Перечень учебников |
Учебники онлайн |
||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Индуистские обряды и праздникиРаймонд Хаммер
Во время омовения в Гонге у Варанаси женщина предлага ет священную воду восходяще му солнцу . Во времена арийского нашест вия религиозные обряды прохо дили на свежем воздухе, и часто объектом поклонения служил огонь. Возникновение храмовых обрядов как таковых относится. видимо, к эпохе ранней религии долины Инда. Ранние храмы строили из дерева, и поэтому они не сохранились. Позднее храмы стали строить по образцу царских дворцов. Так как счита лось. что боги живут в горах, многие храмы были построены в стиле горной крепости : с баш ней и стенами, с символом бо жества в центре, в окружении многочисленных символов ду ховного мира. В храмеНужды богов удовлетворялись верующими, которым, перед тем как вступить в общение с Богом. необходимо было пройти через подготовительные очисти тельные обряды. Например. вишнуиты, перед тем как при ступить к утренней службе, до лжны совершить шестнадцать процедур, включающих омове ние ног. очищение рта. купание. одевание, умащивание благово ниями и принятие пиши. Все это сопровождалось распеванием гимнов, звоном колоколов, куре нием благовоний и ритуальнрй музыкой. Некоторые индуистские праздникиРадостный весенний праздник, посвященный Кришне. Первоначально праздник плодородия. Его отмечают уличными танцами, шествиями и кострами. ДасараДесятидневный праздник в честь Кали. Сопровождается шествиями, танцами, вручением подарков. Местные праздники Существует множество местных районных и городских праздников. Некоторые из них проводятся в честь великих богов, таких как Шива и Сарасвати. Другие праздники проводятся ежегодно в честь местных богов. В определенные времена года проводятся религиозные паломничества, сопровождаемые празднествами. Семья индусов в Лондоне отмечает праздник Дивали перед домашним святилищем . После этого начиналась пуджа, первые восхваления бога и просьбы к нему с последующим разделением божественной тра пезы — воды и прасады (название блюда, сначала предлагаемого богу, а потом съедаемого участниками службы). Обычно главной статуе храма еда и на питки предлагались в течение всего дня, а на ночь ее уклады вали спать! Статуя является символом присутствия божества и его вместилищем. Рамакришна сказал по этому поводу: "Мы должны верить в Божественное Присутствие. наполняющее Образ цы Божества". Для служителей более высокого уровня каждая часть храма имеет свое символическое значение. Главное святилище является сердцем куль та: башня обозначает стремление духа к небесам. Каждый из почитаемых богов выполняет определенные функции или со ответствует определенной части Верховного Божества. Жреиы могут усиливать тор жественность ритуала, читая верующими отрывки из Вед. акие же чтения проводятся пе ред верующими после ритуаль ного купания в водах священного Ганга в Варанаси. Но любой "дважды рожденный" индус (из первых трех классов) может са мостоятельно проводить чтение молитв и мантр. В храме верующие совершают подношения в виде цветов и денег, после чего обходят вокруг святилища, все время оставляя его с правой стороны. Спужба в храме никог да не бывает общей. По сути своей она всегда индивидуальна. Вот почему домашние обряды имеют не меньшее значение, чем храмовые. ДомаДомашние обряды различаются в соответствии с классовой при надлежностью семьи, самые сложные проводятся в семьях касты браминов. Для проведения пуджи во многих домах выделя ется отдельная комната со святилищем, в котором хранится образ любимого божества (в бедных семьях) или нескольких бо гов. У некоторых есть мандала, символическое изображение (обычно картина) Вселенной. Для очищения используются вода и огонь, богам предлагается пиша. курятся благовония, делаются приношения из цветов и цветных порошков (для украшения). "Дважды рожденные" индусы совершают обряды три раза в день. Они носят священную нить (через левое плечо свисающую на правое бедро), хлопко вую у браминов (жрецов), ко нопляную у кшатриев (правите лей) и шерстяную у вайшья (землевладельцев и купцов). Кроме этого, каждый из них но сит кастовую метку на лбу. а некоторые еще и на руках или других частях тела. Рано утром служба начинает ся с мантры "Ом", которая про износится с закрытым ртом. За тем верующие повторяют имя своего бога, вспоминают саги (риши) и отождествляют себя с Брахманом. Они завязывают в пучок волосы на голове и читают мантру Гайятри из Ригведы: "Мы размышляем о восхити тельном величии лучезарного солнца; да вдохновит оно наш рассудок". Ритуал проводится в полуобнаженном виде, босиком, сидя со скрещенными ногами, глаза сводятся к кончику носа, лицо повернуто в сторону восходяще го солнца. Затем они набирают в рот воды, произносят имя бога и прыскают водой вокруг себя. Они дотрагиваются до шести частей тела — что указывает на присутствие бога внутри, повто ряют молитвы, медитируют и повторяют слова Гайятри. Обра зам предлагается вода, повторя ется чтение отрывков из Вед, и служба заканчивается послед ним предложением воды и пок лоном. Вечерние службы прово дятся по тому же принципу, но короче. Дневная служба может сопровождаться обращением за советом к учителю (гуру). Во время совершения пуджи жре цы. домовладельцы и аскеты (садхи) пользуются особыми по зами. жестами и выражениями. ПраздникиПраздники часто связаны со сменой времен года. Но при этом они посвящаются событиям, описанным в мифах о деяни ях Рамы и Кришны. Самым популярным праздни ком является Холи. Это весенний праздник, связанный с Кришной, во время него не действуют табу и кастовые ограни чения. Особенное внимание во время праздника уделяется по лучению удовольствия. Дивали (праздник огней) проводится осенью и посвящает ся Кали (супруге Шивы) и Лакшми (жене Вишну). Циклам мирового развития посвящаются массовые паломничества, когда в такие религиозные центры, как Вриндабад (культовая сто лица Кришны) и Варанаси, сте каются сотни тысяч человек. Освобождение от жизни?Раймонд Хаммер
Эта богиня дерево типичный образец индусской резьбы . Насколько сильно индуизм занят проблемами повседневной жизни и насколько большое значение для традиционного учения имеет " освобождение " от жизни ? Жизнь делится на несколько ступеней.
Индуизм ассоциируется не только с многолюдными фестивалями, но и со странствующим садху ( святым человеком ) или почти полностью обнаженным аскетом, который, в позе йога, кажется совершенно отрешенным от физического мира. Большую часть своей семейной жизни Махатма Ганди не имел сексуальных отношений с женой. Существует множество свидетельств очевидного отрицания мира, хотя тот же Ганди, например, одновременно мог вести борьбу за политическую свободу и улучшение статуса внекастовых групп, требуя общественного признания их достоинства. Если повседневный мир является иллюзией и если результат поступков прошлой жизни определяет настоящее существование, то что это означает : отрицание или свободу ? Беспокойство душиВ некотором смысле точкой опоры образа мышления индийцев можно скорее считать душевное беспокойство, чем любопытство ума, и это основная причина отрицания мира. Философия, в индуистском понимании, не может быть академической гимнастикой ума, оторванной от жизни и по своей природе умозрительной. Следовательно, знание должно преобразоваться в " видение " — восприятие реальности. В то время как философия Запада ( в ее нерелигиозной форме ) считает человека " мерилом всего " и, следовательно, тяготеет к индивидуализму, индуизм рассматривает человечество как часть космического целого, и это влечет за собой уважение к жизни и ее проявлениям. Жизнь " вне " ( индивидуалистский подход ) считается разрушающей силой. Отсюда требование жесткой дисциплины ( йога ) и медитация, позволяющая ощутить себя частью целого. Отрицание индивидуализма может привести к отрицанию активной позиции в жизни. В жизни индийцев всегда присутствует элемент пассивности, хотя он оставляет место для провозглашения элемента свободы и отрицания всевлэстности судьбы. ПарадоксТем не менее имеет место парадокс. Аскетизм не противоречит накоплению богатства и собственности ( артхе ), которое входит в обязанности главы семьи, и получению наслаждений ( каме ). Строгая религиозная дисциплина сочетается с крайней чувственностью и отказом от соблюдения культовых правил, отбрасывающими в сторону все ограничения и запреты. Похоже, что две противоположности, " привязанность " ( утверждение ) и " равнодушие " ( отрицание ), выражают в целом единство. Противоположности соединяются в определении божества и его женской половины. Пассивность может сочетаться с творчеством ; слабость с силой ; отрицательное с положительным. Только таким образом " порядок " может включить в себя " свободу ". Но цель состоит только в полном освобождении от пут бессмысленности. Один индийский автор сказал по этому поводу, что весь образ жизни и мысли индийцев определен " скорее душевными устремлениями, чем поисками ума или желаниями тела ". Религия гуру: вера сикховДуглас Дэвис Религия сикхов возникла на территории Пакистана и северо-западного индийского штата Пенджаб, так на зываемой "земле пяти рек", в конце пятнадцатого века. В это время на этой территории одновременно были распространены индуизм и ислам, и многие люди задавались вопросом о том. какой из образов жизни, фор мальный или ритуальный, приведет их ближе к Богу. Сикхская религия предложила другой путь. Движение зародилось в неболь шой группе учеников, объединив шихся вокруг Гуру Нанака (14691539) с целью поисков присутствия Бога. Со временем под руководством девяти последователей Нанака груп па разрослась. Начав с узкого круга приверженцев, целью которых было обретение чувства единения с Богом, число сикхов многократно увеличи лось. Они также смогли создать сильную военную организацию, что позволило им получить статус при знанной религиозной общины. Так как рост самосознания пен джабцев был тесно связан с распространением сикхской концепции жизни, религию сикхов можно назвать этнической. Как в иудаизме, так и в большей части индуистских течений принадлежность к общине и религии идут рука об руку. Для сикхов, про живающих вдали от Пенджаба, рели гия имеет огромное значение, так как она позволяет им сохранить ин дивидуальность. Бог — истинный гуру В основе религии сикхов лежит идея гуру (учителя).
Бог — единственный, первоначальный и вечный гуру (Сатгуру). от которого на учеников, посвятивших свои сердца поискам и служению истине, нисходит просветление и понимание. В трансцендентной форме Бог не поддается описанию. Но если бы Бог всегда был таким, то люди вообще не смогли бы найти и понять его. К Богу, не имеющему никаких признаков, нельзя обратиться, поэто му Бог выражает себя посредством ряда явлений, известных человечест ву. Религиозная жизнь людей обращена к этим, более доступным фор мам Бога. Но если сикхи говорят, что Бог, каким они чуствуют его. обладает определенными качествами. они не имеют в виду, что Бог когдалибо появлялся или был рожден на земле, подобно традиционным индуистским аватарам или божественным воплощениям. Скорее, Бог создал мир для того, чтобы люди смогли по лучить представление о его божес твенной силе и воле. Более того, благосклонность Бога дает возмож ность искренним приверженцам ощу тить божественность через поклоне ние и созерцание. Религия сикхов основана на мис тике и верности. Первые ученики, со бравшиеся вокруг Нанака. полностью посвятили себя восхвалению имени Бога, предоставив свои сердца для сохранения гимнов, сложенных их лидером. Нанак открыл своим последователям доступ к истинному гуру, создав содружество верующих, смыс лом жизни которых стали гимны. Гимны были средством, с помощью которого их сердца могли достичь Бога, а Бог входил в нх сердца. Согласно индуистской традиции. признающей святость человека, веду щего за собой тех, кто ищет истину, само присутствие которого способствует образованию новичка, чье ру ководство необходимо для духовного роста верующих, Нанак, открывший перед ранними приверженцами учения жизненно важную точку концен трации их усилий, стал первым гуру. Но при этом Нанак никогда не счи тался воплощением Бога, единствен ного и истинного гуру. Десять гуруОдной из отличительных черт сик хизма как религии гуру является то. что Нанак и девять его последователей рассматриваются как созда тели конкретной исторической эпохи живых гуру. Считается, что у них было единое понятие истины, одина ковая способность проникновения в Бога и даже общая индивидуальность. Сикхи говорят, что десять гуру подобны десяти свечам, заж женным одна от другой. Правоверные гуру сикхов
Большинство из них становились гуру и вождями сикхов в зрелые годы. Каждый из них избирался своим предшественником на основании своих заслуг и глубины духовного проникновения. Большинство постулатов сикхской веры были разработаны в период жизни первых пяти гуру. Община возникла как группа преданных еди номышленников. занятых поиском религиозной истины. Эта группа имела много общего с движением мистиков на севере Индии, которые также искали соединения с Богом через преданность и любовь. Многие ученые считают, что религия сикхов включает в себя два основных элемента. одним из которых является вышеуказанный мистический аспект, а вторым — более агрессивная, воен ная и самоутверждающая направлен ность. На первом этапе своей истории — примерно с 1500 г. н.э., когда нача лась активная проповедническая деятельность Нанака, до начала семнад цатого века, когда власть над Му сульманской империей перешла от друга сикхов Акбара к злобному его наследнику Джехангиру,— сикхская община не стояла в стороне от территориальных и политических притя заний. Каждый из ранних гуру вносил в структуру общины что-то, что приобретало значение позднее, во время открытого конфликта сикхов и мусульман.
Это великое стремление сикхских гуру было ответом на засилье индуистской кастовой системы и связан ного с ней ортодоксального жречест ва браминов. На следующем этапе сикхской истории, когда им пришлось противостоять жестокой агрессин со стороны мусульман, необ ходимость оборонять общину легко заставила кастовые различия сикхов отойти на второй план. В современном сикхизме, тем не менее, сохра нилось внутреннее деление на касты. Хотя в идеале сикхи стремятся к построению бескастовой общины ре лигиозных единомышленников, на практике этого идеала достичь пол ностью не удалось. • Арджан, пятый гуру, знаменует поворотный момент в истории сикхов. После него резко обострилась Война с исламомВ 1606 г. гуру Арджан был убит в мусульманских застенках. Существу ют разные мнения по поводу того, как это произошло, но сикхи счита ют его смерть мученической. Под предводительством Арджана сикхи поднялись на борьбу с мусульманскими завоевателями. Вокруг гуру стали объединяться другие жители Пенджаба, и вскоре к нему присо единилась большая часть членов кас ты земледельцев джат. Переключение акцента сикхской религии с мир ного распространения веры на утверждение права эту веру защи щать привело к быстрому росту чис ленности и мощи общины. Исламское давление вынудило преемника Арджана, Хар Говинда, удалиться в изгнание, и после его смерти в 1644 г. лидерство взял в свои руки гуру Хар Рай. скрывав шийся в горах восточного Пенджаба. Его сын Хар Кришнан, наследовав ший должность гуру, не смог столь же легко укрыться от внимания им ператора Аураигзеба и умер под до машним арестом в Дели. Следующим гуру был назван Тегх Бахадур, но он, как и Хар Рай. был больше человеком веры, чем солда том. Он жил с семьей в Бенгале, и только после того, как Аурангзеб на чал разрушать храмы и притеснять сикхские группы в Пенджабе, его вызвали оттуда, чтобы поднять сик хов на борьбу с врагом. Вскоре его схватили и увезли в Дели, где он окончил свою жизнь как мученик. Сыну его. Говннду Сингху. было в то время всего девять лет, но он взял знамя борьбы в свои руки. Как пока зали последующие примерно трид цать лет, он стал выдающимся пол ководцем. Говинд Сингх возглавил восста ние сикхов против исламского могущества и добился значительных успехов. Он смог соединить боевой дух сикхов с глубоким сознанием правоты дела защиты религиозных традиций. После первой победы под Бхангани в 1686 г. война продолжалась двадцать лет и закончилась поражением. Поражение в вооруженной борьбе, однако, стало началом расцвета религии сикхов, так как благо даря гуру Говинду Сингху произошел коренной перелом в самосознании обшины. /. Родиной веры сикхов является сельскохозяйственный регион Пенджаба на севере Индии . 2. Некоторые сикхи продолжают носить военную форму .
Люди и КнигаКлассическое сикхское толкование событий, происходивших в самом конце семнадцатого века, таково: в 1699 г. живой гуру передал свои полномочия, с одной стороны, самой общине, а с другой (в 1708 г.), Со бранию Священных Книг. Измени лась сама концепция гуру. В центре культа место живого человека, на правляющего духовный поиск людей и ведущего их за собой в мирских делах, заняла община (Гуру Пантх) и Священная Книга (Гуру Грантх). Предание рассказывает, каким обра зом Говинд Сингх создал Пантх (путь, по которому следуют верую щие; термин, используемый для обозначения самой общины). Он собрал вокруг себя своих последователей и предложил выйти вперед тем. кто готов был принести себя в качестве человеческой жертвы. Так он ис пытывал их преданность. После некоторых раздумий готов ность отдать свои жизни гуру выказали пять человек. На самом деле он не собирался их убивать, а лишь одел в форменную одежду нового об разца и представил собравшимся как пятерых своих любимых учеников. Они составили новую общину, хального первого дня посвящения. (Это еще одно название Гуру антх. Оно означает моральную верность тех. кто готов следовать запо ведям исторических гуру.) Эта новая организация должна быть могущес твенна и крепка в деле защиты веры и создания общества строгих мораль ных правил. Имена Сингх (лев) и Каур (прин цесса), прибавляемые к именам мужчин и женщин, входивших в новую обшнну, должны были отражать из менение статуса сикхов в общест ве, заменить имена, обозначающие кастовую принадлежность, а также уменьшить неравноправие женщин по отношению к мужчинам. При достижении мальчиками и девочками примерно четырнадцати лет они могут быть посвящены в полноправные члены хальсы. Этот ритуал часто называется крещением. 1о это лишь приблизительное определение происходящей церемонии. Ритуал "принятия амрита ' позволяет современным сикхам почувствовать себя участниками событий легендар- Пять избранных членов общины представляют пятерых любимых уче ников гуру Говинда Сингха. После исполнения соответствующих молитв и приготовления раствсра сахара в воде они посвящают кандидатов, ок ропляя раствором их головы и глаза. Им объясняют основные правила хальсы. напоминают о необходимос ти соблюдать верность и придерживаться моральных правил поведения. Они не должны стричь волосы. Они должны избегать супружеских измен и табака. Кроме того, им нельзя есть мясо животных, убитых мусульманс ким способом. Священные писанияВ центре этого ритуала, как и всех сикхских обрядов, находится Священная Книга. Церемония начинает ся чтением отрывков из нее, и ей же посвящены многие молитвы и песни. Гуру Грантх содержит духовные сти хотворные произведения историчес ких гуру. Большая ее часть создана гуру Арджаном, хотя в последнее из дание, подготовленное гуру Говиндом Сингхом. включены также работы преемников Арджана. Этот сбор ник носит название Ади Грантх, или Подлинная Первая Священная Книга. Гимны и стихи, созданные гуру Говиндом Сингхом, не вошли в этот сборник. Но после смерти гуру один из его учеников составил сборник Дасам Грантх — сочинения десятого гуру. Когда в 1708 г. гуру Говинд Сингх передал Книге свои полномочия, он изменил всю структуру религии сикхов, переключив внимание верующих на постоянный, неизменный предмет. Индийская религия всегда подчеркивала практическое значение существования предметного объекта духовной концентрации и поклоне ния. Храмы, святые места, священные реки и святые люди с давних пор служили основой для индийской духовности. Хотя сам гуру Нанак не придавал значения внешним атрибутам религии. считая главным достижение со гласия сердца с богом посредством любовного созерцания, большинство его последователей ощущали необхо димость стимулирования веры с по мощью материальных объектов. Поэтому признание Говиндом Сингхом Священной Книги в качестве источпика божественной истины и пути духовного проникновения способ ствовало тому, что вскоре она полу чила статус святыни. Существует только один Бог, имя которому Истинный, Создатель, свобод ный от страха и не нависти, бессмерт ный, нарожденный, существующий сам по себе, великий и бес страстный. Истин ный был вначале, Истинный был в конце. Истинный есть сейчас. О Нанак! Истинный будет всегда". Начало гимна гуру Нанака из сборника Ади Грантх. Повторяется сикхами каждое утро в знак выражения веры. В настоящее время она прочно занимает центральное место во всех религиозных действиях и ритуалах. Сикхи бьют перед ней поклоны точно так же. как индусы перед своими статуями. Когда в храм приносят новорожденного, имя ему выбирают из прочитанного наугад отрывка из Грантха. Вокруг Книги проводится брачная церемония. Жених с невестой несколько раз обходят вокруг нее под аккомпанемент песен о долге и супружеских обязанностях. Смерть сопровождается обязатель ным чтением священных текстов на протяжении семи — десяти дней. Некоторые праздники предполагают непрерывные двухдневные чтения писания. Сикхский храм, гурдвара ( дверь гуру ), является в основном местом, где Книга хранится и где вокруг нее могут собираться члены общины. Книга плюс община составляют гуру. Гуру Грантх и Гуру Пантх знаменуют присутствие гуру в современном мире. Важнейшим следствием этого раз вития стало резкое увеличение от ветственности за веру, падающей на плечи каждого члена общины. У сикхов нет священников ; богослужение может вести каждый, хотя неболь шая группа членов общины специально обучается чтению и толкованию Грантхов. Это еще более усиливает в сикхах чувство исключитель ти своей веры, в которой как ни дном другом течении индуизма звит конгрегационализм и тесна язь религиозного и общинного са ознания. Несмотря на столь сильный об нный аспект, религия сикхов в one своей строго индивидуальна. 16 этом свидетельствуют основные ожения Гуру Грантх. При этом ует иметь в виду, что взгляды I божественное и мирское не могут. втиснуты в строгие рамки догов веры. Догмы сикхизма возни i скорее как следствие попыток азить человеческое восприятие i в процессе религиозной жизни исков, чем как результат теоло ских изысканий. Золотой ХрамВ 1604 г. Арджан по местил здесь составлен ный им сборник индуис тских и пенджабских гимнов предыдущих гуру, Гурмукхи ( уста гуру ). Поздние издания этого манускрипта, в которые вошли поэтические откровения последних гуру, стали центральной точ кой поклонения и созер цания. Весь комплекс храма состоит из вымощенного камнем внешнего двора с тенистыми аркадами, ок ружающими большой бассейн или водоем, от которого берет свое имя Амритсар ( пруд нектара ). В центре пруда распола гается сам великолепный Золотой Храм, в который каждое утро вносят Свя щенную Книгу. Существует множес тво обьяснений религиозной символики храма. Он сравнивает ся, например, с произ растающим в мрачных водах жизни лотосом, который расцветает белоснежным цветком божественной любви и добродетели и служит для людей примером, как подняться над ми ровым злом, способ ным задушить самые возвышенные стремле ния человека. В отличие от индуистских и мусульманских святи лищ внешний двор имеет четыре входа, символизирующих от крытость истины сик хов для всех. На внешнем дворе, рядом с длинной дорожкой, ведущей во внут реннее святилище, сто ит еще одно крытое золотом здание. Это Акал Такхт, политичес кий центр общины, где оглашаются важней шие постановления, определяющие жизнь сикхов. Построенное шестым гуру, оно сви детельствует о росте храмов, но Амритсар является самым ярким свидетельством единст ва общественной и ре лигиозной жизни, сформированного сикхской культурой. Политического и соци ального сознания наро да сикхов, об их стрем лении к установлению собственных моральных законов и правил сосу ществования с другими группами. Здесь, на территории храма, ре лигия и политика четко разграничены. Существуют еще че тыре основных Такхта ( или трона ) и множест во других влиятельных. Словно гипноти ческие чары материального заслоня ют истинную суть жизни от человека, которому мир начинает казаться морем, тянущим его ко дну, почти без надежды на спасение. Иногда даже святые люди могут, при исполнении ими обрядов, испытывать по добное ощущение собственного неве жества. Любовь БогаЕдинственной надеждой грешника остается вера в то, что истинный Гуру. Бог, милосерден. Бог дарует истинному верующему ощущение бо жественного присутствия, которое помогает человеку вырваться из пут и воспарить над жизнью, полной зла и насилия. Сикх должен искать общество таких, как он сам, и вместе они станут петь гимны, сложенные теми, кто уже обрел знание Бога. По мере того как они с искренностью и любовью станут повторять имя Господа в священных стихах, Божественный Властитель заключит их в свои объятия и позволит ощутить глубоко в душе истинную природу Бога. После этого послушники смогут почувствовать свое единство с Учителем. Всикхских гурдворох добровольцы гото вят еду для " свободной кухни ", где кормят всех желающих . Для сикхского образца веры и поклонения типичен язык любви, часто не уступающий по страстности желанию невесты к жениху — под линный мистицизм любви. Несмотря на то что изначально Бог неопределим, его все же характеризуют такие черты, как милосердие, бессмертие, всемогущество, влияние на ход всего на свете, плохого или хорошего. Бог одинаково присутствует и в червяке. и в слоне. Настоящее духовное паломничес тво, происходящее в сердце и уме — в отличие от физического путешест вия к святым местам,— это перенос центра внимания от себя к Богу. Сикхи обозначают это понятие словами манмукх и гурмукх, где "ман" означает самосознание человека как сердцем, так и умом, а "гур" означа ет Бог. Таким образом, в основе понятия пути спасения стоит не чело век. но Бог. Гордыни и эгоизмМир и люди в нем подвержены за блуждениям — силе майя — кото рые затуманивают ясность мыслей и понятий. В конечном итоге. Бог тоже несет ответственность за это. Однако сикхи не связывают это яв ление с теологической категорией зла. Люди воспринимают мир в его негативных проявлениях лишь пото му, что они подчинены силе хаумайн, гордыне. Только после того как. благословляя имя Бога, челове ку удастся одолеть силу хаумайн, он станет свободен для служения Все вышнему. Но без помощи истинного Гуру нельзя ни освободиться от эгоизма, ни преодолеть его последст вий. Спасение — это любовный союз с Богом, который возникает в ре зультате духовного общения и преданности ученика Учителю. Пока не окрепнет этот союз (сахай). человек должен претерпеть несколько пере рождений. Процесс переселения души прекратится только тогда, когда человек обретет истинного Гуру. Воистину, лишь немногие ищут Его, и из них лишь немногие находят Его. В сердцах тех. кто обрел истинно го Гуру преобладают любовь и страс тное желание служить. В религии сикхов служению придается особая важность. Многие обязанности членов хальсы, как простые бытовые. так и почетные, связаны с ним. Уби рать в гурдваре. готовить еду. пред ставлять сикхскую общину в мире чужой веры — все эти действия счи таются служением. Стиль и содержание Гуру Грантх отличают поэтичность и широкое использование метафор. Книга напоми нает библейские псалмы. Она не яв ляется систематизированным изложе нием постулатов веры. Ее сила в захватывающем действии на ум и в возбуждении сердца для любви к Богу. "Человек, который потерян в себялюбии, тонет без воды, его ум подобен жабе, а характер грязи. И все же Бог — это океан, а чело век маленькая рыбка; тот, кто поня.1 это, способен прийти к еди нению с Богом, это подобно тому, как металл сплавляется с металлом, кипящая вода смешивается с холодной. Этот союз достигается с помощью слова истинного Гуру. Слово Гуру проникает в сердце человека, оно неуничтожимо и обладает силой созидания и разрушения. Когда оно приходит, словно цветок лотоса расцветает в серд це; оно, как корабль, на котором можно пересечь океан существова ния, заполненный злом. Спящий проснется, а охваченный горячкой охладится до дрожи. Испытавший это чувство почувствует, что не заслуживает его. Это подобно тому, как нечистому ученику Бог протянет свою руку и умоет его. После этого тело перестает быть игрушкой в руках майя и освобождается для служения истинному Гуру". У сикхов есть множество вариан тов толкования Священного Писания, но цель всех объяснений заключает ся в оказании помощи в поиске еди нения с Богом. Во многих отношени ях это очень практичная религия, которая предпочитает ученых святым или, по крайней мере, желает уче ным стать святыми. Когда в двадца том веке сикхи попытались возвести свою веру в ранг мировой религии, эта концепция вызвала ряд ироничных замечаний. Ведь не всегда жела ния ученых соответствуют желаниям святых, а тем более рядовых членов религиозного движения. Личность и обществоДвадцатый век стал свидетелем быстрого расселения сикхов за пределы Пенджаба. В начале века н в короткий период после второй мировой войны много холостяков и семейных мужчин, оставивших дома своих жен. отправились в Америку, Великобританию, Канаду, а также в южную и восточную части Африки. Многим из этих сикхов пришлось в поисках работы в но вом для них мире отказаться от тюрбанов и нестриженых волос. В то время сикхских храмов в этих странах почти не было, но невоз можность проведения сикхских ри туалов не означала, что люди забы ли свою веру. Сикхи па ЗападеКонец шестидесятых годов ознаме новался значительными изменени ями в составе групп сикхов, проживающих на Западе. Это было время воссоединения мужей и сыновей со своими детьми и семьями. Дома сикхов перестали быть простыми общежитиями, куда мужчины приходили отоспаться между сменами на работе. Сикхи стали более заметны в социальном плане. Рядом с ними появилось множество женщин, а их многочисленные дети стали посещать школы. В больших индустриальных городах многие здания были превращены в храмы, которые ста ли не только религиозными, но и общественными центрами. Они вом помогли адаптации пенджабских женщин к местным ус ловиям. В 1969 г. в Великобритании было основано Сикхское Миссио нерское Общество, в Канаде — Сикхский Исследовательский Центр, аналогичные движения организовывались также в Америке. Постепенно к сикхам приходило осознание их общественной само бытности. Они стали издавать ли тературу для обучения своих детей истории религии и поощрять их к изучению пенджабского языка. Цель состояла в объединении сик хов и достижении статуса нацио нальной общности. Подобный рост самосознания соответствовал пред ставлению о неразрывности понятия принадлежности к пенджабской народности с сикхским вероис поведанием. Традиционные обычаиНекоторые сикхи снова стали отра щивать бороды и волосы и носить тюрбаны. Членов хальсы легко отличить по пяти символическим признакам, составляющим так на зываемое правило пяти "к":
Иногда прекращали стричь волосы даже дети сикхов, демонстрируя тем самым изменение в отношении к вере у поколения ранних иммигрантов и у тех, кто родился в при ютившей их стране и уверен в сво ем социальном статусе. Несмотря на то что в новых сикхских общинах произошло мно го перемен, некоторые традицион но пенджабские обычаи все же ос тались, например браки по догово ру. При создании таких семей решение за молодых принимают их родители: жених с невестой могут не иметь возможности выразить свое мнение. Некоторым молодым людям даже нравится, что не нуж но решать самим, другие предпочи тают выбрать себе спутника по любви, Наиболее важным фактором при определении кандидатуры супруга является кастовая принадлеж ность, что бы ни говорили по этому поводу древние гуру. В ряде городов отдельные касты посеща ют только собственные гурдвары. Группы джатов часто не смешиваются с рамгархиями или бхат рами, поддерживая память о профессиональных различиях, существовавших когда то еще в Пенджабе. Религия сикхов не яв ляется миссионерской в смысле привлечения верующих со стороны. Это этническая религия, цель которой в поддержании устоев общины. Лишь некоторые сектантские группы в Америке занимаются обращением в свою веру американцев. В Пенджабе тоже существует лишь несколько сект, члены которых убеждены в необходимости существования в наши дни живых гуру, выдвинутых ими из своих же рядов. Но в общем и це лом религия сикхов сфокусирована на общине и моральных правилах, приносящих честь хальсе. Лишь в дружеском обществе истинно веру ющих можно найти путь к Богу. Религия сикхов не отрицает существования истины в других ве рах. ее основной заботой является поддержание в рядах своих привер женцев истинного стремления к верности Богу. Уважение ко всем формам жизни: джайнизмМиртл Лэнгли Для религии, имеющей всего три миллиона верующих, из которых почти все проживают в Индии, джайнизм обладает влиянием, пре восходящим всякие понятия о пропорциональности. Наиболее ярким примером в этом смысле в наше время стал Махатма Ганди. Не яв ляясь сам джайном, он вырос среди джайнов и впитал в себя их са мое характерное правило — не причинять вреда живому (ахимса). С другой стороны влияние джай низма исключительно сильно ощу щается в банковской и коммерчес кой жизни Индии. Джайны считают себя последо вателями Джины (покорителя). Этого титула удостоился Вардхамана, последний из великих учителей джайнизма: так называют и людей, которые, покорив свои страсти и эмоции, достигли освобождения и совершенства. Таким образом, само название "джайнизм" указывает на преимущественно этичес кий характер этой религии. Рождение джайнизмаПериод с седьмого по пятый век до переломным пунктом для интеллектуального и духовного развития во всем мире: среди дру гих достаточно назвать хотя бы фи лософов в Древней Греции, вели ких пророков в Хевроне, Конфуция в Китае и Зороастра в Персии. Для северной части Индии шестого века до н.э. было особенно характерно социальное, политическое и интеллектуальное брожение. Древние, отжившие племенные структуры разрушались. Их сменили несколько крупных региональных царств и более мелких племенных союзов. известных, за неимением лучшего термина, как республики. Они сохраняли некоторые черты племенной структуры, но были сла быми в политическом отношении, так как зависели от наиболее крупных царств. В этот переходный период, ког да отмирал старый общественный порядок, а новый еще окончатель но не оформился, многие люди чувствовали себя брошенными на произвол судьбы как в социальном, так и в моральном смысле. По мере того как встречались и входили в конфликт противоречи вые течения религиозной мысли и практики, возникали смуты в вопросах веры. Возможно, что появление буддийских, джайнистских и авиджистских сект связано именно с этим конфликтом. Их основателями были так называемые учителя-гетеродоксы. которые, в свою очередь. были последователями шрамана-нов, религиозных наставников древности, отличавшихся от бра минов тем, что проповедовали до ктрину спасения через атеизм и аскетизм. Термин "гетеродоксы" указывает на отрицание авторите та основополагающих индуистских текстов. Вед. и неприятие касто вых и жертвенных традиций. Домашнее святилище джойнов . Махавира — основатель путиВардхамана. прозванный своими пос ледователями Махавира (Великий Герой), был старшим современником Будды. Окутавшие его жизнь леген ды не столь привлекательны, как ле генды о Будде, но тем не менее это был несомненно реальный историчес кий персонаж. Он часто упоминается в буддийских текстах под именем Нигантха Натапутта и характеризу ется как один из главных оппонентов Будды. Второй сын вождя кшатриев Сиддхарта. Махавира. родился примерно в 540 г. до н.э. в Кундаграме, на территории современного штата Бихар. недалеко от города Патна, и умер в 468 г. до н.э. (таково мнение ученых; традиционно называются 599-527 гг. до н.э.). Так как оба его родителя принадлежали к могущественному в то время классу воинов-правителей. он получил царское воспитание. Согласно одной версии, Махавира всю жизнь оставался холостяком; по дру гой, он был женат на принцессе, от которой у него была дочь. Так или иначе, в возрасте двадцати восьми лет. после смерти родителей, он отказался от семьи и вступил на путь аскезы, чтобы получить освобожде ние от заклятого круга рождения, смерти и перерождения. Сначала он следовал аскетическим правилам секты, основанной за 250 лет до этого неким Парсвой. Парсва известен как двадцать третий, а Махавира как двадцать четвертый из тнртханкаров, "нашедших брод", "создателей пути", или великих учителей джайнизма, которые указывали своим последователям путь через реку пере селения душ. Более двадцати лет Ма хавира странствовал по стране. Его одеждой вначале служила набедрен ная повязка, от которой он отказался через тринадцать месяцев соблюде ния аскезы, и оставшуюся жизнь он ходил обнаженным. ПросветлениеНа тринадцатый год странствий, в возрасте сорока лет, по окончании длительного поста он обрел свободу и просветление. На языке его после дователей. он стал победителем (Джиной). Он достиг полного, ясно го и свободного знания и интуиции, так называемой кевалы. душа его об рела совершенство (кевалин). Получив дар всеведения. Махавира освободился от сил (кармы), связывав ших его с цепью перерождений. После этого Махавира был про возглашен тиртханкаром и оставшие ся тридцать лет жизни посвятил проповедованию своих убеждений и организации общины учеников. Он называл себя наследником легендар ных тнртханкаров и их верований, уходящих корнями в глубокую древ ность. Не все его утверждения могут считаться правдивыми, но нет сомне ния в том, что истоки джайнизма лежат значительно глубже Махавиры, Парсвы. и даже Неми (предполагае мого двоюродного брата Кришны из эпохи войн Махабхараты) и теряют ся в глубинах индийской предыстории. Умер он по своей воле, отказав шись от пищи, в Паве, недалеко от места своего рождения, которое ста ло в наши дни знаменитом местом паломничества джайнов. Такой смертью он достиг нирваны, своего "окончательного покоя". Расцвет джайнизмаМахавира выбирал себе учеников преимущественно из кшатрийской аристократии и организовал из них постоянную общину, состоявшую из мирян и монахов обоих полов. Не лишено оснований предположение, что прежде чем присоединиться к Джине. некоторые из его последователей отка зывались от всего имущества, вклю чая одежду, что способствовало обре тению бесстрастия и отрешенности. в то время как других останавливало требование соблюдения наготы. Храмы джайновОбычно храмы джайнов имеют следующую планировку : портал с колоннами, закрытый зал или открытый двор и внутреннее святилище, где хранятся статуи. По бокам главной статуи тиртханка ра, которому посвящен храм, стоят два служителя и двадцать четыре маленьких статуи тиртханкаров. В храмах дигамбаров статуи обнажены и глаза их опущены к земле. У шветам баров статуя носит набедренную повязку, глаза у нее навыкате, часто она украшена драгоценностями и цветами. В каждом джайнском храме имеется " священное колесо " ( сиддха как ра ). По форме оно напоминает стилизованный плоский лотос ( круг с четырьмя лепестками ). На лепестках и в центре круга располагаются Пять Великих Существ в позе медитации ( сидя со скрещенными ногами ). Часто им составляют компанию принципы праведного знания, праведной веры и праведного поведения. Вместе они составляют магическую диаграмму разрушения зла и победы добра. Только эта разница и еще более поздние разногласия по вопросам канонов священного писания привели к разделению джайнизма на две основные секты. Никаких фундаментальных различий по вопросам догматов веры между ними не возникало даже в последующие века. Две сектыНа протяжении двух веков последователи Махавиры продолжали оставаться маленькой общиной. Но после того, как отрекся от престола и присоединился к ним основатель великой Маурианской династии, император Магадхана Чандрагупта ( примерно 321-297 гг. до н. э.), ряды джайнов стали быстро расти. Эта легенда подтверждается историческими исследованиями, во всяком случае, до некоторой степени. Кроме того, в конце правления Чандрагупты случился великий голод, который привел к исходу большого количества монахов джайнов из долины Ганга на севере Индии в южные районы Деккана. Там, на территории штата Мисор. они основали несколько крупных религиозных центров. Затем, гласит легенда, когда после одиннадцатилетнего отсутствия лидер эмигрантов Брадрабаху, одиннадцатый старейшина в общине, возвратился в Бихар, он обнаружил, что связанные с голодом трудности и смуты принудили северных монахов, которыми руководил Ситхулаб хадра, отказаться от традиций, завещанных Махавирой. и одеться в белые одежды. Так образовались две основные секты джайнизма, днгамбары (" одетые в небо " или " одетые в воздух ") и шветамбары (" одетые в белое "). Раскол был узаконен в первом веке н. э. и существует по сей день. Священные писанияАналогичным образом, тоже согласно легенде, начиная с времен Маха виры священные тексты передавались от поколения к поколению устным путем. Но последним человеком, кто знал их в совершенстве. был Брадрабаху. После его смерти, в начале третьего века н. э., канон был по мере возможности восстановлен в виде двенадцати частей ( Ангас ), которые заменили ранние Пессимизм джайнизма лучше всего иллюстрирует притча о человеке в колодце, по преданию, рассказанная монахом джайном одному принцу, чтобы убедить того в существовании сил зла.Однажды, человек, замученный бедностью, покинул дом, чтобы отправиться в другую страну. Но через несколько дней пути он заблудился в густом лесу. Там он встретил бешеного слона, который бросился на него с угрожающе поднятым хоботом. Он бросился бежать, и тут перед ним появилась ужасная демоница с острым мечом в руке. Дрожа от страха, он стал оглядываться в поисках спасения, и увидев высокое дерево, побежал к нему. Но он не смог вскарабкаться по скользкому стволу, и поэтому, страшась смерти, кинулся в старый колодец неподалеку. Падая, он успел ухватиться за пучок травы на стене колодца и повис на нем. Глубоко внизу он видел клубок шевелящихся змей, рассерженных шумом его падения, а на самом дне, различимый по своему страшному шипению, его ждал, раскрыв пасть, могучий черный питон. Когда он понял, что жизнь его продлится столько, сколько удержит его трава, он взглянул вверх и увидел двух мышей, одну черную и одну белую, которые грызли ее корни. Тем временем слон, разъяренный тем, что от него ускользнула добыча, бросился на дерево, с которого слетели пчелиные соты. Они упали на человека, державшегося за ненадежную опору. Разозлившиеся пчелы облепили его тело, но в этот момент капля меда попала ему на бровь и стекла по лицу прямо на губы, дав ему на миг ощутить сладость. И он стал мечтать о том, чтобы больше капель попало ему в рот, и забыл об опасностях, которым подвергался. Теперь послушай толкование притчи. Человек — это душа, его блуждание по лесу — это его жизнь. Дикий слон символизирует смерть, а демоница — старость. Дерево означает спасение, где нет страха смерти, но его не может достичь ни одна чувственная душа. Колодец — это жизнь, змеи — страсти, а питон — ад. Пучок травы означает остаток жизни, черная и белая мыши — темное и светлое время суток. Пчелы — это болезни и несчастья, а капли меда всего лишь обыденные удовольствия. Как может умный человек желать их, находясь в центре подобных опасностей и четырнадцать текстов ( Пурвас ). Признанный шветамбарами канон не удовлетворил дигамбаров, считав ших. что старый утерян безвозвратно. В окончательную форму канона. принятого в пятом веке н. э., входят восемьдесят четыре текста, состав ленных шветамбарами. Они включа ют сорок одну сутру, несколько не классифицированных текстов, двенадцать комментариев и один обший комментарий. Все они написаны на языке ардха магадхи. Взлет и падениеВ последующие века джайнизм рас пространился от восточного до запад ного побережья Индии. Временами он находился под покровительством царей и князей, чье расположение помогло создать несколько великолеп нейших образцов храмовой архитек туры в мире. Но по мере расцвета в средние века индуистской концепции теистической преданности ( бхакти ), особенно культов Шивы и Вишну, на ступила пора относительного упадка джайнизма. Джайнизм отстоял свои позиции в двух регионах, где он существует до сегодняшнего дня : в штатах Гуд жарат и Раджастан, где преобладают шветамбары, и в Деккане, теперешнем Мисоре. где расположена штаб квартира дигамбаров. Но, в отличие от буддизма, джайнизм сохранился в местах своего рождения. Возможно. этому способствовало то, что религия допускала не только монашес кий. но и мирской образ жизни. В годы гонений только поддержка власть имущих и богатых мирян позволила приверженцам религии не покидать родину. Осталось упомянуть еще один по ворот в истории джайнизма : отпоч кование в 1653 г. н. э. от шветамба ров секты " обитателей залов " ( штха накаваси ). Подобно европейским протестантским реформаторам и, возможно, под влиянием мусульман ства, они восстали против всех форм идолопоклонства и храмового служе ния как противоречащих учению Ма хавиры. Основополагающих доктрин религии этот последний раскол, од нако, не затронул. Вера джайновМахавнра и другие учителя гетеро доксы его эпохи интересовались главным образом поисками освобож дения от круга перерождений. ВселеннаяНекоторые из основных положений философии джайнов не свойственны системам буддизма или индуизма. Джайнизм утверждает существова ние бесчисленного количества одушевленных и неодушевленных суб станций — дживов и адживов, пред ставляющих противопоставление дух / материя — каждой из которых свойственно неограниченное число собственных последовательных деле ний. Более того, все субстанции существуют вне нашего восприятия и знания о них. С этой стороны фило софию джайнизма можно назвать ре алистичной. Однако бесчисленность душ, на селяющих Вселенную, заставляет их бесконечно перерождаться в самса ре, цикле рождения, смерти и перерождения, Нашему миру тоже свойственна цикличность расцвета и упадка. Являясь частью Вселенной. не имеющей ни начала, ни конца, он проходит через такое же неограниченное число космических циклов. каждый из которых разделяется на фазы повышения и понижения, со впадающие с расцветам и крушениями цивилизаций. В настоящее время мы находимся в пятом периоде фазы понижения. Очевидному фатализму и детерминизму системы ученые джайны противопоставляют уникальную тео рию "многосторонности" (анеканта-ваду). Она соотносит справедливость любого утверждения с точкой зрения того, кто его делает. Подъемы и па дения цивилизаций строго определе ны с точки зрения универсальных законов, но. со своей стороны. каждый человек волен искать инди видуального спасения. Лишь осво божденной душе известна полная и абсолютная истина. Популярной иллюстрацией может служить пример слона и шести слепых. Каждый из них ухватился за какую-то часть ог ромного животного, и когда их спросили, на кого похож слон, один ответил, что на стену, другой — на змею, третий — на веревку, четвер тый — на опахало и так далее. Толь ко душа, находящаяся в нирване, об ладает полным и совершенным зна нием. ДушаОсновными свойствами души явля ются ее чувствительность и знание. В своем первоначальном состоянии душа знает все: от нее ничего нельзя утаить, она владеет знанием бытия во всех его проявлениях, во все вре мена, в прошлом, настоящем и будущем. В наш мир она приходит в обо лочке материального тела, и ее знание несовершенно и неполно в силу ограничений, налагаемых на нее ма терией. В зависимости от формы, в которой душа проводит свое земное су ществование, выделяются пять уров ней.
Перемещение души от одного уровня сознания к другому или из одной группы в другую, вверх или вниз по шкале, зависит от неумолимого закона кармы. Карма и перерождениеПодобно всем индийским религиям, джайнизм признает универсальный закон кармы. Согласно этому закону. каждое действие — мысль, слово или поступок — имеет свои последствия, которые, в свою очередь, служат причиной следующего действия, и так далее. Эта причинно-следственная цепь известна под названием "карми ческая связь", или просто карма. Так как джайнизм, как мы уже видели, придерживается доктрины переселе ния души и перерождения, следовательно, для него состояние души в каждый конкретный момент опреде ляется кармой, накопленной за бес численные века. Тем не менее доктрина кармы у джайнов достаточно самобытна. В то время как индусы рассматривают кар му как чистый закон природы, джай ны верят, что карма состоит из мель чайших неощутимых частиц материи. которые прилипают к душе, как глина к горшку. И все же, с помощью определенных усилий, дисциплины и зна ния люди могут контролировать карму. Эгоистичные, беспечные и жесто кие поступки приводят к накоплению тяжелой кармы, которая тянет душу вниз. Но карма, происходящая от до брых поступков, рассыпается почти мгновенно и не оказывает почти никакого влияния. Более того, добро вольно принятые страдания могут уменьшать накопленную карму, помо гая просветлению души. Чтобы достичь спасения (мокши), душа должна освободиться от мате рии. Когда это произойдет, природная легкость позволит ей подняться на поверхность Вселенной и поселиться там навечно среди блаженства всеве дения. Души героев, таких как Махавира, достигают спасения еще в этой жизни. С землей их связывает только остаточная карма, но когда, с помощью постов и обетов, она разве ется, они немедленно вознесутся над высочайшими из божественных небес к вечному отдыху нирваны. Джайнизму не свойствен фатализм, зато он является атеистичес ким учением. В нем отсутствует все ленский дух, творец и властитель Вселенной, нет никого, кроме самого себя, кто бы помог людям в их стремлениях (за исключением тиртханкаров, да и те могут служить лишь наставниками и примерами). Подобным образом, несмотря на всю искусность и тщательность отделки доктрины кармы и перерожде ния. джайнизм на практике остается глубоко пессимистичным учением. Мир полон крайней нищеты и горя. которое ни в коей степени нельзя компенсировать несколькими мгнове ниями счастья, дарованными нам в этой жизни. Путь спасенияБесчисленное количество душ во Вселенной и длительность цикла пе рерождения являются причиной того, что земное рождение души слу чается крайне редко. В силу этого, каждый человек должен использовать любую возможность вступить на путь спасения, для чего необходимо собрать Три Бриллианта:
Правильное знание приходит че рез постижение учения джайнов. Вера через убежденность в его истинности, и правильное пове дение через следование ему. Первые два не стоят ничего без третьего, помонахи и монахини, миряне и мирянки джайнов дают обеты правильного поведения, самым важным и всеобъемлющим из которых явля ется ненасилие. НенасилиеПричинить вред живому существу. даже нечаянно, значит привлечь са мый тяжелый из потоков кармы. Причинение зла с преднамеренным умыслом приводит к самым страшным последствиям. А так как практи чески вся Вселенная пульсирует жизнью, становится понятно, что пи тание и образ жизни джайнов по ставлены в рамки строжайших огра ничений. Даже мирянин-джайн до лжен быть строгим вегетарианцем. Он не может быть крестьянином, так как, вспахивая почву, он может причинить вред животным и растениям, не говоря уже о самой земле. Он не может заниматься определенными ремеслами, так как металл на наковальне кузнеца и дерево на верстаке столяра испытывают при обработке нестерпимую боль. Вместо этого он должен выбрать безопасную профессию торговца или ростовщика, а луч ше всего стать богатым купцом или преуспевающим банкиром. Повседневная жизнь джайнаПо случаю рождения, вступления в брак или смерти джайны проводят особые церемонии, так же как в большинстве других религиий. Одна ко тут есть один нюанс. Обряды эти скорее индуистские, чем джайнистские. И очень часто проводят их ин дуистские жрецы. Жизнь мирянинаПолное спасение возможно для мирянина только в одном случае: если в конце жизни он примет обет ста рости, включающий обязательство умереть от добровольного голодания. Более того, согласно дигамбарам, спасение невозможно для женщины, разве только она родится мужчиной. Джайнизм различает четыре ис точника кармы:
Карму можно контролировать пу тем отказа от каких бы то ни было действий. Джайнизм различает так же восемь видов кармы, три времени кармы и четырнадцать этапов избав ления от кармы. Между первым и четвертым этапами человек обретает знание и веру, но лишь на пятом осознает важность праведного поведения и. таким образом, становится вправе принять двенадцать обетов. определяющих религиозную жизнь мирянина. Храм Парсванот в Калькутте свидетельствует о богатстве общины джайнов . Первыми из двенадцати идут пять "ограниченных обетов":
За ними следуют три "вспомога тельных обета", которые помогают соблюдать первые пять:
Оставшиеся четыре обета служат для того, чтобы поощрить религиоз ное рвение мирянина:
Джайны верят, что соблюдение двенадцати обетов приносит огром ное физическое и моральное удовлет ворение. Тело становится молодым и здоровым, а душа освобождается от любви и неприязни. Мирянин, желающий достичь вы сшей ступени на пути к освобожде нию. должен попытаться соблюсти еще одиннадцать обещаний:
К тому времени, как мирянин примет последний из этих одиннад цати обетов, он уже практически становится аскетом. Пока мирянин стремится достичь возвышенного состояния, он будет стараться развить в себе двадцать одно качество, которые отличают " благородного " джайна. Он будет всегда " серьезен в поведении ; чист в отношении как одежды, так и души ; спокоен ; популярен в обществе : ми лосерден ; безгрешен ; прям ; мудр ; скромен ; добр : умерен ; благовоспи тан ; осторожен в речах ; общителен ; осмотрителен ; прилежен ; почтителен к старшим и к старым обычаям ; за стенчив ; приятен ; благожелателен : и. наконец, внимателен в делах ". Жизнь аскетаЖизнь аскета начинается с посвящения. Сначала он сдает все свои вещи и драгоценности родственникам и надевает платье аскета ( садху ). состоящее из трех предметов верхней одежды и двух деталей нижнего белья, цвета которых в разных сектах разные. Затем ему обривают го лову. С этого момента он бездомный странник и не должен иметь никаких вещей, кроме своих одежд, несколь ких кусков ткани для процеживания воды, в которой могут оказаться на секомые. матерчатой маски, закрыва ющей рот. чтобы не причинить вреда воздуху, нескольких деревянных кув шинов или бутылок из тыквы и мет лы или веника, чтобы подметать зем лю перед собой, так как на ней мо гут оказаться насекомые. Пять великих обетов, принимае мых аскетами джайнов. являются бо лее строгими версиями пяти первых обетов, которые дают миряне :
Так же как существует образец мирянина, существует и идеал мона ха джайна. Говорят, что настоящий аскет должен обладать двадцатью семью качествами, так как он должен соблюдать пять обетов, никогда не есть ночью, защищать все жи вые существа, контролировать свои пять чувств, презреть алчность, хра нить высокие идеалы и внимательно осматривать все, чем он пользуется, чтобы не нанести вреда случайному насекомому. Кроме того, он должен быть самоотреченным и тщательно соблюдать три правила контролирования разума, речи и тела, владеть двадцатью двумя способами терпе ния и переносить страдания до са мой смерти. Способы поклоненияОтрицание джайнами Бога не влечет за собой отказа от молитв и поклонения. которое более точно можно было бы назвать созерцанием. Из всех существ, включая богов и святых. поклоняются только освобожденным душам или тиртханкарам. Но даже к ним не обращаются за помощью или милостью ; они служат больше для вдохновления тех, кто продолжает бороться за освобожде ние и совершенство. Все это в теории. На практике дела обстоят по другому. Многие миряне джайны обращаются за по мощью к индуистским богам, во многих храмах джайнов обитают статуи индуистских божеств, многие праздники джайнов включают индуистские ритуалы. Храмы и домашние святилища Славу джайнизму во многом обеспе чили прекрасно сохранившиеся великолепные образцы храмовой архитек туры. Самыми выдающимися из них считаются два города храма, которые объединили сотни святилищ, возведенных в разные века. Их лепным потолкам и резным мраморным ко лоннам, изукрашенным изображения ми людей и цветов, возможно, нет равных во всем мире. Многочисленные современные городские храмы намного меньше и не так вырази тельны. В соответствии с ка нонами этой веры хвала воздается тем, кто благодаря своему упорству и героизму обрел духовную свобо ду и указал путь к этому другим" Святилища в домах джайнов, со гласно требованиям священного пи сания. должны быть деревянными. Во многих из них сохранились изумительной работы резные двери. МолитваХрамы джайнов заполнены статуями тиртханкаров: "При созерцании бес страстного изображения Бога в джаинском храме в голову сами при ходят мысли о самоотречении... Разум очищается в процессе созерцания и поклонения тиртханкарам". Ежедневно посвященные джайны встают засветло и с гирляндами из 108 розовых бутонов в руках вызыва ют Пять Великих Созданий, сложив перед собой ладони и кланяясь на восток, север, запад и юг. При входе в храм поклонники ос тавляют снаружи обувь и носки. В дверях они наносят на брови шафра новую метку и произносят молитву, ниссахи (которая помогает им оставить все грехи и заботы). Внутри они подходят к святилищу и устраивают торг за право провести омовение главной статуи тиртханкара. Уб рав драгоценности и увядшие цветы, они омывают ее водой, молоком и пятью нектарами. Когда она высо хнет. ее натирают и жидким шафра ном ставят четырнадцать меток на всех частях тела. Все это время про должается распевание гимнов, на пороге святилища курятся благовония, а на столик перед дверью выставляется блюдо с рисом. После всего проводится ритуал духовного покло нения. по правилам которого все трижды падают ниц перед статуей, восхваляя добродетели тиртханкара, посвящая ему гимны, а затем, пятясь задом, направляются к дверям, произносят авассахи (которая позволяет им снова окунуться в повседневные заботы) и со сложенными перед со бой ладонями, кланяясь, выходят. ПразднестваГлавный праздник джайнизма прово дится в Паджджусане. торжествен ном сезоне, завершающем джайнинский год. В течение восьми дней или более, в период муссонных дождей, в августе, посвященные джайны постятся и посещают специальные службы. Всех глав семейств заставляют вести монашеский образ жизни. по крайней мере, на протяжении суток, в стенах монастыря, совершая подвиги поста и медитации. В завер шающий день праздника все джайны воздерживаются от пищи и воды. По окончании храмовой службы совер шается ритуал покаяния, и все про сят прощения у соседей за возмож ные нечаянные обиды и обещают не ругаться и не ссориться на протяже нии всего следующего года. Следующий по значению празд ник называется Дивали и совпадает с индуистским празднеством в честь Лакшми. богини преуспеяния. Джай ны приспособили его для празднова ния освобождения Махавиры. Кроме того, джайны соблюдают посты в полнолуние и с удовольстви ем участвуют в паломничествах к святым местам. Джайнизм — это религия самоог раничения. Ее цель — бесстрастная отрешенность — достигается лишь с помощью наиболее суровых ограни чений жизненных потребностей. кульминацией которых, в идеале. становится добровольная смерть от голода. При этом можно рассчиты вать только на себя, а не на помощь Бога или богов. И все же самоограничение часто может принести пользу другим. На протяжении долгого времени джай нов отличает активность в деле под нятия общественного благосостояния. Они особенно известны своими пожертвованиями для школ и боль ниц — как для людей, так и для жи вотных.
|
|||||||||||||||||||||||||
|
© uchebnik-online.com |