Перечень учебников |
Учебники онлайн |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Древние религии Греции и РимаКлайд К. Смит История Древней Греции, начиная с первого постоянного поселения земледельцев вплоть до поглощения ее Римом, охватывает период примерно в 6000 лет или более. Из всей этой громадной эпохи самое большее лишь последние 2000 лет могут считаться по-настоящему греческими, если судить с точки зрения языка. История Древнего Рима, напротив. начинается в восьмом веке до н.э. и тянется до пятого века н.э.. и на всем этом отрезке времени основным являлся латинский язык. Для начала следует прежде всего обратить внимание на географию местности, где расположено великое внутреннее море — Средиземноморский бассейн. Это громадная, глубокая впадина. ограниченная горными складками. Землетрясения и извержения разбросанных по всему побережью вулканов всегда были основной угрозой для жителей этих мест. И казалось, что эта гибельная сила исходит из центра моря. Отсюда и бог моря Посейдон, которы». как сказал бы Гомер, одновременно "обнимает землю" и "трясет ее". Средиземноморский бассейн разделяют на более мелкие пять больших островов: Сицилия (которая делит море пополам), Сардиния и Корсика, Крит (отделяет Эгейский бассейн) и Кипр. Гористое побережье Средиземноморья оставляет мало земли, пригодной для развития цивилизации. Основным благом для развития Средиземноморья стало само море. Развитие мореплавания означало удобные пути и выгодную торговлю (и пиратский разбой), полагаясь только на звезды и попутные ветра —эти непредсказуемые природные силы, которые всегда предоставляли богатую пищу для развития религиозных верований человечества. Отсюда и странники — греческое "планета" означает "странник" — небесные принимались странниками морскими за сверхъестественные силы, указывающие им путь. Поэтому в греческом (и латинском) появились: Зевс (Юпитер). Афродита (Венера), Арес (Марс), Гермес (Меркурий) и Хронос (Сатурн). Они, вместе с солнцем и луной, определяют часы. дни и времена года, определяют человеческую жизнь и ее экономическую основу. Эгейский бассейнКогда землетрясения разрушили юго- восточные горные хребты, первоначально соединявшие Балканский полуостров с Анатолийским, образовалось Эгейское море с цепочками островов, бывших ранее горными вершинами. Климат в районе Эгейского моря почти не менялся со времен доисторических. Примерно только одна десятая часть всей земли была достаточно ровной для обработки. Вид растительности определяется высотой. географической широтой и близостью моря, но и человек может сказать тут свое слово. Одним из основных последствий сельскохозяйственной деятельности человека на ландшафт было постепенное уничтожение лесов. Их место занимали зерновые культуры, пшеница и ячмень. Доисторическая религия в ГрецииГористость полуострова является причиной того, что на территории Греции нет такого количества и таких же эффектных свидетельств пребывания человека в длительную эпоху палеолита, как в степях Евразии . Й все же ее леса и заросли кустарников были открыты для охотничьих забав, к тому же существовали удобные проходы через Македонию в долины Тессалии или через Эпейрос к Ионическим островам . В Эгейском бассейне пока не найдено следов захоронений, типичных для стоянок эпохи неандертальцев в Евразии . Их реакция на тайну деторождения тоже неизвестна, если только она не заключалась в так называемых " Венерах " ( статуэтках женщин с гротескными формами ). В противном случае остается лишь описывать их технологические достижения, орудия труда, способ строительства жилищ и охотничье искусство, опираясь на остатки скелетов и коллекции орудий труда, изготовленных около 70000 лет назад и найденных, начиная с I960 г . в Македонии в Петрало - не . и в Эпейросе в Пантанассе . Самым древним из известных земледельческих поселений является Ниа Никомедия в Македонии, датируемое началом конца семнадцатого столетия до н . э . Когда ячмень и пшеница появились в континентальной Европе и Средиземноморье, с ними пришли те, кто умел их возделывать . Для образа мышления этих людей были характерны наблюдения за сменой времен года и ритуалы, связанные с подготовкой, севом, уходом и сбором урожая или кормлением, выпасом . уходом и доением скота . И в этом заключена основа для всего последующего развития религиозных верований . Влияние перехода к земледелию в эпоху неолита прежде всего можно определить по росту плотности населения, от, самое большее, одного человека на каждые десять квадратных миль (16 км '-') в эпоху охоты и собирательства, до десяти и даже ста человек на одну квадратную милю (1,6 км 2 ) в земледельческий период . Для Эгейского бассейна всегда был характерен недостаток места ; рост населения всегда являлся критическим фактором, причиной социальной нестабильности, что приводило к миграциям и практике убийства нежелательных детей путем оставления их на произвол судьбы. Богатая микенская погребальная маска , известная кок маска Агамемнона . Согласно Гомеру , Агамемнон был предводителем греков при осаде Трои .
|
Боги Древней Греции |
и Рима |
||
Древние греки имели очень четкое представление о своих богах, включая их семейные отношения и характеры . В отличие от них, боги древнего Рима не были охарактеризованы так ясно . Но когда римляне покорили Грецию, они позаимствовали греческих богов, дали им новые имена и сделали их своими собственными богами . |
|||
Греческое название Римское название |
|
||
Арес |
Марс |
|
Грозный и сварливый бог войны . |
Афродита |
Венера |
|
Богиня любви, красоты и плодородия . |
Аполлон |
|
|
Бог пасущихся стад, стрельбы из лука, музыки, прорицаний и медицины . Под именем Феба " блестящего " являлся также и богом солнца . |
Артемида |
Диана |
|
Богиня охоты, плодородия и материнства . |
Асклепий |
Эскулап |
|
Бог врачевания . Чаша с его лекарством, обвитая змеей, до сих пор является символом медицины . |
Афина |
Минерва |
|
Богиня войны и ремесел . |
Деметра |
Церера |
|
Богиня зерна и урожая . |
Дионис |
Вакх |
|
Отождествлен с подземным миром, выращиванием зерна, фруктов, виноделием . Поклонение Дионису сопровождалось неистовыми танцами и оргиями . |
Гефест |
Вулкан |
|
Бог огня, особенно вулканов и кузнечных горнов . Покровитель ремесел . |
Гера |
Юнона |
|
Супруга Зевса . Покровительница супружества, материнства и женщин . |
Гермес |
Меркурий |
|
Посланец богов, бог купцов и торговцев . |
Гестия |
Веста |
|
Богиня домашнего очага, дома и семьи . Покровительница Рима . |
Посейдон |
Нептун |
|
Первоначально назывался " сотрясатель земли ", вызывающий землетрясения, впоследствии определен богом морей . |
Зевс |
Юпитер |
|
Отец богов и людей, хотя и не являлся богом - творцом . Неплохо управлялся с небесами и погодой . |
В более поздние ( римские ) времена, во втором веке н . э ., зал был перестроен, чтобы соответствовать драматическим изменениям в процедуре . Апсида ( арена ) была переделана таким образом, чтобы можно было спуститься в расположенную под ней крипту . Нижнее помещение было отделено от верхнего решеткой. Наверху зарезали быка или козла, и потоки его крови проливались на находившегося внизу посвящаемого или жреца.
Справа : Меркурий , равнозначный греческому богу Гермесу , был богом торговли и предпринимательства , а также посыльным других богов .
Интересной иллюстрацией дальнейшего смешения древних религий Ближнего Востока могут служить другие два культа. Культ Сераписа был введен в Египте при правлении Птолемеев как намеренное слияние греческих таинств с египетским культом бога мертвых, Осириса. Само название бога было составлено из двух имен, Осириса и Аписа, священного быка. Серапис стал олицетворением единого бога. К культовым центрам этого бога были приписаны специальные чиновники, в задачу которых входила пропаганда могущества и великих деяний бога.
Другим культом был культ Изиды. первоначально являвшейся олицетворением трона фараона. Согласно древнему мифу, она была божественной матерью царя и держала его на коленях, тот же образ "мадонны с младенцем". Кроме того, она была связана с мифом о наследственности Осириса и Гора, повивальной бабкой которого она являлась.
Под влиянием эллинистского синкретизма культы Сераписа и Изиды могли быть сведены вместе. Эти божества обладали силой избавления от войны, тюрьмы, боли, странствий, кораблекрушений, даже смерти, и считалось, что они направляли человечество, так как им приходилось иметь дело с разнообразными поступками как грешников, так и праведников. От них ждали, что они выделят праведникам, чья праведность была индивидуальным достоинством, справедливую долю от полученных ими жертв и славословий.
В то время как греческий мир вступил в железный век, сшитая на живую нитку конфедерация двенадцати укрепленных этрусских городов на северо-западе Италии пребывала на уровне культуры поздней бронзы. Этруски имитировали одновременно греческие вазы и бронзу Ближнего Востока, смешивая их темы. Таким же образом ими были заимствованы и смешаны греческие и восточные боги и мифы. Подобно грекам, этруски переняли семитический алфавит, на котором составлены их надписи. особенно на гробницах. Теперь, когда этрусские религиозные тексты утеряны, более поздние предания римской эпохи создали этрускам репутацию "народа, который более всех других отличался приверженностью к религиозным обычаям".
Историческим событием, ознаменовавшим начало действительного подъема Рима, можно считать разграбление города в 387 г. до н.э. галльскими мародерами, которые заодно помогли изгнанию этрусков. До этих пор Центральное Средиземноморье страдало от постоянного соперничества между обосновавшимися на юге Италии греками, финикийцами. чей центр располагался в Карфагене, и этрусками. Центром конфликта была Сицилия. Именно нарушение сложившегося баланса сил позволило Риму действовать быстро и, обнажив меч, основать колонии, построить дороги и в течение всего лишь одного столетия распространить свое владычество на всю Италию к югу от реки По.
Распространение римского гражданства на покоренные народы изменило отношения между прежними противниками. Возникла новая мировая держава, римский дух которой явился религиозной основой государства. К существовавшим двенадцати этрусским и тридцати латинским городам в результате экспансии добавились 350 городов к югу от Апеннин и еще восемьдесят в долине По.
Исторический образ Рима, сформированный между двумя разграблениями города — галлами в 387 г. до н.э. и готами в 410 г. н.э.,— лучше всего рассматривать с двух точек зрения: социальных структур, на которые опирался весь уклад городской жизни, и зданий, предмета археологии. в которых эта жизнь проходила. В первом случае в центре внимания оказываются армия, законы, население и религия. Архитектурные нужды каждого из этих элементов влекли за собой необходимость возведения соответствующих видов городских строений. Ничего не планировалось, все просто росло.
Так же как миф о городе городов Риме призван был определять политическое самосознание римлян, так нмиф о самобытности их религии должен был определять их индивидуальные и религиозные воззрения. Это ясно выразил Цицерон (106-43): "Если мы сравним себя с другими народами, во многих отношениях мы окажемся равными или даже уступим им, за исключением религии, в отношении которой мы их намного превосходим". "Религия" ( religio ) — чисто латинская концепция: в Гре-шш не было точного эквивалента этого понятия.
Латинские авторы могли говорить о человеке как о "религиозной натуре. свободной от предрассудков". или утверждать, что "пристойно быть религиозным, но не быть суеверным". противопоставляя позитивные и негативные элементы веры. С другой стороны, во времена поздней республики был широко развит скептицизм по отношению к все еще практиковавшимся старым религиозным формам. Авторы, имея в виду плен религиозных обязанностей, могли утверждать, что религия это то, от чего душа (Лукреций) или сам человек и его семья (Ливии), должны освободиться.
Документальные свидетельства предоставляют мало материала о раннем уровне развития домашней религии римлян. Независимо от мифов, связанных с конкретным божеством. главной заботой римлян было закрепление за богами конкретных обязанностей, и именно обязанности. а не устаревшее отождествление, являлись объектом поклонения. Сельскохозяйственные боги могли быть просто расписаны по основным видам работ: Вервактор (первая вспашка, или перекопка стерни, Редаратор (вторая вспашка), Импорцитор (поперечная вспашка). Инситор (сев), Обаратор (присыпание семян). Окка-тор (боронование). Сарритор (окучивание). Субрунцинатор (прополка). Мессор (сбор урожая), Конвектор (перевозка). Кондитор (хранение), Промитор (использование). В таком же духе старинный "Календарь Нумы" определяет дни каждого месяца. в которые можно (или нельзя) заниматься определенными делами и проводить встречи, а также устраивать разнообразные праздники.
Дома в Помпеях , засыпанные при извержении Везувия в 79 г . н . э ., являются ярким памятником домашней , общественной и религиозной жизни римского города .
Богам в храмах прислуживали их собственные жрецы. Простому человеку почти не приходилось иметь с ними дела, so исключением праздников, когда следовало приводить в хром жертвенных животных.
Деревенская религия базировалась на экономике сельского хозяйства и, естественно, попала в зависимость от религии этрусков и других народов, так как Рим начал развиваться слишком поздно для того, чтобы создать что-нибудь, кроме мифа о своем собственном возникновении. Этот миф стал основой государственной религии, которая в качестве главного божества признавала сам город. Римляне понимали необходимость принятия в свой государственный культ некоторых иностранных богов, особенно греческих, и они модифицировали этих богов, чтобы те соответствовали их функциональным нуждам. Ливии (59 г. до н.э.-17 г. н.э.) утверждает, что первый праздник публичного принесения жертвенной трапезы в дар размещенным на ложах (лекцистерниум) статуям греческих богов проводился в Риме в 399 г. до н.э. В отличие от греков, которые соединяли богов по принципу божественного супружества, римляне не долго думая свели Аполлона с его матерью Латоной, а Меркурия с Нептуном. Лишь только в 217 г. до н.э. традиционные "Двенадцать Олимпийцев" были разбиты по правильным парам, но уже под латинскими именами и в римской интерпретации, чтобы не смешивать иностранных богов с собственными.
Поклонение трем самым старым божествам — Юпитеру, Юноне и Минерве — проводилось во внушительных размеров храме на Капитолийском холме. Отсюда пошло название "Капитолийская Триада". Храм был посвящен Юпитеру Лучшему и Величайшему { Jupiter Opti - mus Maximus ): ему принадлежал центральный зал святилища, по бокам которого располагались: справа Юнона, слева Минерва.
В оставшиеся века до н.э. ряды богов пополнялись в зависимости от возникновения тех или иных общественных потребностей или в случаях прихода бедствий, как например, культ Эскулапа (греческий Асклепи- ос) был учрежден, чтобы преодолеть эпидемию чумы в 293-291 гг., или культ Кибелы. призванный в 204 г..чтобы противостоять военной угрозе со стороны Ганнибала. На переломе эры Август (63 г. до н.э.-И г. н.э.) все еще характеризовался как "глубоко почитавший наиболее древние и укоренившиеся веры и с презрением относившийся к остальным". Проведение подобного различия между старым и новым очень характерно. Верховный жрец, pontifex maximus , поддерживал консерватизм; непредубежденность взлелеивалась viri sac - rijaciundis . религиозными чиновниками. отвечавшими за внедрение новых идей в самый подходящий момент Рим мог принимать элементы иностранных верований, но таким же образом мог и подавить или вовсе изгнать уже существующие Официальным Указом сената от 7 октября 186 г. до н.э. были строго ограничены празднования вак- ий и ряд сопутствующих ритуалов. Это относилось не только к но и к союзным государствам н было вызвано предполагаемой угрозой образования тайных обществ или проведения тайных ритуалов.
В число легальных обществ Римской империи входили различные ассоциации жрецов, прорицателей и предсказателей, фламе- нов. или специальных жрецов конкретных богов, и девушек-весталок.
Что касается отношения между домашней и общественной религиями в Риме. то наиболее метким продолжает оставаться наблюдение. сделанное еще в 1911 г.
У.У. Фаулером: "Ни в одном другом известном нам древнем государстве гражданин не отказывался столь категорически от общения с государственными богами, предписанными ему конституционной властью. Его обязательная роль в проведении государственных религиозных ритуалов была просто равна нулю, и весь его религиозный долг в дни религиозной значимости состоял в том, чтобы не заниматься общественным трудом и не производить беспоряд-
В 45 г. до н.э. Марк Туллий Цицерон написал книгу "О природе богов". составленную в форме диалога между представителями нескольких интеллектуальных течений современности : скептиков, эпикурейцев и стоиков . Два важных течения отсутствуют : перипатетики ( если стоики действительно отличались от Аристотеля в тогдашнем его понимании ) и циники .
Римские императоры позднейших времен считались божественными . Камея изображает коронацию императора Августа , который сидит рядом с богиней Рима .
Важность различных подходов заключается в простом факте, что религия до той поры не имела ярко выраженного интеллектуального содержания . Стержнем ее движения были исключительно ритуалы : делай так, не думай так . и, конечно, о " верь так " речи еше не было . Ведь до первого века до н . э . не был даже отчеканен словарь понятий о вере . Ценность такой практической религии можно определить довольно прямо : " Люди называют Юпитера лучшим и величайшим не потому, что он делает нас справедливыми или побуждает быть мудрыми, а потому, что он делает нас здоровыми, богатыми и процветающими ".
Для относительно небольшого числа тех, кто увлекся дискуссией или смог прочитать, или для более широкой аудитории, кому философские взгляды излагались странствующими проповедниками, следует пояснить : началась трансформация, благодаря которой религия стала означать интеллектуальное осознание бога, богов и мира . Некоторые философии начинаются с трех основных вопросов : " Что есть природа мира ?". " Как я познаю мир ?". " Как я должен жить в мире ?". Хотя, с теологической точки зрения, в них разработаны различные системы ответов, во всех ответах используются сходные предпосылки :
По мнению эпикурейцев, боги существуют, но им дела нет до этого мира . Позиция стоиков состоит в том, что миром правит божественная рациональность ( logos ), выражение судьбы и провидения, родственная человеческому разуму . Скептицизм был побочным продуктом академии Платона, питавшийся общими предпосылками . Он обращен к тем, кто " не спешит судить о вещах, которые хороши или плохи по природе своей или которые следует или не следует делать, и поступая таким образом, он противостоит догматическим наклонностям и . не вынося резких суждений в чью - либо пользу, следует обычаям повседневной жизни ", достигая в результате желаемого состояния покоя . Циники " подобны собакам " ( kunikos ), потому что подменяют мир образом жизни, начисто отрицая все существующие ценности . Они уравняли идеальную жизнь с жизнью природы . Не имея ничего . кроме нищенской сумы и посоха, упиваясь пренебрежением ко всем правилам приличий, они бродяжничают . не имея ни еды, ни жилья, хотя и часто занимаются миссионерством, проповедуя на уличных перекрестках .
Когда Вергилий (70-19 гг . до н . э .) написал в честь императора Августа " Энеиду ", в которой назвал его прямым потомком основателей Рима . Август не только восстановил жилище Ромула . но и — строго соблюдая установленные приличия . — безропотно взвалил на себя обязанности древней должности верховного понтифика pontifex maximus , поставив тем самым собственную персону во главе всей религиозной истории города . Результатом явился храм Рима и Августа в Остии . В течение всей истории империи все, даже старые государственные боги, за исключением главных — Юпитера . Юноны и Минервы — уступали дорогу безудержно растущему культу власти имперского дома .
Республиканский Рим, даже во времена диктаторов, избегал конституционного закрепления абсолютной власти эллинистских царей . Прецедент был создан римским сенатом в 44 г . до н . э .. после убийства Юлия Цезаря, когда он был внесен в список богов . Обожествления его последователя, Августа, потребовал ряд провинций, особенно восточных, еще при его жизни, когда божественные почести уже оказывались ему в некоторых местах . Несмотря на то что попытка сената обожествить Августа следовала прецеденту, его наследник Тиберий (42 г . до н . э .-37 г . н . э .) категорически противился этому . После коронации Калигулы имя Августа было помещено в текст государственной присяги между " Зевсом Спасителем " и " святой Девой нашего города " ( Афина Паллада ). Тексты таких присяг выбивались на бронзе ( за счет присягавших ) и выставлялись для всеобщего обозрения .
Разрушительное извержение Везувия началось утром 24 августа 79 г . н . э . и к вечеру погребло под слоем пепла два цветущих города . Помпеи и Геркуланум, а также прибрежный курорт Стебию . По словам Марцна - ла, " даже для богов это было слишком ". Многие города древнего Средиземноморья были разрушены или засыпаны, но в процессе веков ни один так хорошо не сохранился .
Находки религиозного характера в Помпеях можно разделить на две основные группы . Во - первых, здания : официальные здания, бесчисленные домашние святилища и придорожные алтари . Кроме того, произведения искусства, особенно фрески, и надписи всех видов, включая граффити . а в Геркулануме вдобавок огромная библиотека папирусов, главным образом религиозной философии таинственного эпикурейца Филодерма ( около 110-40 гг . до н . э .).
Процветали семейные культы . Почти в каждом доме и мастерской было свое личное святилище ( лара - рий ), где обычно хранились бюсты предков и другие традиционные домашние боги ( лары и пенаты ). Под руководством главы семьи в этих святилищах проводились простые ритуалы, являвшиеся частью повседневной жизни, а также отмечались дни больших семейных торжеств, например . совершеннолетие наследника . Было найдено большое количество мемориальных досок и статуй, изображающих различных второстепенных богов — Фавна . Сильвана, Флору, Приапа и других . Эти боги главным образом заботились о плодородии и плодовитости, благополучии и достатке . Повсеместно изображались гирлянды фруктов и рога изобилия Icornucopiae ). Также популярно изображение фаллоса, или в одиночестве, или неимоверных размеров на маленьком божке.
Эдвин Ямаучи
Гностиками называли последователей ряда религиозных течений эпохи раннего христианства, которые полагались на спасение через " тайное знание " ( гносис ). 06 этих течениях, получивших название гностицизм, нам известно из работ отцов церкви второго столетия, которые рассматривали различные виды гностицизма как еретические извращения христианства .
Другим источником информации, хотя и значительно более поздним, стали труды мандеев . Мандеи, проживающие в наши дни в Иране и Ираке, являются единственными сохранившимися наследниками древних гностиков .
В 1945 г . в Наг Хам - мади ( Верхний Египет ) был обнаружен бесценный тайник с двенадцатью сборниками коптских рукописей . Захороненная примерно в 400 г . н . э . коллекция содержит пятьдесят три трактата, включая работы связанных и не связанных с христианством гностиков .
На основе этих открытий современные ученые стали рассматривать гностицизм как религиозный феномен, который мог быть независим от христианства .
Несмотря на недостаточность конкретных свидетельств раннего периода, некоторые ученые сделали предположение о дохристианском происхождении гностицизма .
Самым безопасным выводом из имеющихся в наличии свидетельств может быть то, что гностицизм в рудиментарной форме существовал в конце первого века н . э . Слишком уж рискованно на основании изучения полностью разработанного учения второго века пытаться восстановить ранние тексты .
Ранним гностическим течениям свойственен ярко выраженный дуализм — противостояние между превосходящим Богом и невежественным " демиургом ", или создателем ( часто напоминающим карикатуру на Бога в Ветхом Завете ). Материальное творение рассматривается как зло . Тем не менее в телах избранных " духовных " личностей, предназначенных для спасения, заключены искры божественности .
" Духовные " личности не знают о своем небесном происхождении . Бог посылает им спасителя, часто Христа, который лишь только кажется смертным, чтобы принести им спасение в форме гносиса . Пробужденные таким образом " духовные " вырываются из заключения своих тел в момент смерти и отправляются в путь через планетарные сферы враждебных демонов для воссоединения с Богом . Поскольку спасение не зависит от веры или деяний человека, а только от осознания " духовности " своей природы, некоторые гностики позволяли себе крайне вольное поведение . Большинство гностиков все же придерживались исключительного аскетизма в отношении секса и женщин, полагая создание женщины источником зла, а воспроизводство детей не чем иным, как увеличением количества душ в тенетах сил зла .
Эдвин Ямаучи
15 000 или немногим более мандеев, проживающих в южном Ираке и Иране, являются единственными уцелевшими представителями древнего гностицизма . Их священные тексты, написанные на восточно - арамейском диалекте, называемом мандейским, являются важным источником для изучения учений гностиков .
Самые древние тексты записаны на свинцовых амулетах и относятся к третьему веку н . э ., за ними следуют магические сосуды шестого века н . э . Основные религиозные рукописи датируются не раньше шестнадцатого века, большинство же из них относятся к восемнадцатому и девятнадцатому векам .
Главная священная книга, " Гинза ", рассматривает вопросы сотворения Вселенной и поведения души после смерти . " Книга Иоанна " свидетельствует о почитании мандеями Иоанна Крестителя . Христа, однако, мандеи считали лжепророком . " Харан Гаваита " содержит пересказ легенды о их миграции из Палестины .
Согласно их дуалистическому мировоззрению, мир создал Птахиль с помощью злобного Духа ( Рухо ). Гносис ( знание ) жизни { Мандо - дихайя ) являет себя человечеству в виде трех божественных духов ( утхрас ). После смерти душа мандея оставляет " смердящее " тело и возносится в мир света .
Мандеи соблюдают сложные ритуалы . " Мас - бута " — магический очистительный ритуал крещения . После смерти отмечается праздник священной трапезы ( масикта ), которая призвана помочь душе на ее пути в мир света . У мандеев существует высокоразвитый этический кодекс с акцентом на брак и рождение детей, что совершенно необычно для гностиков .
Предметом спора многих ученых является происхождение мандеев из дохристианской Палестины . И все же убедительных свидетельств существования мандеиз - ма ранее второго века н . э . не существует .
Официальные культы были более сложными, но таких находок гораздо меньше. В Помпеях было десять храмов, но три были разрушены при предыдущем землетрясении в 62 г. н.э. и стояли неотремонтированны- ми, пока их не засыпало. Один был переделан для нужд частного общества; два были посвящены имперскому культу, один — недавно вступившему члену, Веспасиану (9-79 гг. н.э.), другой — Фортуне Августе. О недвусмысленном отношении народа к последнему культу свидетельствуют граффити: "Мать цезаря Августа была просто женщиной!' Из оставшихся четырех храмов только один, посвященный триединым, Иси- де, ее супругу, Серапису, и их божественному сыну. Харпократу, имел приличный вид благодаря поддержке населения. Настенные фрески изображают религиозные обряды. проводимые бритоголовыми жрецами в белых одеяниях.
Кроме зданий религиозного назначения сохранились дома богатых и бедных, в которых встречаются не только предметы роскоши и различных эстетических вкусов и стилей, но также фрески или мозаики на религиозные темы. Наиболее значительна в этом отношении состоящая из шестидесяти комнат "Вилла Мистерий": на трех стенах одной из комнат. почти в полный рост, изображены разбитые на десять групп двадцать девять фигур, исполняющих сложный вакхический ритуал. Это был чисто женский обряд. Трудно сказать, какое место этот огромный дом или его эффектные декорации занимали в религиозной жизни города, возможно, где-то между горсткой больших храмов и многочисленными домашними святилищами.
Сохранившиеся развалины римского порта Остии представляют совершенно иной набор религиозной смеси, включая (к третьему веку н.э.) не меньше пятнадцати "мит- рей" — святилищ бога Митры (см. "Митраизм").
Таким образом, можно сделать вывод, что римская религия была сложной смесью различных источников. Позднее, в третьем веке н.э. эта смесь была систематизирована, а из религиозных и философских ее составляющих возникла новая смесь, получившая название неоплатонизм. Основателем ее был Плотиний (205-269), а Порфирий (232-305) стал ее толкователем. Этот возрожденный платонизм явился смесью элементов, взятых из учений самого Платона, Пифагора, Аристотеля и стоиков. Мир-ум, Мир-душа и Природа — три нисходящих уровня реальности между Первоеди-ным, который есть основа существования и источник ценностей, и Голой Материей. Все эти компоненты заключены в природе человека, чье назначение состоит в достижении единства с Единым в виде некоего восторженного союза. Этот трудно достижимый союз мог возникнуть в результате продолжительных усилий воли и познания. У Плотиния мало конкретных ссылок на религиозные обряды и конкретных богов, хотя его последователи включали в свои работы гимны некоторым богам. В результате получился философский эквивалент "мистерий'.
Из тридцати пяти римских императоров со 192 по 284 гг. н.э. только три правили более десяти лет, и только один умер естественной смертью. Все остальные были умерщвлены насильственно руками армии или соперников, и, по меньшей мере, в двенадцати случаях не процарствовав и года. Соответственно, мало кто из этих прожил достаточно долго или умер таким образом, чтобы удостоиться обожествления. Большинство императоров, даже самые могущественные. предпочитали править под эгидой какого-нибудь старшего божества. так как хорошо понимали. что объявление о своей божественности вряд ли продлит им жизнь. Самого сильного покровителя избрал император Аврелиан: Sol Invictus . Непобежденное Солнце.
Было всего лишь делом времени. когда государство обратится к единой, гибкой религии. Это случилось в 313 г., когда Лнциний и Константин выпустили совместный "Миланский эдикт". Поклонение Христу, как и все другие религии, могло проводиться открыто; и христианская церковь, одна из всех соперничавших культов, была выделена для "получения вознаграждения от наших щедрот". Преимущество над всеми остальными вариантами в глазах высшей власти она получила только благодаря своей организованности, так как, по словам Арнольда Тойнби, христианство "было уникально тем, что само для себя создало всемирную исполнительную структуру. вместо того чтобы позволить каждой местной группе обращенных идти собственным путем".
Переплавка Римской империи в христианство длилась, во всех отношениях, больше, чем столетие, несмотря на то, что Теодосий I в 381 г. объявил все остальные религии вне закона. Между тем старые формы продолжали кое-как влачить свое существование. Изначально термин "язычник" { paganus ) обозначал сельского. в отличие от городского, жителя; и в прежних условиях христианство. пока не стало государственной религией, не делало больших успехов. К тому времени термин стал обозначать всех гражданских в отличие от солдат, и уже в этом виде получил дополнительный "религиозный" смысл.
Остатки древних религий еще продолжали некоторое время существовать. Недолго правивший Юлиан (361-363). философ, как Марк Аврелий, был последним императором нехристианином. В 382 г., после того как алтарь победы убрали из зала заседаний сената, городской префект Симмах обратился к императору Западной империи Грациану со страстной просьбой не прекращать те "традиции предков", которые "способствуют укреплению статуса общественного почитания и на протяжении такого долгого времени доказали свою полезность".
На востоке страны в 415 г. толпа монахов-фанатиков растерзала женщину по имени Ипатия. возглавлявшую кафедру философии в Александрийском музее, положив таким образом конец замечательной философской школе. Иначе получилось в 529 г. при закрытии по указу императора Юстиниана Афинской академии.
Последним руководителем школы неоплатоников был Дамаскнй из Дамаска, который с шестью последними учениками эмигрировал в более безопасную в религиозном и политическом отношении Персию, забрав с собой последние крохи интеллектуальных религиозных традиций Греции.
На более уязвимом уровне старые традиции вымерли при замене одних мифов на другие в процессе обучения. но сохранились в натуре человека и ее отклике на реальные события сельскохозяйственной экономики. На уровне фундаментальных предположений мало что имело значение, ибо. как говорил Саллюстий. есть "универсальные понятия, под которыми я подразумеваю те. с которыми. при правильной постановке вопроса, согласятся все; таким понятием является то, что каждый бог хорош и спокоен, и неизменен".
Сам Рим, как столица, продержался не намного дольше. Как только он показал свою уязвимость перед нашествием визиготтов в 410 г., вопросом времени стал перевод правительства империи в более безопасное место.
Разграбление города после 9 века ускорило идеологический кризис государства. недавно принявшего христианскую религию. Августин из Гиппо (354-430) в своей книге "Город Бога" тщательно просеял всю религиозность древнего города и его империи; все. что было полезного, было обращено в христианскую веру, остальное следовало отбросить навсегда. Город, сильно уменьшившийся в значении и размерах. стал христианским Римом. После того как правительство Западной империи было переведено на север в Равенну, и затем, когда в 476 г. Западная империя перестала существовать, единственным крупным чиновником в городе остался его епископ. Переход Рима в другие руки подытожил епископ Лев Великий. занимавший этот пост с 440 по 461 гг.. когда взял себе реанимированный титул Pontijex maximus ("Великий Понтифик"). Христианская церковь стала конечным наследником древней религии, которой был сам город, и таким образом было провозглашено главенство церкви над Римом.
Эдвин Ямаучи
Персидский пророк Мани (216-276 гг . н . э .) основал дуалистическую религию, которую провозгласил окончательным, универсальным откровением .
Пророк Мани Найденный в 1970 году небольшой греческий пергамент, " Колонский кодекс ", подтвердил достоверность арабских легенд о том, что Мани воспитывался среди эл - хаситов, еврейских христиан - баптистов . В возрасте двадцати четырех лет Мани выступил против элхаситского крещения водой и стал проповедовать спасение путем тайного знания ( гноси - са ).
Мани проповедовал в Месопотамии, Персии и Индии . Он пользовался благосклонностью персидского царя Шапура из династии Саса - нидов . Сын Шапура, Бахрам I, однако, преследовал Мани . После двадцати шести дней в цепях Мани умер в тюрьме .
Для пропагандирова - ния своей веры среди неграмотных одаренный художник Мани составил специальную книжку в картинках . Кроме того, он написал семь книг, включая " Шапура - кан ", посвященную царю Шапуру, и " Живое Евангелие ", где Мани провозглашался параклетом, предсказанным Христом . Хотя ранних текстов на сирийском и среднепер - сидском языках очень мало, зато у нас есть тысячи страниц мани - хейских текстов на коптском, найденных в Египте в 1930 г . Еще одно более позднее собрание манихейских текстов ( восьмого и девятого веков н . э .) пришло к нам из китайского Туркестана .
Учение Мани утверждает существование двух независимых начал, света и тьмы . В первую эпоху свет и тьма существовали раздельно ; во вторую эпоху они смешались ; и в эту, последнюю эпоху, они снова должны разделиться .
Христос послан, чтобы освободить в людях частицы света . Правоверные манихейцы должны придерживаться принципов аскетизма до самой смерти, когда заключенные в них частицы света вознесутся по Колонне Славы ( Млечному Пути ) в рай .
Среди манихейцев существовало резкое разделение между элитным кругом " избранных " ( электов ) и основной массой мирян " слушателей " ( аудиторов ). Слушатели вели жизнь обыкновенных людей . Они приносили ежедневную дань фруктами, огурцами и дынями — считалось, что в них содержится много света — избранным . Манихейцы были рьяными миссионерами и несли свою веру в Африку, Европу и даже в Китай . В четвертом веке они представляли серьезную угрозу христианской церкви, в числе их слушателей был даже Августин . Часть их дуалистских верований была унаследована группами еретиков, процветавшими в средние века, в частности, паа - ликианами, богомилами и альбигойцами .
Содержание | Дальше |