. Идея общества занимала Дюркгейма так же сильно, как работа подсознания — Фрейда. Он считал, что законы, управляющие социальными группами, отличны от тех, которые действуют в жизни отдельного
Крупнейшие религиоведы
Фридрих Макс Мюллер (1823-1900)
Фридрих Макс Мюллер , которого часто называют отцом сравнительного религиоведения , родился в семье немецкого поэта - романтика . Учился он в Лейпциге и Париже , где и начал свою первую крупную работу — мону - менталвное издание санскритского текста " Риг - веда ", опубликованного в четырех томах в период с 1849 по 1862 год . В 1846 году Мюллер переехал в Англию и провел там ( в Оксфорде ) большую часть своей жизни , став в 1868 году профессором сравнительного языкознания . Мюллер был плодовитым автором . К его более поздним книгам относятся : " Сравнительная мифология " (1856), " Введение в науку религиоведения " (1873), " Индия , чему она может нас научить ?" (1883). Среди его работ следует также отметить три серии гиф - фордских лекций и два тома воспоминаний . Благодаря ему была издана 50- томная серия " Священные книги Востока ", до сих пор являющаяся бесценным источником для изучения религии .
Мюллер был первым , кто предложил вниманию англоговорящего общества работы о религиях остального мира . Он истолковал западному человеку суть древних и современных религий Индии живым , пусть порою и необычным причудливым способом . Однако его теории о том , что религия возникла вследствие персонификации природных явлений , позднее были полностью вытеснены другими .
Эдвард Бернетт Тайлор (1832-1917)
В начальный период своего развития сравнительное религиоведение занималось преимущественно происхождением и эволюцией религии как универсального , всеоб - щечеловеческого явления . Э . Б . Тайлор , ставший в 1896 году первым в Великобритании профессором антропологии , ввел в обиход в 1860- х годах термин " анимизм " — для описания того , что он считал самой ранней стадией в эволюционном процессе религии — простой " веры в души и w /xoe". Результатом проведенных Тайло - ром в Мексике исследований стала его первая книга — " Анагуак " (1861). Впоследствии он опубликовал " Исследования по ранней истории человечества "(1865) и свою самую важную работу — " Примитивная культура " (1871), в которой ясно излагается теория " анимизма ". Если вкратце , то сущность ее заключается в том , что опыт сновидений и состояний транса привел раннее человечество сначала к вере в отдельную " душу " (anima) в людях , затем к вере в духов — в души , живущие после смерти людей 8 растениях , животных , в атмосфере и т . д . Из этой веры в души и духов и развивалась в конечном счете вера в богов .
Уильям Джеймс (1842-1910)
Уильям Джеймс , брат американского романиста Генри Джеймса , выступил на рубеже XIX и XX веков популяризатором нового ответвления науки — психологии религии . Его книга " Многообразие религиозного опыта " (1902) является классической и по - прежнему широко читается сегодня . Получив медицинское образование в 1870- х годах в Гарварде , Джеймс преподавал как физиологию , так и психологию (1870- е годы , Гарвард ). В 1890 году он опубликовал знаменитый учебник " Принципы психологии ". Большинство его книг , в том числе " Зависимость веры от воли " (1896), " Прагматизм " (1907), " Человеческое бессмертие " (1908) вначале представляли собою курсы лекций .
В своем " Многообразии религиозного опыта " он описывает ряд важных отличий между типами религиозного опыта . Самым известным из них является различие между оптимистической религией душевного здоровья , ярко выраженные примеры которой даны христианской наукой , и религией страждущей души , по сути своей пессимистической ( традиционный кальвинизм ). Джеймс также немало писал о мистицизме и " измененных состояниях сознания " и делал это за много лет до того , как предмет этот стал модным . Он увлекался Э . Сведенборгом , и его собственной религией был неотчетливый теизм , достаточно далекий от ортодоксального христианства . Подход Джеймса к предмету исследования был слишком индивидуалистическим , им фактически ничего не сказано об общих аспектах религии , хотя , следует быть справедливыми , работы его заслуживают внимания .
Уильям Робертсон Смит (1846-1894)
Робертсон Смит , известный прежде всего своей авторитетной книгой " Лекции по религии семитов " (1889), был священником Свободной Церкви Шотландии . В 1870 году он стал профессором кафедры Ветхого Завета в колледже этой церкви в Абердине . В начале 1880- х годов был уволен с кафедры за преподавание " не в духе Св . Писания ". В 1883 году был избран профессором арабского языка в Кембридже . Либеральный евангелист , он внес большой вклад в соединение традиционного филологического изучения Библии и новых антропологических знаний .
В 1879 году Смит посетил Северную Африку . Большое впечатление на него произвело существование среди синайских бедуинов тотемизма . Результатом поездки стала его первая важная работа — " Родство и брак в ранней Аравии " (1885). В более поздних " Лекциях по религии семитов " он сконцентрировал внимание на концепции жертвоприношения . Смит видел в жертвоприношении не столько соглашение , узаконенное урегулирование спора , сколько установление общения с божеством . Он также считал , что в религии традиция и ритуал часто более важны , нежели сама система верования . Смит придерживался того мнения , что изучающий религию должен быть точным , сочувствующим и симпатизирующим наблюдателем и полагал , что такой подход жизненно важен . Влияние Смита было достаточно большим : он побудил Дж . Г . Фрэзера изучать тотемизм и был одним из предвестников социологического изучения религии .
По этой причине он , почти единственный из всех своих современников , высоко почитается как социологами , так и антропологами . Несмотря на конфликт с церковными властями , Смит оставался в своей вере евангелистом .
Натан Сёдерблум (1866-1931)
Прочная связь между сравнительным религиоведением и христианской теологией была установлена в начале XX столетия группой ученых , самым выдающимся из которых был , пожалуй , Натан Сёдерблум . Сын сельского лютеранского священника , он был пастором шведской дипломатической миссии (1894-1901). В 1901 году он стал профессором сравнительного религиоведения в Уппсале ( Швеция ) и оставался им до того , как был назначен в 1914 году архиепископом Уппсалы , которым являлся до самой своей смерти в 1931 году . Его научная деятельность охватывала многие области : он изучал Иран , лютеранство , католический модернизм и занимался сравнительным общим религиоведением .
Немногие книги Сё - дерблума были переведены на английский язык , однако его гиф - фордские лекции ( опубликованные после смерти , в 1931 году ) читались в свое время очень широко . Сёдерблум предпринял попытку найти место внутри христианства историческому протестантизму и христианству — место в системе других религий мира . Он указал на важные различия между " мистической " и " данной откровением " формами религии , а позднее — между двумя формами мистицизма : " мистицизмом личности " ( Павел , Лютер ) и " мистицизмом бесконечного " ( индийская религия ). Наряду с этой академической работой , Сёдерблум внес неоценимый вклад в христианство XX века как один из создателей экуменического движения . В 1930 году он был удостоен Нобелевской премии мира .
Рудольф Отто (1869-1937)
Получив образование в Эрлангене и Гёттингене , Отто отдал большую часть своей карьеры преподавательской работе в Гёттингене , Бреслау и Марбурге . Первоначально он занимался изучением лютеранства , затем обратился к философии и психологии религии . После 1911 года Отто занялся изучением индийских религий . Самая его известная и важная работа — " Идея Святого " — появилась сначала на немецком языке (1917), затем на английском (1923). В ней он попытался показать , что религия начинается с " чувства божественного присутствия ", чувства " совершенного иного " божества , вызывающего страх и одновременно очаровывающего .
В результате изучения индийских религий появились работы : " Мистицизм Востока и Запада " (1932) и " Религия Милости Индии " (1930), а также критическое издание " Бхагавад Гиты " (" Изначальная Гита ", 1939). В 1921 году Отто , убежденный в важности живого межрелигиозного диалога , основал Межрелигиозную Лигу . Однако создание Лиги не увенчалось успехом . В последние годы жизни его интернационалистические взгляды привели к столкновениям с нацистским правительством Германии . Умер Отто в 1937 году .
Самый важный вклад Отто в изучение религии заключается в том , что он настаивал на важности непосредственного не связанного с разумом опыта по любой оценке природы религии . Хотя " Идея Святого " не всегда понималась правильно , она все же прямо обращалась к разуму XX столетия и помогла заложить фундамент для позднейшей работы в области личного религиозного опыта и мистицизма .
Интерес к антропологии в XIX веке был вызван экспедициями наподобие кругосветного плавания , которое Чарльз Дарвин совершил на борту британского корабля " Бигль ".
человека. Общество можно изучать примерно так же, как ботаники изучают растения. Религия — это такая сфера человеческой деятельности, где, говоря о богах, подразумевают социальную действительность.
В определенном смысле подход Дюркгеима был похож на фейерба-ховский, то есть он полагал, что люди только думают, будто они верят в Бога и говорят о нем, на самом же деле, не отдавая себе в том отчета, они толкуют об окружающем их обществе. Следует также принять во внимание, что для Дюркгеима. который сам не верил в существование Бога независимо от человечества, общество обладало такой большой значимостью, что оно вполне могло занять место Бога. По его словам, общество существует до рождения человека и после его смерти. Оно снабжает человека идеями для размышления и дает язык, чтобы говорить. Поэтому, хотя люди и проецируют эти идеи на божество, сами по себе идеи являются верными, более того, они необходимы, поскольку составляют основу морального единения общества.
Позитивной функцией религии занимался социолог Макс Вебер (1864-1920). Он исследовал влияние религиозных идей на активную общественную жизнь группы людей. Его известная монография "Протестантская этика и дух капитализма" представляет собой попытку показать то. как кальвинистская идея предопределения привела верующих к выбору серьезной, правильной и разумной жизни. В этой жизни они попытались исполнить призвание быть добрыми проводниками Божьей благодати. Это привело к ситуации, в которой коммерция и промышленность могли быстро развиваться с максимальными инвестициями капитала и с минимальными потерями энергии со стороны тех. кто эти товары производил. Таким образом, религиозная идея мотивировала активность. деятельность в мире, а не обеспечивала анестезию для мирской жизни, как утверждал Карл Маркс.
Феномены религии
Феноменология отличается от более ранних подходов к изучению религии тем, что она не интересуется ни историческим происхождением религии, ни ее функцией в современных условиях. Она занимается классификацией феноменов, которые ассоциируются с религиозными традициями: объекты поклонения, ритуалы, доктрины или чувства.
Одним из самых выдающихся последователей феноменологии религии был Герард ван дер Леув (1890- 1950). Для него сила, власть были источником и основополагающей сущностью всех религий; проявляются они разными путями; от идеи мана (нематериальная сила, существующая в некоторых избранных людях и предметах) в меланезийской религии до благоговения и удивления в других религиях мира. Феноменология Леува заключается в описании тех многих путей "повеления человека по отношению к этой силе ". Спасение происходит в том случае . если человек обладает источником этой силы или достигает этого источника .
Религиозный опыт человека , конечно . не может наблюдаться кем - либо со стороны . Последователь феноменологии может наблюдать лишь следствия религиозного опыта людей . Таким образом , феноменология не занимается решением вопросов истины . Она лишь описывает то . что способен видеть посторонний наблюдатель .
Идея святого
Мирча Элиаде родился в Бухаресте в 1907 году , работал , в том числе занимался преподавательской деятельностью , во многих частях земного шара . Он является самым известным и наиболее влиятельным представителем науки , занимающейся изучением истории религий . Трудно провести различительную черту между историками религии и последователями феноменологии религии , так как их взгляды относительно близки . Так . например , Элиаде . исследуя исторические фазы развития религий , изучает и идею " святого ". Каковы различные пути , приводящие человечество к осознанию идеи " святого "? Решая эту задачу , Элиаде обсуждает пути , в которых проявляется священное . включая и священные места , и святых людей . Пути эти называются иерофаниями .
Например , Иисус Христос , говорят . был высшим путем проявления Священного , потому что в нем , в Иисусе , это Священное , в привычном смысле принадлежащее миру , совершенно отличному от нашего , проявляется как что - то , принадлежащее нашему миру именно в человеческой его . Христа , природе . Элиаде полагает , что способность западного мира воспринимать священное ослабела и задачей истории религий является помощь в новом обретении этого чувства в пределах , разумеется , материалистической жизни Запада .
Мысль Элиаде заставляет вспомнить известную книгу Рудольфа Отто " Идея Святого ", в которой тот утверждал , что природа источника религиозного опыта вызывает магнетизм и благоговение и именно в этом чувстве — реальность любой истинной религии .
Изучение языка
В 1888 году , том самом , когда Смит читал бернеттовские лекции " Религии семитов ". Фридрих Макс Мюллер прочитал гиффордекие лекции , озаглавленные " Естественная религия ". Мюллер рассказал , как он , будучи еще молодым человеком , загорелся идеей перевода священных текстов Индии и как его ранняя работа по языкознанию привела его к изучению мифологии и , в конечном счете . к " науке религии ", религиоведению . Религия — это то умственное состояние , которое " делает человека способным понять Бесконечное под различными именами , а наука религии — это попытка проследить развитие имен , которые давались богам .
Таким образом , согласно Мюллеру . изучение религий — это изучение языка . Например , латинское deus , санскритское deva и греческое theos — родственны и относятся к понятию " яркость ". Мюллера обычно вспоминают в связи с его понятием " болезни языка ": описание чего - либо фактически становится его именем , названием , а затем наполняется своей природой . ( Представим : люди забыли , что они дали чему - то имя , и поверили , что это что - то имеет реальность и природу в себе самом , как в случае с ярким солнцем , становящемся божеством в своем праве ).
Теория значения
Вместо эволюционного подхода к религии , восходящего своими истоками к XIX веку , на авансцену сейчас выходит другая идея , которая вполне может дать толчок к созданию интегрирующей теории для изучения религии . Новый подход подчеркивает стремление человечества установить полный значения мир мысли и жизни . Он избегает простых доводов типа " причина—следствие ", побуждает рассмотреть сложные взаимоотношения между людьми и окружающим миром . Мы могли бы назвать его " теорией значения ". При данном подходе исследователь более озабочен тем , что есть религия для людей сейчас , нежели тем . как она возникла в прошлом .
|